Найти тему
Игорь Колышкин

Гордыня.

ГОРДЫНЯ- это особенность мировосприятия и поведения, характеризующаяся завышенной самооценкой, вызванной неадекватностью видения своих целей, задач и средств их достижения и решения.

Эту историю мне рассказал пожилой абхаз около 10 лет назад. А было это так…

В 2013 году я совместно с друзьями на автомобилях поехали в Абхазию. Маршрут был для нас не знаком и по этому, мы черпали информацию из разных источников, но основной путеводитель был, конечно, автомобильный навигатор. Доехали до Абхазии мы за три дня, пересекли границу через таможенный пункт сразу за ним, нас ждал милиционер, который посоветовал нам быть внимательней так как возможны хищения ценностей из автомобилей. Мы послушно кивнули головами и поехали дальше с мыслью « Мы сами знаем, что делать, не надо нас учить». На землю опустилась ночь, воздух был пропитан острым запахом моря и испарениями от земли. Лишь кроваво-красный большой диск луны взошедшей из-за гор освещал нам путь. Подъехав к блок-посту Гудауты у сотрудников милиции мы поинтересовались о возможности ночлега или вообще проживания на время нашего присутствия в этой стране. Милиционеры любезно предоставили нам альбомы с фотографиями квартир и мест отдыха туристов с подробными прайсами. Мы выбрали трех комнатную квартиру в пяти минутах от моря, сотрудники к нашему удивлению проводили нас до этого дома на своем служебном автомобиле. На встречу нам вышел пожилой абхаз, который назвался Энвером и показал нам квартиру. Договорившись о цене, мы получили ключи от квартиры и сразу легли спать, не заботившись о сохранности вещей в автомобилях которые одиноко стояли на улице. Едва заснув нас, разбудил переполох на улице и громкий стук в двери. Когда мы выбежали на улицу то увидели, что автомобиль друзей был совсем не там, где его они оставили. Оказывается, что во время сна, автомобиль моих друзей попытались укатить какие-то злоумышленники, но бдительная жительница, увидев происходящее, сообщила хозяину квартиры, который выбежав на улицу, напугал злоумышленников ружьем и криком. Мы переставили свои автомобили под навес, после чего Энвер поставил свой автомобиль так, чтоб было не возможно укатить наши автомобили. Мы быстро освоились, как все туристы посещали экскурсии, ходили на море. Как-то послали меня в магазин, купить продуктов питания и лавровый лист. В магазине я купил все необходимое но за лавровым листом меня почему-то послали за магазин, сначала я не понял, но меня продавец провел к лавровому дереву и сказал, что они не покупают лавровый лист, а берут его прямо с дерева. Потом мы поехали на форелевую ферму, где поймали четыре жирных рыбины, которые решили зажарить на углях. Приехав в квартиру, стали собираться на пляж, в этот момент к нам пришёл Энвер, с собой он принес домашнее вино. Энвер говорил, что хочет выпить это вино с нами, в счет дружбы и чтоб узнать друг о друге побольше. Мы предложили Энверу пойти с нами на пляж, он согласился, и быстро собравшись, все пошли к морю. Расположившись на пляже, каждый стал заниматься своими делами дети играли камнями, из которых в основном состоял пляж, женщины осваивали места для загара, мы с другом разжигали угли и подготавливали рыбу для жарки, Энвар готовил стол, нарезал фрукты и овощи которые мы принесли с собой.

Когда наблюдаешь за морем, всегда восхищаешься его глубиной и постоянным движением, такое ощущение, что море беспредельно, а жизнь бесконечна. За столом стали разговаривать о разном, говорили о том, где родились, где живем, чем занимаемся. Во время разговора Энвар сделал замечание моему товарищу, что он совсем не заботится о сохранности своего имущества и по этому его автомобиль попытались угнать, в ответ товарищ пояснил, что ему советы не нужны, он все делает правильно, для сохранности автомобиля у него есть противоугонное устройство. Энвар возразил ему, сказав, что злоумышленники если решили угнать его автомобиль могут следить за ним и во всяком случае не глупее его и знают о многих хитростях в том числе о противоугонке о которой он говорит. В ответ товарищ сказал, что он ни каких советов не просил, сам знает, как ему поступить в его голосе даже проступили нотки презрения. На этой почве мы стали все спорить, а потом и ссориться. Не поймешь Вас, сказал Энвар, вы русские, злые и в то же время добрые, мрачные и веселые, боятся вас и уважают, советов не слушаете ни кому не верите. На пляж опускался вечер, со стороны рядом стоящего пансионата доносилась музыка, запах жаренного на гриле мяса и рыбы смешались, люди копошились у своих шезлонгов, у каждого из них были свои дела, свои заботы. Над нами по небу бродили обрывки облаков, пышные, странных очертаний и красок от мягких как клубы дыма до сизых и пепельно- голубых. Все это- было очень красиво! Звуки, запахи, люди и облака наводили на мысли о начале чудесной сказки. Закаты над морем – зрелище совершенно завораживающее. Было безветренно, и заход солнца выглядел так, будто в зеркале решил утопиться красный грейпфрут. Энвер сказал, что каждому человеку надо быть добрее, не держать зло в душе, оно губит душу как гниль яблоко, такая болезнь сгубила и Дако. Я подумал, что живя у моря, люди становятся мудрыми. Они не заперты в горах и не привязаны к однообразной равнине. У моря есть простор для глаз. Наверное, это помогает людям свободно мыслить. Кто этот Дако? Почему и какая сгубила его болезнь? Спросил я и попросил рассказать мне о Дако. Энвар не сразу, но под нашими уговорами согласился. И начал свой рассказ…

Много- много тысяч лет назад далеко в горах на благодатной земле, под ласковым солнцем у большой реки жил народ. Этот сильный народ занимался животноводством, земледелием и охотой. Все что нужно давала им окружающая природа, после работы этот народ проводил веселые пиры, на которых пели песни и танцевали, все были счастливы. И вот однажды во время пира одну очень красивую черноволосую и нежную как ночь девушку унес орел, спустившись с гор. Ни камни, ни стрелы, ни копья не причинили орлу, ни какого вреда. Долгие поиски девушки к успеху не привели, горе пришло в деревню. Шли годы и про девушку стали потихоньку забывать. По прошествии, двадцати лет девушка сама пришла в деревню, измученная, исхудавшая в грязной и оборванной одежде. С ней был юноша красивый и сильный, взгляд его был гордый и высокомерный. Девушка рассказала, что орел который унес ее, в горах жил с ней как с женой, от него и родился этот юноша, но когда орел стал больным и немощным он поднялся высоко в небо и сложив крылья бросился в ущелье разбившись об острые камни. При общении с жителями деревни юноша почти не разговаривал, на вопросы отвечал с презрением и проявлял явное неуважение к старейшинам, говорил с ними, как с равными себе. Старейшины были оскорблены таким поведением, они сделали юноше замечание, сказав, что по их закону нужно чтить старость и мудрость, и их чтят и уважают тысячи, таких как он и тысячи старше вдвое его. В ответ юноша возразил, что не намерен ни кого чтить и слушать, а таких как он больше нет, так как он такой один. Рассердившись, старейшины, запретили юноше жить в деревне, мотивируя тем, что если он такой один, то и пусть живет один. Старейшины приказали юноше уходить прочь и за его наглость, без еды и воды. Юноша в ответ сказал, что намерен делать лишь то, что он хочет. Я иду куда хочу и с кем хочу сказал юноша, при этом подошел к красивой девушке и обнял ее. Девушка в ответ оттолкнула юношу от себя, пояснив, что она не его вещь. Разозлившись, юноша ударил девушку, от чего она упала. Рассмеявшись, юноша с силой ударил ногой девушку в грудь и оставил ногу на ее груди. Девушка, забившись в конвульсиях, сделала последний вздох и умерла. Все, на чьих глазах, зверски убили девушку, хотели расправиться с юношей. Юноша же стоял один против всех не опустив головы и не покаявшись, он был горд и самоуверен. После того как жители схватили и связали юношу, стали думать о его казни, как и каким способом, лишить юношу жизни. Всю ночь думали старейшины, предлагали разные способы и очень жестокие и наоборот мгновенные, и по мнению старейшин даже гуманные, но ни к одному мнению так и не пришли. Утром решили спросить юношу, зачем он это сделал? Юноша пояснил, что все его желания должны немедленно исполняться и отказа он не потерпит, так как ему это необходимо. Он убил девушку лишь потому, что она ему отказала. Но она не твоя, сказали ему старейшины. А вы сами пользуетесь только своим? Дикими животными, землей, водой и многим другим. В ответ старейшины сказали, что пользование это на равных условиях, человек берет это и платит в ответ собой, своими силами, здоровьем и иногда жизнью. Я не собираюсь жертвовать своим здоровьем, а тем более жизнью, я хочу сохранить себя целым, сказал юноша. Я единственный на земле и лучше себя ни кого не вижу. Когда люди услышали эти слова поняли что единственное решение и страшное наказание - это изгнание. Пусть он останется один на многие-многие годы, пусть будет свободным от людей и общения. И грянул гром и подтвердил решение старейшин. Люди покланились и ушли, а юноша получил имя Дако (отверженный). Дако засмеялся в след людям которые отвергли его и остался совсем один. Долго он после этого заявлялся в деревню, воровал скот, еду, но его всегда прогоняли, иногда били, но ни когда не желали ему смерти. И вот однажды пришел Дако в деревню. Люди, увидев Дако как всегда стали прогонять и бить его, но Дако не сопротивлялся, тогда один из жителей догадался и крикнул: не трогайте его, он пришел искать смерти. Когда все расступились, Дако схватил нож и ударил им себя в грудь. От удара нож сломался, не причинив Дако вреда. Поняв, что Дако не может умереть и даже причинить себе какой либо вред, люди ушли оставив его одного. В глазах Дако была такая грусть, что в ней можно было утопить все человечество. До сих пор один так и ходит, свободный, ожидая смерти, от злости и гордыни, он стал как тень и таким будет вечно. Дако не понимает людей, их поступков, ему нет ни жизни, ни смерти и нет места среди людей. Вот так был наказан человек за свою гордыню.

Закончив свой рассказ Энвер вздохнул и добавил: не давайте гордыне овладеть вами, из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из за нее вы откажитесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности.

Мы согласились с Энвером но после этого вместе больше не собирались, а прожигали отпуск в веселье и благоденствии. В общем, наш отдых не отличался от отдыха всех туристов.