Рассказываем, какие скорости могут развивать разные виды локомотивов
А вы задумывались, какой локомотив может ехать быстрее других? Правда ли, что паровоз слишком медлительный, а электровоз — наиболее стремительный? В качестве примеров будем рассматривать машины, работающие или работавшие на наших магистралях.
Самые медленные?
Паровозы обычно кажутся самыми неторопливыми на железной дороге. Они важно пыхтят, будто собираются с мыслями, а затем неспешно тянут состав. Однако цифры не так уж и малы: конструкционная скорость грузового магистрального паровоза "Л" составляла 80 км/ч, а пассажирского П36 — 125 км/ч.
При этом в 1937 году на Ворошиловградском заводе построили ИС20-16, разгонявшийся до 155 км/ч, а годом позже — 2-3-2В, продемонстрировавший в ходе испытаний целых 180 км/ч. Кстати, ИС20-16 на момент создания был самым мощным паровозом Европы.
Современные скоростные
Средняя конструкционная скорость современных пассажирских электровозов, например ЭП2К, составляет 160 км/ч, а грузовых — 110–120 км/ч. Реальные скорости на дорогах поменьше.
Справедливости ради отметим, что сегодня самые быстрые серийные локомотивы на российских железных дорогах всё же электровозы, а именно ЧС200 с конструкционной скоростью 220 км/ч и ЭП20, способный достигать 200 км/ч (на деле её ограничили до 180).
Опытные рекордсмены
Что касается тепловозов, здесь рекорд принадлежит опытному пассажирскому ТЭП80 с конструкционной скоростью 245 км/ч и максимальной — 271 км/ч. Конструкционная же скорость единственного современного пассажирского тепловоза наших дорог — ТЭП70БС — заметно меньше, 160 км/ч.
Грузовые тепловозы ещё медленнее: некоторые могут развивать 140 км/ч, но в реальности едут со скоростью порядка 100 км/ч.
Итоги
Получается, что при желании все три типа локомотивов могли бы посоревноваться друг с другом. Так что вопрос о самом скоростном из них не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Впрочем, подобные соревнования возможны лишь в идеальных условиях, то есть при соответствующей железной дороге и с вагонами, ходовая часть которых выдержит нужную скорость.