С Дона "по нитке" 1802 год
В феврале, в возрасте 34 лет, умер младший брат войскового атамана полковник Петр Иванович Платов. 8 февраля он был похоронен на Ратном кладбище.
Родился Петр Иванович в 1768 году, службу начал сотником с мая 1782 года в полку Ивана Янова. С 1783 по 1787 год на Кубани и Кавказе против горцев.
С лета 1787 года в полку брата в Екатеринославском казачьем войске, прошел с ним боевой путь войны с турками: осада и штурм Очакова, под Каушанами, под Паланкой, под Аккерманом и Бендерами, при штурме Измаила получил тяжелое пулевое ранение в грудь.
После излечения, с 1791 года премьер-майор Петр Иванович командир полка своего имени на кордонной страже по притокам Дуная, с 1792 года в Польше, в 1793-1794 годах в Таврии, в 1795-1797 годах у реки Днестр. С 1798 года в армейском чине полковника при Войске.
Имел имущество в основанном им в 1783 году поселении Щетов, на левой стороне реки Каменки, при речке Большой Щетовки по обеим сторонам последней. По данным историка Сулина на 1801 год в поселении было 54 двора и 256 д.м.п. и 247 д.ж.п. приписных крестьян малороссов. Вероятно, владел и имуществом, доставшемуся ему от отца: рыбзаводом на Семеновской косе, и хутором на реке Деркул. Поскольку два брата погибли, а будущий атаман был в ссылке. Всего за ним числилось свыше 700 приписных крестьян.
Был женат на гречанке Екатерине Ивановне, дочери бригадира и кавалера Ивана Салунского (Селунского), детей у них не было.
Подходили последние «деньки» Черкасску, как столице земли войска Донского, славного города с более чем 200 летней историей. Но его обитатели об этом еще не знали, и жили своей обычной жизнью, элементы которой запечатлел в записках П.М. Чеботарев.
По торжественным дням, совершались молебны, сопровождающиеся пушечной пальбой, накрывался стол и организовывался бал с музыкой. Общественного здания с просторной залой в Черкасске не было. Для собраний и балов использовались дома С. Ефремова, Д. Иловайского, П. Луковкина, Д. Мартынова, где проживал Платов.
Часто в документах тех лет, встречается выражение «город иллюминировался». Это означало что по всем бастионам, по перилам важных войсковых зданий, собора и других церквей, на большом мосту и в других местах выставлялись «плошки». Это своеобразные осветительные приборы, которые были устроены следующим образом: в глиняную или другую неглубокую посуду наливали сало, жир или масло, а непосредственно светильней или фитилем был подкладывающийся в плошку кусочек пеньки, ветоши или льна. Также в окнах выставлялись свечи.
Часто зажигались фейерверки, как правило, во избежание пожара, это делалось на берегу за Доном. Какие это были фейерверки сказать сложно, но известно, что использовался вензель императора. Поручалось это специальным людям, которые готовили фейерверки заранее (фамилия одного из них известно – сотник Алексей Романов).
1 января по традиции был благодарный молебен с коленопреклонением и при многолетии, была пальба из 12 пушек. На кругу в этот день были выбраны войсковыми есаулами Николай Кононов и Андрей Персианов. У Платова был накрыт стол, народ праздновал, к вечеру город был иллюминирован, и в каждом доме по окнам горели свечи.
С 3 по 4 января был экзамен в доме Мартынова (вероятно испытаниям подвергались ученики народного Училища). Проходило это торжественно, с приглашением членов Войсковой канцелярии и всех желающих, по окончании накрылся стол, был зажжен фейерверк за Доном, а город был иллюминирован.
6 января, в день Богоявления были собраны со всех городских станиц вооруженные казаки и при погружении креста в «иордань», артиллерия из 12 пушек дали троекратный залп.
12 марта, в честь первой годовщины восшествия императора на престол был пущен на косе фейерверк.
Как рассказывалось в предыдущих разделах, в этом году планировались масштабные работы по защите Черкасска от наводнений. Для этого зимой в город прибыл военный инженер де Романо. После подготовки и административных распоряжений, 13 июля из соборной церкви были вынесены святые иконы на базар, поставлены на середине и был отслужен молебен о благополучном начатии высыпки города. Во время служения читал молитву священник Долотин, а по окончанию молитвы он взял лопату и на то привезенную землю 3 раза по лопате брал и высыпал на месте служения с произношением слов: «Владыка помози сему начинающемуся в возвышение граду, во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь!» По окончании молебна сделали из пушек 201 выстрел. После обратного хода к собору, приказали идти мимо него всем тем, которые отсыпку производить будут со своей принадлежностью: кто с тачкой, запряженного в неё вола; кто с носилками, наполненными землей и т.д., Всех их окропляли святой водой, и они доходя до озера, там землю высыпали, таким образом, начав засыпку озер с неблагозвучными названиями. Но как потом выяснилось, молитвы не помогли «возвысится граду», к концу года работы постепенно были свернуты и атаман задумал «другое».
20 июля был сделан мост через Дон на судах напротив базара.
В этот год атаманом Платовым была устроена первая ярмарка в Черкасске, проходила она на реке Варгунке, недалеко от Аннинской крепости, вдоль дороги «Булавинский шлях».
Когда она проходила? Вероятно в середине сентября. Об этом можно судить по печальному случаю, произошедшему 8 сентября. В этот день готовили за Доном в кибитке фейерверки и как-то из чугуна во время толчения выскочила искра, которая зажгла все материалы, которые там были. Пострадали 16 человек, из которых выжили только 5 человек. И, тем не менее, 15 сентября, несмотря на это печальное событие, был пущен достойный по великолепию фейерверк за Доном.
В честь первой ярмарки состоялись грандиозные скачки, победители которых получили серебряные кубки, стаканы, сбрую, седла, ткани. После этого родилась поговорка «Подарунки дарят на Варгунке».
В это время организовывалось общество торговых казаков, которые считали Илью Пророка своим покровителем, престол Ильи Пророка в Преображенской церкви пользовался огромной популярностью. Впоследствии ярмарка такого уровня организовывались ежегодно, начиная со 2 августа в праздник Ильи Пророка, поэтому называлась Ильинская. Проходила она непосредственно в Черкасске и длилась три дня.
Ночью торговые ряды освещались бочками с горящей смолой. Не только торговля привлекала людей, но яркие зрелища. По улицам водили танцующих медведей и забавных обезьян, разбивались шатры бродячих циркачей и артистов.
29 ноября проехал на Кавказскую линию новый главнокомандующий генерал-лейтенант князь Цицианов, вместо Кноринга.
Видимо вслед за ним на берега реки Кубани, на Кавказ передислоцировались и регулярные части военных: Саратовский мушкетёрный полк и 9-ый Егерский полк. Первый впоследствии участвовал в походе на Эривань в 1804 году в отряде князя Цицианова, второй дислоцировался в Грузии.
26 декабря в соборной церкви пели певчие Саратовского мушкетёрного полка. Позднее был дан бал у Платова, на котором присутствовало много кавалеров наших донских и приезжих полков. Играли 2 музыки одна Платова, другая Саратовского мушкетёрного полка и по окончании был накрыт стол.
27 декабря бальный праздник с вокальной и инструментальной музыкой продолжился у Степана Степановича Ефремова.
Так закончился 1802 год.