Этот вид задания у девятиклассников популярен, многие пишут сочинение именно по фрагменту текста. Предлагаю материал для подготовки.
Суть задания
Выпускнику необходимо объяснить смысл фрагмента или финала прочитанного текста.
Формулировка задания
Напишите сочинение-рассуждение.
- Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «____________».
- Объясните, как Вы понимаете смысл предложения ___ текста: «_______».
- Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «________».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Что такое сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение — это изложение собственных мыслей на заданную тему.
Структура сочинения-рассуждения
- Тезис (мысль, которую нужно доказать).
- Доказательства (аргументы) + примеры.
- Вывод.
Инструкция
Шаг 1
Ознакомьтесь с заданием. Внимательно прочитайте и осмыслите предложенную цитату. Прочитайте текст.
При чтении отмечайте в тексте главное:
● герои;
● их поступки, действия;
● их чувства, переживания;
● качества, которые они проявляют;
● важные реплики в диалогах.
Найдите в тексте слова, предложенные в задании в качестве цитаты. Обратите внимание, в какой части текста они находятся и кому принадлежат.
Шаг 2
Проанализируйте цитату.
Этапы работы над цитатой
- Обратите внимание на то, кому принадлежат слова: автору, рассказчику или герою.
- Выделите ключевые слова в цитате.
- Соотнесите смысл цитаты с содержанием всего текста.
- Объясните своими словами смысл цитаты.
Запомните: обычно цитата связана с каким-то ценностным понятием или в ней содержится главная мысль.
Шаг 3
Сформулируйте пояснение к цитате и напишите тезис. Продумайте и запишите переход от вступления к основной части.
Клише:
В тексте (ФИО автора в род. падеже) есть такие слова: «Цитата». Смысл этого фрагмента я понимаю так: … (своё объяснение). Докажу своё суждение примерами из текста.
ИЛИ
Текст (ФИО в род. падеже) заканчивается словами: «Цитата». Смысл этого фрагмента, на мой взгляд, заключается в следующем: … (своё объяснение). Докажу своё суждение примерами из текста.
Шаг 4
Подберите материал для первого аргумента.
Найдите в тексте первый эпизод, подтверждающий ваш тезис.
Обратите внимание на героя (-ев):
- что делает, как поступает;
- что чувствует, как переживает;
- что говорит;
- какие проявляет качества.
Прокомментируйте поступки героев, исходя из понимания предложенного в задании фрагмента.
Шаг 5
Напишите первый аргумент.
Способы оформления примеров из текста
- Цитирование: небольшое по объёму предложение можно выписать из текста полностью и пояснить его.
- Номера предложений: вместо длинного предложения или нескольких предложений можно указать их номера без цитирования, но обязательно с пояснением.
- Пересказ: можно своими словами пересказать ситуацию из текста, не используя цитаты и не указывая номера предложений, и пояснить её.
Клише (на выбор)
- В нём рассказывается о ... , который … (краткий пересказ). Это значит, что ...
- В тексте есть такое (-ие) предложение (-я): «Цитата». Мы понимаем, что …
- Во-первых, … Из поведения героя понятно, что (как, почему, зачем) …
Шаг 6
Подберите материал для второго аргумента. Найдите в тексте второй эпизод, подтверждающий ваш тезис.
Обратите внимание на героя (-ев):
- что делает, как поступает;
- что чувствует, как переживает;
- что говорит;
- какие проявляет качества.
Прокомментируйте поступки героев, исходя из понимания предложенного в задании фрагмента.
Шаг 7
Напишите второй аргумент.
Клише (на выбор)
- Кроме того, автор повествует о том, как (что) ... Мы видим, что…
- Еще одним примером может послужить предложение № …, в котором говорится о… Это свидетельствует о том, что …
- Во-вторых, … Это говорит о том, что…
Шаг 8
Напишите вывод, обобщив всё вышесказанное.
Способы оформления вывода
Вводные конструкции: итак, следовательно, значит, таким образом.
Речевые клише: «В заключение можно прийти к следующему выводу: …»; «Подводя итог, отмечу: …».
Комплект для подготовки к заданию 13.2
Комплект состоит из обучающей презентации и рабочего листа.
В презентации содержатся формулировка задания, инструкция для организации работы, клише, практическая работа по одному из текстов из ОБЗ ОГЭ (см. скриншоты).
В рабочем листе дана инструкция для учеников, а также заготовка для сочинения.
Комплект можно найти здесь.
Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.