Найти тему

Готовимся к ОГЭ: сочинение 13.2 по фрагменту текста

Оглавление
Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Этот вид задания у девятиклассников популярен, многие пишут сочинение именно по фрагменту текста. Предлагаю материал для подготовки.

Суть задания

Выпускнику необходимо объяснить смысл фрагмента или финала прочитанного текста.

Формулировка задания

Напишите сочинение-рассуждение.

  • Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «____________».
  • Объясните, как Вы понимаете смысл предложения ___ текста: «_______».
  • Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «________».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение — это изложение собственных мыслей на заданную тему.

Структура сочинения-рассуждения

  1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
  2. Доказательства (аргументы) + примеры.
  3. Вывод.

Инструкция

Шаг 1

Ознакомьтесь с заданием. Внимательно прочитайте и осмыслите предложенную цитату. Прочитайте текст.

При чтении отмечайте в тексте главное:

● герои;

● их поступки, действия;

● их чувства, переживания;

● качества, которые они проявляют;

● важные реплики в диалогах.

Найдите в тексте слова, предложенные в задании в качестве цитаты. Обратите внимание, в какой части текста они находятся и кому принадлежат.

Шаг 2

Проанализируйте цитату.

Этапы работы над цитатой

  1. Обратите внимание на то, кому принадлежат слова: автору, рассказчику или герою.
  2. Выделите ключевые слова в цитате.
  3. Соотнесите смысл цитаты с содержанием всего текста.
  4. Объясните своими словами смысл цитаты.

Запомните: обычно цитата связана с каким-то ценностным понятием или в ней содержится главная мысль.

Шаг 3

Сформулируйте пояснение к цитате и напишите тезис. Продумайте и запишите переход от вступления к основной части.

Клише:

В тексте (ФИО автора в род. падеже) есть такие слова: «Цитата». Смысл этого фрагмента я понимаю так: … (своё объяснение). Докажу своё суждение примерами из текста.

ИЛИ

Текст (ФИО в род. падеже) заканчивается словами: «Цитата». Смысл этого фрагмента, на мой взгляд, заключается в следующем: … (своё объяснение). Докажу своё суждение примерами из текста.

Шаг 4

Подберите материал для первого аргумента.

Найдите в тексте первый эпизод, подтверждающий ваш тезис.

Обратите внимание на героя (-ев):

  • что делает, как поступает;
  • что чувствует, как переживает;
  • что говорит;
  • какие проявляет качества.

Прокомментируйте поступки героев, исходя из понимания предложенного в задании фрагмента.

Шаг 5

Напишите первый аргумент.

Способы оформления примеров из текста

  1. Цитирование: небольшое по объёму предложение можно выписать из текста полностью и пояснить его.
  2. Номера предложений: вместо длинного предложения или нескольких предложений можно указать их номера без цитирования, но обязательно с пояснением.
  3. Пересказ: можно своими словами пересказать ситуацию из текста, не используя цитаты и не указывая номера предложений, и пояснить её.

Клише (на выбор)

  • В нём рассказывается о ... , который … (краткий пересказ). Это значит, что ...
  • В тексте есть такое (-ие) предложение (-я): «Цитата». Мы понимаем, что …
  • Во-первых, … Из поведения героя понятно, что (как, почему, зачем) …

Шаг 6

Подберите материал для второго аргумента. Найдите в тексте второй эпизод, подтверждающий ваш тезис.

Обратите внимание на героя (-ев):

  • что делает, как поступает;
  • что чувствует, как переживает;
  • что говорит;
  • какие проявляет качества.

Прокомментируйте поступки героев, исходя из понимания предложенного в задании фрагмента.

Шаг 7

Напишите второй аргумент.

Клише (на выбор)

  • Кроме того, автор повествует о том, как (что) ... Мы видим, что…
  • Еще одним примером может послужить предложение № …, в котором говорится о… Это свидетельствует о том, что …
  • Во-вторых, … Это говорит о том, что…

Шаг 8

Напишите вывод, обобщив всё вышесказанное.

Способы оформления вывода

Вводные конструкции: итак, следовательно, значит, таким образом.

Речевые клише: «В заключение можно прийти к следующему выводу: …»; «Подводя итог, отмечу: …».

Комплект для подготовки к заданию 13.2

Комплект состоит из обучающей презентации и рабочего листа.

В презентации содержатся формулировка задания, инструкция для организации работы, клише, практическая работа по одному из текстов из ОБЗ ОГЭ (см. скриншоты).

В рабочем листе дана инструкция для учеников, а также заготовка для сочинения.

Комплект можно найти здесь.

Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.
-3