Найти тему
Психолог из детсада

Как отучить большого ребенка от бутылочки. Если ребенок уже ест всё, но продолжает сосать смесь или молоко через соску

Оглавление

Ребенку уже 2-3 года, он отлично говорит, ест любую твердую пищу, но не засыпает без бутылочки с молоком или смесью. А может в течение дня потребовать пососать соску с прикормом. Хотя перед этим с большим аппетитом пообедал: суп съел с хлебом, котлетку с пюре. И компот из чашки сам выпил, с удовольствием.

Такая проблема знакома семьям, чьи дети были выкормлены без грудного молока.

Дети не бросают соску. И это становится проблемой уже не физиологического, а психологического плана.

Бутылочка у такого ребенка больше выполняет роль «талисмана». У соски в подсознании малыша особый ранг: «спасительницы». Ею она стала в младенчестве, заменив материнскую грудь. Отучение от бутылочки, в данном случае, равнозначно отучению от материнской груди. Подумайте, какой способ для вас приемлемее: «Раз и навсегда» или «Постепенно».

Отучение от бутылочки раз и навсегда

При этом методе работа проводится в два этапа.

Первый: этап предварительного информирования. В присутствии ребенка, говорится о том, чем старше становятся дети, тем вреднее им сосать из бутылочки: неправильно растут зубки, дети могут шепелявить, плохо выговаривать слова.

Ребенок с удовольствием пробует самую разнообразную пищу/ Фото из свободного источника в сети Интернет
Ребенок с удовольствием пробует самую разнообразную пищу/ Фото из свободного источника в сети Интернет

Не нужно «читать мораль, что это плохо» напрямую обращаясь к ребенку. Он может замкнуться, у него могут быть протестные реакции. Задача родителя, чтобы ребенок был проинформирован, почему большим детям не следует сосать смесь или молоко из бутылочки.

Разговор можно в присутствии ребенка повторить 1-2 раза через несколько дней. Хорошо если он услышит эту информацию не от одного, а от нескольких, значимых для него взрослых.

Второй этап – основной.

Однажды мама в присутствии ребенка вместо бутылочки находит письмо, в котором сообщается, что бутылочку унесла фея для одного голодного малыша из далекой-далекой страны. Этот малыш еще не умеет кушать сам, у него нет ни одного зуба. Он может только пить из бутылочки питательную смесь.

Чтобы он не погиб от голода, а «вырос таким же замечательным, умным, сильным мальчиком», как ты, срочно понадобилась именно твоя бутылочка. Потому, что смесь в ней как раз для малышей его возраста, а не для детей трех лет.

Чтобы ты не грустил без бутылочки, фея обещает завтра к вечеру принести за бутылочку замечательный подарок. С этим подарком удобно и приятно будет засыпать.

Письмо можно снабдить иллюстрацией плачущего грудного малыша и рисунком красивой подарочной коробки в заключении повестования.

У ребенка спрашивается, что это может быть за подарок такой? Возможно, он выскажет конкретное, вполне осуществимое пожелание о мягкой игрушке, красивом светильнике и т.п. Если малыш слишком расстроен, говорит, что не знает, сами можете его своими вопросами и догадками подвести к желаемому подарку.

На следующий вечер перед сном ребенок находит у своей кроватки коробку с новым «талисманом». С ним теперь удобно и приятно засыпать.

Почему стоит подождать вечер, не вручать компенсирующий подарок сразу после прочтения письма?

Так ребенок получает опыт, что шаг в сторону более взрослого поступка – вызывает уважение и чувство благодарности (даже у фей). Что этот подарок он «выстрадал» одним важным отказом в своей жизни.

Отсроченное получение подарка, период ожидания, в данном случае – важный момент для принятия случившегося.

Реакция ребенка на этот шаг может быть самой разной: от любопытства по поводу нестандартного события с массой уточняющих вопросов, до протестной истерики, плача.

Задача взрослого в любом случае вручить приз в оговоренный срок.

Зачем подключать сказочного персонажа

У ребенка не должно быть ассоциации, что это мама лишила его такого важного, такого нужного в его жизни «талисмана». Чувство враждебности взрослого мира к нему – не сыграет хорошей роли. Да и родитель тоже дистанцируется таким образом от происходящего. Ему легче будет утешать, жалеть горюющего малыша.

Таким приемом пользовались народы во все времена: соску мог унести бабайка, баба Яга, кикимора, русалка. Но современный психологический подход, свидетельствует, что лучше использовать положительных персонажей, не вызывающих страха. Не обязательно фею. Главное, чтобы образ был понятен ребенку.

Если малыш продолжает расстраиваться, можно предложить написать фее письмо. В письме могут быть вопросы, о том как растет малыш, которому понадобилась бутылочка, добрые пожелания ему, рассказ о своих делах. Важно в таком письме больше рисовать, чем писать.

Но в любом случае у ребенка не должно быть ложной надежды, что «соска» когда-нибудь вернется в его жизнь. Что фея принесет её назад.

При попытке ребенка завести разговор подобного плана, следует твердо сказать, что когда вырастит этот малыш, фея найдет, кому еще помочь волшебной смесью (молоком).

Разумеется, из дома нужно убрать все, что может напомнить ребенку про прошлый младенческий способ кормления: бутылки, соски, упаковки из-под смеси и др.

Отучение от бутылочки постепенно

При отучении от грудного вскармливания есть важные правила: не начинать процесс когда ребенок ослаблен и болен, отменять постепенно по одному кормлению, заменяя это твердой пищей.

Приемлемо ли это при постепенном отказе от бутылочки, когда малыш ест уже хорошо? Вполне. Можно не давать сначала бутылочку в первой половине дня, заменяя её морковкой, яблоком и даже кусочком вареного мяса (если малыш больше всего любит именно мясо). А можно попробовать совсем новые вкусы.

Детское любопыство взрослые могут использовать с пользой для решения проблем воспитания/ Фото из свободного источника в сети Интернет
Детское любопыство взрослые могут использовать с пользой для решения проблем воспитания/ Фото из свободного источника в сети Интернет

Когда это начнет восприниматься как должное, правило «вознаграждения за лишение» переносится на отказ от второго кормления (обычно во вторую половину дня).

Сложнее всего с отказом от бутылочки перед сном, поскольку для уже самостоятельного ребенка это не столько способ насытиться, сколько успокоиться после тревог дня. Хорошо, если в этом случае будет не пищевая компенсация, а новый приятный ритуал. Например, чтение сказки перед сном из новой, красочной книги.

Стоит помнить, что ребенок уже большой, он не младенец, которого отучают от груди. При постепенном отучении от бутылочки может начаться манипуляционная игра «Всё равно моя возьмёт, и я получу, что хочу».

Если малыш двух-трех лет здоров физически, у него нет неврологических проблем – первый способ «Раз и навсегда» принесет меньше негативных эмоций и ему и вам.

Как говорил Марк Твен, если требуется проглотить лягушку, нужно сделать это как можно быстрее.

Дети часто бывают благодарны родителям в душе за решительные и быстрые меры. Это позволяет им выйти на новый уровень развития.

Еще о проблемах питания:

Для приятного общения с детьми: