Найти в Дзене
УЛА керамика

Чем покрасить керамику? Глазури. Ангобы. Краски.

Оглавление

Привет! Вы слепили чудесную работу и обожгли её. Теперь она достаточно прочная, и совсем одноцветная. А хочется яркую и красивую. Идём красить!

Блюдо лист монстеры после первого обжига. Фото автора.
Блюдо лист монстеры после первого обжига. Фото автора.

Вариантов покраски может быть несколько. Сейчас расскажу по порядку.

Глазури.

Это специальное стекловидное покрытие для керамики. Бывают прозрачные глазури, которые лишь защищают изделие, не изменяя цвет глины. Цветные глазури однотонные и эффектарные. Матовые и глянцевые. Потёчные и непотёчные. Эффектарными называют такие глазури, которые создают на поверхности различные эффекты и текстуры: потёки, кристаллы, эффект сборки или вспененной лавы, и т.д. Ещё глазури можно смешивать между собой, наносить одну поверх другой - иногда (не всегда) это даёт интересные, а порой и сногсшибательные эффекты.

Блюдо лист монстеры после второго, политого, обжига. Фото автора.
Блюдо лист монстеры после второго, политого, обжига. Фото автора.

Такие глазури очень популярны, т.к. не требуют дополнительного декорирования: покрасил - и уникальная вещь готова. Ведь проявленный эффект зависит от многих факторов: глины, режима обжига, толщины слоя - и изделия получаются не похожими друг на друга.

Верх чашки покрыт эффектарной глазурью, низ - прозрачной. Фото автора.
Верх чашки покрыт эффектарной глазурью, низ - прозрачной. Фото автора.
Нижние 4 пиалы покрыты эффектарными глазурями, верхняя - прозрачной. Фото автора.
Нижние 4 пиалы покрыты эффектарными глазурями, верхняя - прозрачной. Фото автора.

Глазури продаются в виде суспензии - это готовый раствор, которым можно сразу пользоваться, либо немного разбавить водой и пользоваться. А также в виде сухого порошка. Глазурь в суспензии имеет ряд недостатков: она замерзает при транспортировке зимой, а ещё оседает на дно и может там превратиться в камень, так что размешать будет очень тяжело. Чтобы такого не происходило, в неё добавляют дефлокулянт. И всё же, разведённую глазурь лучше долго не хранить. А вот глазури в порошке и транспортируются отлично, и хранятся вечно. Перед работой их нужно развести водой, при необходимости добавить "добавку под кисть", и красить. Используйте средства индивидуальной защиты! Глазурный порошок порошок мелкодисперсный и очень летучий, он оседает на поверхностях, попадает на кожу и в дыхательные пути. Работайте в специальном закрытом помещении.

Методов нанесения глазури тоже несколько.

Нанесение кистью. Это совсем не похоже на рисование гуашью или акварелью. Глазурь набирают на кисть и наносят тампонирующими движениями, как бы "нашлёпывают" на изделие. Как ведёт себя при этом глазурь: вода из неё впитывается в черепок и на поверхности остаётся слой порошка. Он будет немного осыпаться под руками, поэтому постарайтесь как можно меньше трогать заглазурованные участки. Если пробовать мазать кистью, то с большой вероятностью, от кисти останутся заметные следы и, если этот эффект не был художественной задумкой автора, будут портить вид изделия. Или останутся проплешины, если вторым слоем случайно смазать недосохший первый. Кистью хорошо покрывать небольшие участки, либо фактурное изделие, тогда брака не будет или он не так бросится в глаза.

Непрокрас и следы от кисти на вазе. Здесь использовано специально как эффект. Фото автора.
Непрокрас и следы от кисти на вазе. Здесь использовано специально как эффект. Фото автора.

Полив / окунание. Для этого метода глазурь разводят жидко, как молочко, в крупной таре и окунают изделие частично либо целиком. Продаются специальные щипцы для окунания, чтобы не пачкать руки и не оставлять следов от пальцев. Либо эту же глазурь заливают внутрь изделия, ждут пару секунд и выливают излишки. При таком методе глазурь ложится очень ровно. Хорошо покрывать большие участки или изделие целиком.

Напыление. Для этого метода требуется пульфон и камера с вытяжкой, а также средства индивидуальной защиты дыхательных путей. В пульфон заливается глазурь, изделие ставится в камеру с вытяжкой, чтобы глазурь не летела по всей мастерской, и на него напыляется глазурь. Тоже выходит очень аккуратно, слой тонкий. Часто этот метод используется для покрытия расписной керамики прозрачной глазурью, тк нанесение другими методами может смазать рисунок. Напыление нельзя производить дома. Нужно отдельное помещение без еды, детей, животных, ковров, и прочего. Если красите дома, выберите кисть или полив / окунание.

Ангобы.

Ангобом называют жидко разведённую светлую глину с пигментом. Получаются глиняные краски. Ими можно работать как красками - рисовать на поверхности черепка, можно затирать ангоб внутрь фактуры, либо делать им фактуру - ведь это глина, и можно тампоном или кистью наложить его густо. Главное не перестараться, слишком густой слой ангоба способен дать отскок в обжиге.

Рисование ангобами под прозрачной глазурью. Фото автора.
Рисование ангобами под прозрачной глазурью. Фото автора.

Цвета ангобов обычно яркие, сочные. Если изделие декоративное, можно просто оставить ангоб, он будет матовым. А если нужна функциональная посуда, например, то лучше сверху покрыть прозрачной глазурью. Она, во-первых, сделает цвета ещё ярче и насыщеннее, во-вторых, защитит рисунок и изделие не будет пачкаться, его можно будет мыть.

Разноцветные ангобы затёрты в фактуру от листа лопуха и покрыты прозрачной глазурью. Фото автора.
Разноцветные ангобы затёрты в фактуру от листа лопуха и покрыты прозрачной глазурью. Фото автора.
Так выглядит блюдо целиком. Ангобы+прозрачная глазурь. Фото автора.
Так выглядит блюдо целиком. Ангобы+прозрачная глазурь. Фото автора.

Ангоб позволяет работать в технике сграффито. Его наносят на сырое или обожжённое изделие и процарапывают рисунок. Выходит необычный эффект, как будто по растёкшимся пятнам акварели нарисовали контур линером.

Вариант сграффито. Фото автора.
Вариант сграффито. Фото автора.

А ещё можно использовать ангоб, чтобы изменить цвет глины. Например, слепленный из красной массы стакан окунается в белый ангоб - и стакан словно из белой массы. И только донышко выдаст ваш секрет :)

Керамические краски.

Бывают подглазурные и надглазурные. Подглазурные, как понятно из названия, наносятся на черепок и сверху покрываются прозрачной глазурью. Надглазурные предназначены для росписи по эмали. Эмалью называют глухую (непрозрачную) непотёчную глазурь. Белую или цветную.

Роспись подглазурными красками. Сверху прозрачная глазурь. Фото автора.
Роспись подглазурными красками. Сверху прозрачная глазурь. Фото автора.

Краски по своему виду и поведению уже больше похожи на привычную гуашь. И рисовать ими можно без специальной подготовки. Смешиваются между собой, как обычные художественные краски, без сюрпризов в обжиге. Если при смешивании зелёной и белой глазури можно внезапно получить синюю (личный опыт), то с красками всё более предсказуемо ))

Также для декорирования используют пигменты, соли и оксиды металлов. Личного опыта работы с этими материалами у меня нет, поэтому писать про них не буду. Информация есть на просторах интернета.

Послушных вам глазурей! :) Юля УЛА керамика

Коротко о том, как делать керамику

Как выбрать глину

Как обжечь глину