Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Какой Комбайн в СССР считался самым лучшим

Оглавление

В Советском Союзе, как аграрной стране, большое внимание уделялось механизации всего процесса.

Да, без людей представить растениеводство и посевную было невозможно, так как колхозы были во всех территориальных общинах и предоставляли много рабочих мест.

Но и без комбайнов сбор пшеницы и других зерновых в век механических технологий был уже не столь быстрым и эффективным.

В СССР можно выделить три основных машины, которые ценились крестьянами за высокую производительность и надежность при трудоемкой работе в полях.

Дон-1500 – эталон

Выпуск данной модели зерноуборочного комбайна начался с 1986 года на заводе «Ростсельмаш».

Дон-1500
Дон-1500

Предшествовал появлению «Дона-1500» долгий процесс разработки, в результате которой появилась надежная и продуктивная машина. Важно, что прототипом для модели послужил американский комбайн John Deere 8820.

Комбайн John Deere 8820
Комбайн John Deere 8820

Ширина молотильного барабана в «Доне» составила те самые 1500 см (15 метров), что обеспечивало увеличенный процесс уборки зерновых.

В качестве двигателя использовался ЯМЗ-238АК, выдававший мощность в 235 лошадиных сил.

Также позже устанавливался усиленный силовой агрегат ЯМЗ-6562 с 250 «лошадками» мощности. Существовали модификации комбайна для уборки зерновых культур разного типа, а также для разных почв.

-4

Дон-1500 на протяжении 20 лет (до 2006 года) был одним из самых востребованных видов сельскохозяйственной техники в СССР и России.

-5

Отличительными особенностями модели стала экономичность расхода топлива, пропускная способность барабана-молотилки от 10 до 12 кг зерновых в секунду, скорость хода до 20 км/ч по шоссе и до 10 км/ч по грунту.

Также отмечалась хорошая ремонтопригодность техники и редкие поломки в процессе активной эксплуатации.

СК-5 Нива – король полей

Самый массовый зерноуборочный комбайн СССР, который долгое время был незаменимым помощником на многочисленных полях аграрной державы.

СК-5 Нива
СК-5 Нива

По сравнению с «Доном-1500» пропускная способность жатки на порядок ниже – всего 5 кг/мин.

Но даже такая производительность техники позволяла обрабатывать большие поля с пшеницей и другими зерновыми.

Выпуск модели СК-5 «Нива» начался в 1972 году, а последний экземпляр сошел с конвейера завода «Ростсельмаш» в 2017 году.

-7

Предшественником данного комбайна был СК-4, который не обеспечивал необходимой производительности при уборке полей.

В «Ниве» использовался барабан с диаметром в 600 мм. В качестве силового агрегата использовался дизельный двигатель СМД-17К с мощностью в 100 «лошадок».

-8

Поздние модели комплектовались более мощными агрегатами (120 лошадиных сил), СМД-19К.

Проблемными агрегатами в машине всегда были гидравлика и ремни, которые после развала Советского Союза были замещены импортными аналогами улучшенного качества.

Енисей-1200 – универсальный боец

Выпуск данной модели зерноуборочного комбайна на заводе в Красноярске начался в 1985 году.

Енисей-1200
Енисей-1200

Это была достаточно технологичная машина для тех времен, обеспечивающая мобильную уборку полей.

Благодаря возможности использованию различных устройств для уборки не только зерновых, но таких культур как подсолнух, а также для покоса полей.

«Енисей-1200» был настоящим универсалом для колхозов. Модель обладала рядом интересных технологических решений – электронный тахоспидометр, системы звуковой и световой сигнализации, вибропобудитель в зерновом бункере, подборщик барабанного типа.

Комплектовалась машина дизельным силовым агрегатом СМД-22, а позже и Д-440.

-10

Мощность двигателей варьировалась от 120 до 140 «лошадок». Пропускная способность молотилки достигала показателя 6 кг/секунду.

Среди моделей комбайна был и гусеничный вариант для сбора риса.

Помимо данных моделей советских комбайнов, которые хорошо знал каждый житель СССР, в стране были и другие интересные машины, обеспечивавшие обработку земель и быстрый сбор урожая зерновых культур и не только.

-11

Это и первый прорывной комбайн СК-3 с гидроусилителем руля, и надежный СКД-6 Сибиряк с интересным решением с двумя барабанами, и КСГ-Ф-70, созданный для работы в тяжелых условиях.

Последний выпускался на гусеничном шасси, мог уверенно проходить болотистые почвы и использовался для уборки кормовых культур.