В Петербурге в октябре месяце прошёл ежегодный "Форум малых музеев", когда можно было посетить выставочные площадки, которые работают в ограниченном режиме. Например, находятся в образовательных учреждениях или при заводах. То есть те места, куда одиночным посетителям попасть сложно.
В этой заметке речь пойдёт о "Корпоративном информационном центре технологий судостроения и судоремонта".
Он открылся в 2020 году. Представляет собой презентационную, информационную и образовательную площадку для молодых специалистов, студентов, школьников, партнёров и ветеранов предприятия АО "ЦТСС".
Поэтому экскурсии здесь проходят только для групп по предварительной заявке.
Но благодаря форуму удалось побывать и одиночным посетителям. Экскурсию для нас провела Евдокия.
В корпоративном центре размещены 3 тематических зала. Зал "История", зал "Достижения" и зал "Технологии".
Начинается рассказ с того как зародилось судостроение. Изначально оно было деревянным
Затем стало металлическим с использованием заклёпок. И далее стало развиваться благодаря технологии дуговой электрической сварки.
Предприятие АО "ЦТСС", в информационном центре которого мы находимся, начало свою работу в 1939 году. Тогда по приказу Народного Комиссара судостроительной промышленности СССР И.Ф. Тевосяна был создан союзный трест "Оргсудопром".
В зале "История" есть старые фотографии, с помощью которых можно узнать различные исторические факты.
Один из них.
Важной работой довоенного периода, выполненной подразделениями корпусных работ треста "Оргсудопром", явилась механизация ручных операций на участках изготовления судокорпусных деталей путём применения штамповки и замены горячей ручной гибки - холодной механизированной на гидравлических прессах.
Ещё один исторический факт.
На фотографии вы видите поточно-позиционную сборку боевых катеров на Сосновской судоверфи (завод №640, Кировская область).
К работам были привлечены женщины и подростки (1943 год)
Важное событие в истории завода.
На заводе "Судомех" (№196) в Ленинграде был организован отдел сварки треста "Оргсудопром". Этим отделом был произведён первый отечественный сварочный аппарат "МАГ-1".
На фотографии разработчик автомата Л.М. Мышковский и инженер треста "Оргсудопром" С.А. Кузьминов (1945 год).
Для атомного ледокола "Ленин" на заводе был изготовлен новый вид сверхпрочной стали. Сейчас, как известно, ледокол является музеем, стоит в г. Мурманск.
Постепенно завод перешёл от работы со сталью к работе с титаном. Трудился с подводной лодкой К-222 (ранее К-162) проекта 661 "Анчар". За дороговизну эта АПЛ получила прозвище "Золотая рыбка". Этой подлодке принадлежит рекорд подводной скорости 44,7 узла (80,4 км/час)
Также завод работал с подводной лодкой проекта 705(К) "Лира", которая достигала скорости 72 километра в час.
Далее на предприятии стали развивать стеклопластик.
А в 1983 году завод проводил работы с подводной лодкой "Комсомолец", которая имеет корпус из титанового сплава пр. 685 (фото 1984 года). Данная АПЛ совершила абсолютный рекорд погружения на глубину 1027 метров за 51 минуту.
Ещё одна гордость завода.
В 1990 году при участии ЦНИИТС завершилось строительство самого крупного отечественного боевого корабля - тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".
В 1990-е годы завод участвовал в строительстве платформы "Приразломная".
Со временем стал заниматься строительством судов, связанных с китобойным промыслом. Но китов довольно быстро стали истреблять и они стали кончаться, поэтому в дальнейшем такие суда перепрофилировали из-за введения различных ограничений на китобойный промысел. На фотографии китобойная база "Советская Украина".
Ещё два примера рыболовных судов.
Это что касается некоторых фактов, которые я услышал на экскурсии. Чем же ещё мы занимались во время мероприятия, которое было, конечно, не просто лекцией?
Например, играли в викторину, отвечая на вопросы.
Также на интерактивном макете нам показали как работает многофункциональная гибочно-правильная машина (версия МГПМ - 25).
А затем продемонстрировали работу японского робота-манипулятора, который применяется для разных целей. От сборки чего-либо до резки, сварки, покраски и прочего.
Видео я вам уже показывал.
Кроме того, мы совершили виртуальную прогулку по кораблю.
Кстати, о ещё одой технологии, которую я не видел ни в одном выставочном пространстве Петербурга, рассказал в другом видео. В музее используется некий экран-рентген, назовём его так.
В конце экскурсии нам дали время поучаствовать в викторине "Правда - неправда".
Экскурсия получилась очень интересная и несмотря на то, что музей технический, время прошло довольно быстро - ведь информация подавалась в довольно простой и понятной форме. Хотя стенды для специалистов тоже были.
Зал "Технологии".
Форум "Малых музеев" проходит ежегодно и я участвую в нём уже много лет. Если вам это интересно, то имейте ввиду. За неделю форума проходит несколько десятков познавательных мероприятий.
Возможно, при определённых усилиях, у вас получится собрать группу и записаться на экскурсию самостоятельно по тел: 8 (812) 610-65-00. Контактное лицо по вопросу проведения экскурсий Маркушина Валерия Вячеславовна.
Адрес: Промышленная ул., д. 7
Координаты: 59.898390, 30.268078
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!