Найти тему
Олег Еверзов

Атомный ледокол "Ленин", авианосец "Адмирал Кузнецов", подводные лодки "К-222" и "Комсомолец" - достижения "Оргсудопрома"в музее АО "ЦТСС"

В Петербурге в октябре месяце прошёл ежегодный "Форум малых музеев", когда можно было посетить выставочные площадки, которые работают в ограниченном режиме. Например, находятся в образовательных учреждениях или при заводах. То есть те места, куда одиночным посетителям попасть сложно.

В этой заметке речь пойдёт о "Корпоративном информационном центре технологий судостроения и судоремонта".

Он открылся в 2020 году. Представляет собой презентационную, информационную и образовательную площадку для молодых специалистов, студентов, школьников, партнёров и ветеранов предприятия АО "ЦТСС".

Поэтому экскурсии здесь проходят только для групп по предварительной заявке.

-2

Но благодаря форуму удалось побывать и одиночным посетителям. Экскурсию для нас провела Евдокия.

-3

В корпоративном центре размещены 3 тематических зала. Зал "История", зал "Достижения" и зал "Технологии".

-4

Начинается рассказ с того как зародилось судостроение. Изначально оно было деревянным

-5

Затем стало металлическим с использованием заклёпок. И далее стало развиваться благодаря технологии дуговой электрической сварки.

-6

Предприятие АО "ЦТСС", в информационном центре которого мы находимся, начало свою работу в 1939 году. Тогда по приказу Народного Комиссара судостроительной промышленности СССР И.Ф. Тевосяна был создан союзный трест "Оргсудопром".

-7

В зале "История" есть старые фотографии, с помощью которых можно узнать различные исторические факты.

-8

Один из них.

Важной работой довоенного периода, выполненной подразделениями корпусных работ треста "Оргсудопром", явилась механизация ручных операций на участках изготовления судокорпусных деталей путём применения штамповки и замены горячей ручной гибки - холодной механизированной на гидравлических прессах.

-9

Ещё один исторический факт.

На фотографии вы видите поточно-позиционную сборку боевых катеров на Сосновской судоверфи (завод №640, Кировская область).
К работам были привлечены женщины и подростки (1943 год)

-10

Важное событие в истории завода.

На заводе "Судомех" (№196) в Ленинграде был организован отдел сварки треста "Оргсудопром". Этим отделом был произведён первый отечественный сварочный аппарат "МАГ-1".
На фотографии разработчик автомата Л.М. Мышковский и инженер треста "Оргсудопром" С.А. Кузьминов (1945 год).

-11

Для атомного ледокола "Ленин" на заводе был изготовлен новый вид сверхпрочной стали. Сейчас, как известно, ледокол является музеем, стоит в г. Мурманск.

Первый в мире атомный ледокол - "Ленин"
Первый в мире атомный ледокол - "Ленин"

Постепенно завод перешёл от работы со сталью к работе с титаном. Трудился с подводной лодкой К-222 (ранее К-162) проекта 661 "Анчар". За дороговизну эта АПЛ получила прозвище "Золотая рыбка". Этой подлодке принадлежит рекорд подводной скорости 44,7 узла (80,4 км/час)

Также завод работал с подводной лодкой проекта 705(К) "Лира", которая достигала скорости 72 километра в час.

-13

Далее на предприятии стали развивать стеклопластик.

А в 1983 году завод проводил работы с подводной лодкой "Комсомолец", которая имеет корпус из титанового сплава пр. 685 (фото 1984 года). Данная АПЛ совершила абсолютный рекорд погружения на глубину 1027 метров за 51 минуту.

-14

Ещё одна гордость завода.

В 1990 году при участии ЦНИИТС завершилось строительство самого крупного отечественного боевого корабля - тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".

-15

В 1990-е годы завод участвовал в строительстве платформы "Приразломная".

-16

Со временем стал заниматься строительством судов, связанных с китобойным промыслом. Но китов довольно быстро стали истреблять и они стали кончаться, поэтому в дальнейшем такие суда перепрофилировали из-за введения различных ограничений на китобойный промысел. На фотографии китобойная база "Советская Украина".

-17

Ещё два примера рыболовных судов.

-18
-19

Это что касается некоторых фактов, которые я услышал на экскурсии. Чем же ещё мы занимались во время мероприятия, которое было, конечно, не просто лекцией?

Например, играли в викторину, отвечая на вопросы.

-20

Также на интерактивном макете нам показали как работает многофункциональная гибочно-правильная машина (версия МГПМ - 25).

-21

А затем продемонстрировали работу японского робота-манипулятора, который применяется для разных целей. От сборки чего-либо до резки, сварки, покраски и прочего.

-22

Видео я вам уже показывал.

Кроме того, мы совершили виртуальную прогулку по кораблю.

-23

Кстати, о ещё одой технологии, которую я не видел ни в одном выставочном пространстве Петербурга, рассказал в другом видео. В музее используется некий экран-рентген, назовём его так.

В конце экскурсии нам дали время поучаствовать в викторине "Правда - неправда".

-24

Экскурсия получилась очень интересная и несмотря на то, что музей технический, время прошло довольно быстро - ведь информация подавалась в довольно простой и понятной форме. Хотя стенды для специалистов тоже были.

Фрагмент корпуса антенной связи
Фрагмент корпуса антенной связи

Зал "Технологии".

-26

Форум "Малых музеев" проходит ежегодно и я участвую в нём уже много лет. Если вам это интересно, то имейте ввиду. За неделю форума проходит несколько десятков познавательных мероприятий.

-27

Возможно, при определённых усилиях, у вас получится собрать группу и записаться на экскурсию самостоятельно по тел: 8 (812) 610-65-00. Контактное лицо по вопросу проведения экскурсий Маркушина Валерия Вячеславовна.

Адрес: Промышленная ул., д. 7

Координаты: 59.898390, 30.268078

Санкт-Петербург, Промышленная улица, 7, 198095
Вход в музей
Вход в музей

Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!

-29

Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)

2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)

Яндекс-кошелёк Юмоней

-30

Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!