Найти тему
Александр Шнеур

КИНО – КАК ОСМЫСЛЕННЫЙ ИДИОТИЗМ

Толи в силу малограмотности прокатчиков, толи в силу того же наших киношников, но в нынешнее время совершенно стёрлись грани понимания кино-жанров. А ведь они напрямую произрастают из литературы и ничего нового в русской транскрипции не придумано. Все эти триллеры, хорроры и прочие экшн-нуары совершенно не дают русскому зрителю никакого понятия, что в реальности ждёт его на экране.

Как точно смачно харкнул однажды в Историю Богдан Титомир: Пипл хавает! А чего ещё надо-то? Более того, порою те жанры, что бездумно обозначены в афишах и синопсисах, - просто самым идиотским образом вводят зрителя в полное непонимание того, что ему, собственно, дают на суд.

Болдер и Бодлер - это две катастрофические разницы.
Болдер и Бодлер - это две катастрофические разницы.

Совершенно очевидно, что с некоторых пор российский зритель имеет возможность переосмыслить огромное число киношного контента, дав ему новые определения и значительно сместив взгляд на элементарный баланс «Добра и Зла». Ещё четверть века назад, считавшийся драмой, «Полёт над гнездом кукушки» грозит выйти в повторный показ в РФ под маркировкой «Комедия». Целый ворох отличнейших, откровенно сильных и неглупых новоделов местного производства стали переворачивать сознание отечественной публики с ног на голову.

Кадр из фильма "Пролетая над гнездом кукушки" (1975). Вот прям ржака, - не могу, какая.
Кадр из фильма "Пролетая над гнездом кукушки" (1975). Вот прям ржака, - не могу, какая.

Ярким примером тому – фильм «Праздник» (2019г/р). И сами создатели, и прокатчики определили жанр этого кино аки комедия! И это не просто малограмотность, это тот самый камень преткновения, где непонимание сталкивается лоб в лоб с незнанием и неприятием предмета. А ведь фильм, действительно, очень хорош. Только, естественно, никакой комедией он не является. Это самый натуральный памфлет, - аллюзия на день сегодняшний, через трагифарс, декорированный под ужас Блокады. То есть в строке жанр необходимо ставить: памфлет, трагифарс, - но уж никак не комедия. И что обидно, в таких рамках понимания фильма, - он абсолютно безупречен.

Надо сказать, что жанр памфлета в отечественном кино вырисовывается всё чаще, всё настойчивей и всё явственней. И грозит очень быстро перейти в ранг табуированного в РФ кино. Безусловно, самым ярким примером в этом сегменте за последнее время стал фильм «Кастинг» (2018 г/р). Здесь сошлось всё: и сценарий, и режиссура, и актёрская игра.
НО! Зрителю этот блистательный памфлет в форме того же трагифарса был подан всё под тем же определением: «Комедия».

Вот он, этот нехороший человек - Игорь Стам, режиссёр фильма "Кастинг".                                             Поняв, что его произведение в прокат не выпустят, он просто разместил его на Ютубе. ©
Вот он, этот нехороший человек - Игорь Стам, режиссёр фильма "Кастинг". Поняв, что его произведение в прокат не выпустят, он просто разместил его на Ютубе. ©

Либо современные отечественные режиссёры совершенно не врубаются в то, что снимают, либо они настолько безграмотны, что не в состоянии отличить комедию от трагифарса. И это уже целая тенденция. «Праздник», «Батя», «Родители строгого режима», «Этика долга»... Всё это, безусловно, очень качественные и сильные фильмы, но!.. Комедии?!! O TEMPORA!.. Кларк со своим «Убийством в прямом эфире» выходит из разряда страшной сказки в ранг весёлой были… Вчерашняя фантастика становится реальностью развлекательного контента.

Кадр из фильма "Батя". Смешно до слёз!..
Кадр из фильма "Батя". Смешно до слёз!..

А теперь давайте взглянем на то, что лично я для себя определяю, как кино-памфлет. Но для начала вспомним всё же, что же такое, собственно, памфлет. Если кратко, - памфлет - это произведение, направленное против политического строя в целом или его отдельных сторон. Кино-памфлет - явление достаточно новое для России и пока что в качестве жанра не до конца осознанное ни самими создателями этого кино, ни зрителями…
Впрочем, государство в лице чиновников Минкульта всё сразу увидело, поняло и отреагировало. Как только процесс пошёл, и с той или иной степенью даровитости и ума создателей, такие фильмы стали плодиться в нашей стране победившего тоталитаризма, властные госцензоры сразу стали устраивать препоны кино-памфлетам в прокате.
Такие фильмы, как «Глубже!» (2019 г/р) и «Москвы не бывает» (2021г/р), - ещё успели проскочить на зрительские экраны.
А вот «Ампир В» и «Капитан Волконогов бежал», столкнувшись с тотальным противодействием госцензуры, - «утекли» в Сеть непонятным (или понятным?) образом. Авторы «Кастинга» сами разместили свой фильм на Ютубе, наплевав на коммерческий успех.

Кадр из фильма "Капитан Волконогов бежал". "Жить стало лучше, жить стало веселее..."
Кадр из фильма "Капитан Волконогов бежал". "Жить стало лучше, жить стало веселее..."

И нет никакой уверенности, что мы увидим бесконечно откладывающиеся «Мы», или даже «Мастера и Маргариту»…
Хотя… Повесит прокатчик опять маркировку «Комедия» - посмотрит народ, и снова разойдётся в недоумении: Что это было?..