Российская императрица Александра Федоровна Романова однажды сказала: «Самое трудное, что человек должен преодолеть, – это самого себя». В общем-то так делает ежедневно орчанка Оксана Крамаренко, о жизни которой, пожалуй, можно написать целую книгу.
У нашей героини необычная судьба. Родилась она далеко от Орска – на Камчатке, вот только своих родителей даже не знала. Они оставили ее в Доме малютки. Воспитывалась Оксана Крамаренко в детском доме Петропавловска-Камчатского. Позже ее отправили в Оренбургскую область, точнее в новотроицкий интернат. Там девушка долгих 13 лет периодически доказывала, что является психически здоровой и у нее нет никаких отклонений. Имелась лишь одна проблема – с опорно-двигательным аппаратом.
– Мое заболевание врожденное. Оно поддавалось лечению, правда, еще в детстве, и правильному, – рассказывает Оксана Крамаренко. – У друга по камчатскому детдому были аналогичные проблемы. Нас с ним, помню, положили в больницу, ему первому сделали операцию. О том, что она прошла не совсем удачно, я узнала случайно: когда во время игры в прятки оказалась под столом в кабинете врача. Доктора, не заметив меня, обсуждали прошедшую операцию. Один вдруг сказал, что они допустили ошибку, а второй махнул рукой: мол, у нас есть еще один подопытный кролик, там промашек не будет. Я в свои 11 лет поняла, что речь обо мне. Когда врачи вышли, тут же бросилась к холодильнику, наелась всего подряд, в том числе огурцов и молока. В итоге меня перевели в другую больницу из-за расстройства кишечника.
Даже сейчас Оксана считает, что поступила правильно, избежав таким образом хирургического вмешательства, ведь неизвестно, чем оно могло закончиться.
– Дал Бог косолапость, проблемы с позвоночником – значит, на то его воля. Надо жить с тем, что имеешь, и не жаловаться на судьбу, – уверена героиня. – Трудно? Очень! Бывает, иду на своих больных ногах по лестнице и падаю. Да так, что набиваю шишки и синяки. Вот поэтому ношу перчатки и наколенники. А еще порой думаю: может, и к лучшему, что одна нога у меня подгибается назад, а не вперед. В противном случае было бы гораздо сложнее. Так что беру ноги в руки и двигаюсь вперед. У меня нет времени, чтобы плакать.
Так вышло, что в детском доме Оксана несколько раз ломала одну и ту же ногу. Говорит, как начиналось на Камчатке землетрясение, сразу все бежали сломя голову на улицу, чтобы не оставаться в помещении. Во время эвакуации и падала. Так сказать, на недобрую память ей осталось несколько переломов. Мешает ли болезнь сейчас жить? Наша героиня с ней уже давно научилась договариваться. С подругой Светланой Силантьевой они активно катаются на самокатах, играют в настольные игры, участвуя в спортивных состязаниях среди инвалидов, и болеют за хоккейный клуб «Южный Урал».
Окончание: