Найти в Дзене
Караван Ярмарка

Тверь и область останутся без синих автобусов?

Оглавление

 Фото: Сергей Минин
Фото: Сергей Минин

В прошлое воскресенье в России праздновали День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. В этот день жители Твери столкнулись с массовой отменой рейсов «Транспорта Верхневолжья», которые стали случаться все чаще. Мы выяснили, что происходит в системе городских и областных перевозок.

Группа «Транспорта Верхневолжья» в социальной сети «ВКонтакте» пестрит жалобами. Так, тверитянка Марина Кузнецова вечером в субботу, 28 октября, не смогла уехать из центра на Соминку. Все автобусы следовали только до остановки «Речной вокзал».

Произошло много отмен рейсов. То есть в расписании автобус есть, а по факту он не приходит.

«На прошедшей неделе, 23–27 октября, то есть 5 рабочих дней, в 14:10 на остановку «Вагоностроительный завод», автобус 44 так и не явился! Все 5 дней подряд! Также не было автобуса 208 в 14:04 на этой же остановке! Мало того, пытаясь посмотреть на карте приложения, где в этот момент 44-й маршрут, автобус обнаруживался либо в районе ТЦ «Метро», либо в центре. И всего один! Больше автобусов № 44 на карте приложения не отображалось! А в прошлом году писали, что 7 автобусов обслуживают маршрут!» – пишет возмущенный житель Твери Влад Власов.
Фото: Сергей Минин
Фото: Сергей Минин

А жительница Твери Валерия Фомина жалуется на то, что автобус № 55 ходит очень редко и всегда битком. Я, как житель Твери, сам часто сталкиваюсь с тем, что уехать из Заволжья в центр с 7 до 10 часов крайне проблематично. Все автобусы в эти часы переполнены. Приходится проявлять немалую гибкость, чтобы в них войти. Впрочем, и вечером уехать из центра в любую точку города очень сложно: автобусы уже битком.

Синие автобусы находятся на балансе ООО «Верхневолжское АТП». Уставный капитал предприятия всего 10 тысяч рублей, 51% акций принадлежит Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, 49% у ООО «Контроль-Сервис». Напомним, что транспортную реформу запустили в феврале 2020 года.

Только в Твери каждый день на линию должно выходить более 470 синих автобусов.
Фото: правительство Тверской области
Фото: правительство Тверской области

Появились единый тариф на поездки, бесконтактная оплата, мобильное приложение «Волга». Была создана симпатичная транспортная система, которая, конечно, нуждается в совершенствовании. Например, не хватает внятной системы пересадок, многие маршруты дублируют друг друга, а интервалы между рейсами на многих маршрутах очень большие.

К сожалению, транспортная система не совершенствуется, а деградирует. В Верхневолжском АТП часто меняется руководство, а внутри, как рассказали нам сотрудники, творится настоящий хаос. Механик Сергей, который недавно уволился с предприятия, рассказал «Каравану», что автобусы ломаются очень часто. В день иногда приходит до 80 заявок на ремонт! При этом в ремонтных бригадах, работающих по графику с 8:00 до 20:00 и с 20:00 до 8:00, всего по 5–7 человек.

«Естественно, они не справляются с таким объемом ремонта, но к утру эти автобусы в базе числятся как отремонтированные. Разумеется, руководство знает об этом. Водители приходят, заводят свои автобусы, а они неисправны. Происходят скандалы. Несогласные с такой политикой водители увольняются, а остальные выезжают на неисправной технике, которая часто ломается в городе», – поясняет Сергей.
Фото: пресс-служба правительства Тверской области
Фото: пресс-служба правительства Тверской области

Из-за частых поломок на многих маршрутах почти не осталось машин. Так, летом 2023 года на маршруте № 205 было всего два автобуса! Как рассказывают работники «Транспорта Верхневолжья», их часто обманывают с зарплатой. Например, водителям обещают платить 60 тысяч рублей при графике 2/2, а по факту они получают максимум 45 тысяч. На предприятии большая текучесть кадров. Многие вынуждены работать практически без выходных. При этом им приходится вставать в час ночи, чтобы добраться до базы, подготовиться к рейсу и выехать из парка в 4–5 утра.

«У нас острая нехватка водителей и автобусов. Порой водители в один день работают сразу на нескольких маршрутах – с утра на одном, а вечером на другом, – говорит водитель «Транспорта Верхневолжья» Виктор. – На нас лежит огромная ответственность за пассажиров, а мы вынуждены работать без проходных и получать на уровне курьера, который развозит бургеры».

Сотрудники «Транспорта Верхневолжья» писали жалобы в министерство транспорта, трудовую инспекцию, прокуратуру. Но их обращения остались без должного внимания.

-5

Константин Семин, почетный автотранспортник, который руководил 15 лет автовокзалом во Ржеве, сейчас живет под Тверью. Он рассказывает, что рейсы автобусов «Транспорта Верхневолжья» часто отменяют. «Я звонил в Министерство транспорта Тверской области и другие ведомства, но никто не может объяснить, почему это происходит. Никому нет до этого дела. А раньше, если отменялся какой-то рейс, меня и моих коллег вызывали на ковер в горком партии и устраивали хорошую взбучку», – удивляется Константин Семин.

Он вспоминает, что Калининское транспортное управление имело большой парк машин и работало по всей области. В каждом районе было пассажирское автотранспортное предприятие, которое обслужило городские и районные маршруты. В девяностых управление было переименовано в «Тверьавтотранс». Транспортная система начала медленно деградировать, а в 2000-х ее стали сознательно разрушать недобросовестные управленцы. На многих директоров «Тверьавтотранса» были заведены уголовные дела.

Возникает вопрос: «Почему областные власти и лично губернатор Игорь Руденя не решают накопившиеся проблемы?» Кстати, Игорь Михайлович, поздравляя работников автомобильного транспорта с профессиональным праздником, еще раз вспомнил о том, какая замечательная и эффективная транспортная модель выстроена в Твери и ряде других муниципалитетов, где работает «Транспорт Верхневолжья».

«Тверьавтотранс» признан банкротом

Это произошло в августе 2023 года по иску транспортной компании из Нелидова «Атек». Как утверждает ее генеральный директор Сергей Сыроежкин, «Тверьавтотранс» за пять лет накопил долг в размере 18 млн рублей. Сейчас все счета компании арестованы, введено внешнее управление. Его осуществляет временный управляющий Кирилл Буячкин.

На сайте «Тверьавтотранса» сказано, что ему принадлежат автовокзалы в Твери и Ржеве, автостанции в Старице, Оленине, Удомле, Максатихе и Торжке.
 Фото: Сергей Минин
Фото: Сергей Минин

Уставный капитал предприятия – 410 миллионов рублей. Неужели теперь все имущество компании, которая принадлежит правительству Тверской области, будет распродано? Предприятие должно не только «Атеку», но и многим другим перевозчикам, которые с радостью подадут свои заявки на взыскание задолженности.

Как эти долги вообще накопились? Дело в том, что «Тверьавтотранс» практически не имеет своего автопарка. Он заключает договоры с компаниями, которые выигрывают конкурсы на право работать на межмуниципальных маршрутах. Автовокзал, продавая билеты на разные рейсы, часть выручки обязан был отдавать перевозчикам, но делал это нерегулярно и неохотно. Так накопились многомиллионные долги.

 Фото: Сергей Минин
Фото: Сергей Минин

«На автовокзале сейчас работают три организации, реализующие продажу билетов на автобусы. Это позволило перевозчикам уйти от неплатежеспособности «Тверьавтотранса». У нас заключен договор с оператором, который продает билеты на рейсы из Твери в Максатиху, Лесное, Кесову Гору, Рамешки и Лихославль. Он берет себе комиссию за продажу билетов, перечисляет деньги вокзалу за пользование транспортной инфраструктурой и отправляет оставшуюся сумму нам», – рассказывает Владимир Исаев.

Кто разрушил транспортную систему региона?

При этом правительство Тверской области, будучи владельцем «Тверьавтотранса», почему-то долгие годы закрывало глаза на работу «Автоэкспресса». Компания создала целую сеть нелегальных междугородных перевозок. Билет можно купить в кассе. Поездку оформляют не как регулярную, а как заказную. Перевозка осуществляется микроавтобусами. Билет на такие поездки стоит чуть дешевле, чем на автобусы, которые легально ездят с автовокзала. В итоге многие компании, работавшие в разных районах Тверской области, просто разорились. Убытки несет и автовокзал.

«Мои водители не могут выходить в рейс без транспортной карты. У меня два автобуса арестовали на штрафстоянку за то, что водители взяли с собой не оригинал, а дубликат карты. А водители «Автоэкспресса» ездят вообще без карт, и их раньше вообще никто не штрафовал», – удивляется Сергей Сыроежкин.
Фото: Сергей Минин
Фото: Сергей Минин

К счастью, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Как рассказал «Каравану» Владимир Исаев, сейчас органы транспортного надзора и прокуратура начали наводить порядок.

Структуры «Автоэкспресса» должны государству штрафов на 20 миллионов рублей. Они их не платят, а компании банкротят.

«Автоэкспресс» – это группа разных компаний. Руководство предприятия открывает разные фирмы, копит на них штрафы и долги, а потом просто банкротит их. Но сейчас органы государственного надзора не просто штрафуют нелегального перевозчика, а забирают его транспорт на штрафстоянку. Говорят, что только в Конакове оштрафовано порядка шести микроавтобусов. Это вселяет пока робкую надежду на то, что порядок все-таки будет наведен. Для этого, по сути, нужна только политическая воля. Если Минтранс региона захочет, то может организовать массовые рейды и арестовать транспорт нелегалов, которые наносят бюджету области огромный урон, работая в серой зоне.

Караван продолжает следить за банкротством «Тверьавтотранса» и за ситуацией, которая разворачивается на рынке транспортных перевозок региона.

Сергей Минин