Найти тему
54,3K подписчиков

А вдруг примут за кокоток? Скрытые смыслы на картине Берты Моризо «Летний день», позволяющие отнести её к настоящим шедеврам.

Берта Моризо (1841–1895)французская художница-импрессионистка, великолепно умеющая отображать сложные чувства и скрытые эмоции персонажей своих картин в самой непринуждённой и идиллической обстановке. На самом деле это было своеобразным ответом на требования к поведению женщины в обществе в то время — неважно, что ты чувствуешь, главное — всегда соблюдай видимость приличий и скрывай свои истинные эмоции под маской светской жизнерадостности.

Летний день
Летний день

Одна из таких картин — «Летний день», где изображены две светские дамы, одетые по последней парижской моде и безмятежно плывущие по озеру на лодке. Летний прекрасный день, блики на речной глади, сочная зелень, казалось бы настоящая ода лету, когда природа находится на пике, всё цветёт и благоухает и хочется, чтобы это благоденствие никогда не кончалось. Вот только, глядя на этих женщин становится немного не по себе, понимаешь, что заняты они отнюдь не созерцанием природы и бесконечно далеки от безмятежности. О новаторском для того времени шедевре Берты Моризо мы и поговорим в этой статье.

Летний день. фрагмент.
Летний день. фрагмент.

Картина написана в несколько необычной для того времени цветовой гамме, с большим количеством жёлтого и синего цвета — жёлтые шляпки у женщин, синее платье у дамы, напряжённо смотрящей в воду. Всё дело в том, что комфортно писать на пленэре, как любили многие импрессионисты, можно было только когда стали делать краски в тюбиках, а это произошло примерно с 1800 года. А до этого приходилось возиться с обычными красками, потому многие художники и предпочитали писать у себя в мастерской, по набросанными заранее этюдам и рисункам. Но не все цвета были доступны — например, лазурно-голубой в тюбиках появился только в 1860 году, так-то картина Моризо стала по-настоящему новаторской, в том числе и по чисто техническим деталям.

У колыбели
У колыбели

Активно применяла Моризо и различные оттенки белого на платье второй девушки, которая как бы смотрит на зрителя, но, похоже, просто углубилась в свои невесёлые мысли. Это, скорее всего, отсылка к творчеству Камиля Коро, у которого училась Моризо, тот являлся настоящим мастером отображения невероятно реалистичного неба, затянутого облаками, и 50 оттенков белого на его картинах были в порядке вещей.

Камиль Коро. Дорога на Севр
Камиль Коро. Дорога на Севр

Берта Моризо, когда работала на пленэре, основательно рисковала своей репутацией «добропорядочной дамы». Она была родом из обеспеченной семьи, принадлежала к самой верхушке среднего класса, а родители были достаточно передовых взглядов и не считали, что единственное предназначение их дочери — удачно выйти замуж. Потому нанимали для неё лучших учителей живописи.

Берта Моризо. Автопортрет
Берта Моризо. Автопортрет

Моризо выучилась и стала хорошей художницей, своей среди импрессионистов, и даже вышла замуж за Эжена Мане — брата знаменитого художника Эдуара Мане. Эжен тоже был художником, но карьеру пришлось оставить. Двое живописцев в одной семье — это чересчур, да и Моризо была намного талантливей, потому Эжен поступил как мудрый супруг, всецело поддерживая свою жену.

В Англии (Эжен Мане на острове Уайт)
В Англии (Эжен Мане на острове Уайт)

Берта любила, как и многие импрессионисты, работать на пленэре, вот только когда она усаживалась с кистями, красками и мольбертом, то сразу же вокруг неё собиралась толпа зевак, чтобы посмотреть на художницу. И хорошо бы, если только посмотреть, иногда раздавались и возгласы возмущения — как может добропорядочная дама появляться в обществе одна без сопровождения и заниматься такими сугубо мужскими делами?

Одевающаяся женщина
Одевающаяся женщина

Женщины из среднего и высшего общества в то время находились по существу на положении «домашних арестантов» — просто пойти погулять по городу никак не получится, нужно чтобы их обязательно сопровождала пожилая дама — мать или родственница, в крайнем случае брат или муж. А тут две молоденькие девушки, вопреки всем приличиям, катаются на лодке одни. Неудивительно, что они так напряжены и думают лишь о том, как выглядят в глазах публики, не примут ли их за кокоток. Потому и удовольствие от прогулки на лодке получается сомнительное.

После обеда
После обеда

Моризо хорошо знала, о чём рисовала. Ей самой наверняка приходилось ловить немало косых взглядов, неприкрытых обвинений, а то и домогательств со стороны мужчин, принявших её за кокотку, когда она одна работала на пленэре. Так, на первый взгляд, самая идеалистическая картина приобретает второй куда более глубокий смысл.

Спасибо что были с нами, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.

​Дамы лёгкого поведения на полотнах знаменитых художников
ArtAlebrio30 октября 2022

Большой выбор подарков ручной работы, картин, предметов декора - выбирайте в каталоге маркетплейса artalebrio.com

автор статьи Михаил Федорин

Берта Моризо (1841–1895) — французская художница-импрессионистка, великолепно умеющая отображать сложные чувства и скрытые эмоции персонажей своих картин в самой непринуждённой и идиллической...-9