Берта Моризо (1841–1895) — французская художница-импрессионистка, великолепно умеющая отображать сложные чувства и скрытые эмоции персонажей своих картин в самой непринуждённой и идиллической обстановке. На самом деле это было своеобразным ответом на требования к поведению женщины в обществе в то время — неважно, что ты чувствуешь, главное — всегда соблюдай видимость приличий и скрывай свои истинные эмоции под маской светской жизнерадостности.
Одна из таких картин — «Летний день», где изображены две светские дамы, одетые по последней парижской моде и безмятежно плывущие по озеру на лодке. Летний прекрасный день, блики на речной глади, сочная зелень, казалось бы настоящая ода лету, когда природа находится на пике, всё цветёт и благоухает и хочется, чтобы это благоденствие никогда не кончалось. Вот только, глядя на этих женщин становится немного не по себе, понимаешь, что заняты они отнюдь не созерцанием природы и бесконечно далеки от безмятежности. О новаторском для того времени шедевре Берты Моризо мы и поговорим в этой статье.
Картина написана в несколько необычной для того времени цветовой гамме, с большим количеством жёлтого и синего цвета — жёлтые шляпки у женщин, синее платье у дамы, напряжённо смотрящей в воду. Всё дело в том, что комфортно писать на пленэре, как любили многие импрессионисты, можно было только когда стали делать краски в тюбиках, а это произошло примерно с 1800 года. А до этого приходилось возиться с обычными красками, потому многие художники и предпочитали писать у себя в мастерской, по набросанными заранее этюдам и рисункам. Но не все цвета были доступны — например, лазурно-голубой в тюбиках появился только в 1860 году, так-то картина Моризо стала по-настоящему новаторской, в том числе и по чисто техническим деталям.
Активно применяла Моризо и различные оттенки белого на платье второй девушки, которая как бы смотрит на зрителя, но, похоже, просто углубилась в свои невесёлые мысли. Это, скорее всего, отсылка к творчеству Камиля Коро, у которого училась Моризо, тот являлся настоящим мастером отображения невероятно реалистичного неба, затянутого облаками, и 50 оттенков белого на его картинах были в порядке вещей.
Берта Моризо, когда работала на пленэре, основательно рисковала своей репутацией «добропорядочной дамы». Она была родом из обеспеченной семьи, принадлежала к самой верхушке среднего класса, а родители были достаточно передовых взглядов и не считали, что единственное предназначение их дочери — удачно выйти замуж. Потому нанимали для неё лучших учителей живописи.
Моризо выучилась и стала хорошей художницей, своей среди импрессионистов, и даже вышла замуж за Эжена Мане — брата знаменитого художника Эдуара Мане. Эжен тоже был художником, но карьеру пришлось оставить. Двое живописцев в одной семье — это чересчур, да и Моризо была намного талантливей, потому Эжен поступил как мудрый супруг, всецело поддерживая свою жену.
Берта любила, как и многие импрессионисты, работать на пленэре, вот только когда она усаживалась с кистями, красками и мольбертом, то сразу же вокруг неё собиралась толпа зевак, чтобы посмотреть на художницу. И хорошо бы, если только посмотреть, иногда раздавались и возгласы возмущения — как может добропорядочная дама появляться в обществе одна без сопровождения и заниматься такими сугубо мужскими делами?
Женщины из среднего и высшего общества в то время находились по существу на положении «домашних арестантов» — просто пойти погулять по городу никак не получится, нужно чтобы их обязательно сопровождала пожилая дама — мать или родственница, в крайнем случае брат или муж. А тут две молоденькие девушки, вопреки всем приличиям, катаются на лодке одни. Неудивительно, что они так напряжены и думают лишь о том, как выглядят в глазах публики, не примут ли их за кокоток. Потому и удовольствие от прогулки на лодке получается сомнительное.
Моризо хорошо знала, о чём рисовала. Ей самой наверняка приходилось ловить немало косых взглядов, неприкрытых обвинений, а то и домогательств со стороны мужчин, принявших её за кокотку, когда она одна работала на пленэре. Так, на первый взгляд, самая идеалистическая картина приобретает второй куда более глубокий смысл.
Спасибо что были с нами, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.
Большой выбор подарков ручной работы, картин, предметов декора - выбирайте в каталоге маркетплейса artalebrio.com
автор статьи Михаил Федорин