Мы живем в непростое время. Время подмены ценностей и просто обесценивания. Обесценивания опыта поколений, в первую очередь.
Школа СЕЙЧАС и школа ТОГДА, «когда деревья были большими» - это не только разные результаты на выходе, но и совершенно разные понятия о том, зачем вообще нужна эта школа. В прошлом ради знаний, ради своего будущего. Сейчас ради оценок, «галочек», отчетов.
Радует, что пока еще многие родители своих школьников борются за то, чтобы дети имели правильное представление о школе. Что будет, когда эти школьники подрастут….к сожалению, это только на совести родителей, которые смогут перебороть систему и воспитать в своих детях желание учиться ради себя и своего будущего.
Если говорить о подмене ценностей, то первое, о чем хочется написать -
Самостоятельность детей
Приучать ребенка к самостоятельности - это прекрасно! Только эта самостоятельность имеет две стороны.
- Первая - ребенок берет ответственность за свои действия, поступки на себя.
- Вторая - ребенок предоставлен сам себе, его никто не контролирует. Да и зачем, если вечером, приходя с работы мы видим картину: ребенок жив, здоров, сыт, счастлив, уроки сделаны.
Вот коротенький рассказ одной из моих читательниц:
Моя дочь сейчас учится в 4 классе. Начиная с первого класса я контролирую выполнение домашних заданий. Не то, чтобы сижу вместе с ребенком. Правила у нас такие: дочь перед выполнением Д/З кратко рассказывает о том, какие темы были пройдены сегодня в школе по основным предметам. Если что-то не поняла - объясняю. Затем ребенок садится выполнять домашнее задание, а я проверяю, когда все сделано. Недавно перешли на работу сразу в тетради. До 3 класса работали сначала в черновике. Сейчас оставили черновик только для расчетов.
Всегда переживала, что у меня менее самостоятельный ребенок, чем большинство в классе. Так как на родительских собраниях часто слышала, что почти все дети делают уроки сами, без контроля родителей.
И вот недавно моя дочь подошла ко мне с вопросом, можно ли она будет делать уроки вместе с подружками, включив их общий чат на видеозвонок. Оказывается ВСЕ девочки уже давно выполняют домашние задания с помощью ГДЗ. Дружно переписывают в тетради готовые ответы и решения. И поэтому у них всегда есть много времени на то, чтобы пообщаться, погулять и тд…Более того, родители этих детей одобряют такие «домашние занятия» и не видят в этом никакого криминала.
Вот самый настоящий пример подмены ценностей.
Домашнее задание выполнять необходимо, так было всегда и с этим не поспоришь. Но ради чего его выполнять? Вот тут уже полная противоположность правильному пониманию этого вопроса.
Да, списывали всегда. Во все времена. Но все мы понимали, что это неправильно, что это такое маленькое «хулиганство», которое не оценят ни учителя, ни родители.
А что же происходит сейчас? Сейчас общество одобряет такой подход к учебе. И ребенок, который под руководством родителей делает все сам вполне может оказаться белой вороной, не таким, как большинство. Разве это может быть нормой?
Я немного изучила вопрос. Изначально такие материалы предназначались для учителей. В 1990-х выходило много брошюр с готовыми домашками и ответами ― предполагалось, что они сделают работу учителей проще. Хорошей идея оказалась и для для родителей. Исключительно для тех родителей, которые не могут объяснить ребенку какие-то темы или же просто не хотят решать упражнения, а могут просто посмотреть ответ и проверить своего ребенка. Но интернет общедоступен. И это еще раз доказывает, что самостоятельность детей заключается не в полной свободе их действий, а как раз в еще более усиленном контроле родителей.
Чтобы ребенок стал действительно самостоятельным - его необходимо этой самостоятельности научить.
В том числе и научить учится. А лучше всего его научит учиться выполнение домашнего задания. Самостоятельно, а не с помощью многочисленных площадок, где можно просто быстро все списать, чтобы освободить свое время на самостоятельное просматривание Тик-Тока. Это не про самостоятельность, это про деградацию.
И конечно же дело не в решебниках!
ГДЗ ведь не только поощряют лень. Многие дети дети списывают не из-за лени, а из-за страха перед наказанием, переутомления, нехватки времени… а значит и бороться нужно не с решебниками, а с истоком проблем― перегрузками, отсутствием мотивации и неумением планировать своё время.
Спасибо за то, что прочитали!