Знаменитого китайского художника Ли Сяомина на родине называют «мастером пионов» за непревзойдённое изображение цветов. Он уже много лет работает в жанре традиционной китайской живописи, выбрав стиль гунби. Кроме того, Ли Сяомин известен тем, что создаёт превосходные копии шедевров времён династии Сун, и это занятие позволяет ему учиться у мастеров прошлого. Он следует наказу Ши-тао, одного из величайших художников эпохи Цин, который говорил: «У меня нет другого учителя, кроме Природы, — вовне и источника моего сердца — внутри».
Традиционная китайская живопись, или гохуа, включает в себя два взаимодополняющих стиля: се-и и гунби. В основе первого лежит передача сути изображаемого. Этот элегантный стиль любят ценители полной творческой свободы, которые используют минимальную цветовую палитру и создают картины под властью наития, не прибегая к предварительному наброску. Именно поэтому такие работы очень сложно, а подчас и невозможно воспроизвести заново.
«Линия в китайской живописи не служит границей формы, она сама является формой. Художникам, воспитанным в европейской графической и живописной традиции, это сложно понять, - объясняет Светлана Плакасова, работающая в стиле се-и. - В европейской живописи для создания объёма и форм используют светотень, сочетание светлых и тёмных пятнен в границе формы или предмета, обозначенных линией. В китайской живописи передача целостной формы происходит с помощью единой линии, которая содержит в себе и сотканную тушью зримую, и незримую в окружающем пространстве часть образа».
В отличие от се-и, стиль гунби («тщательная кисть») больше ориентирован на отражение внешнего сходства и требует от художника максимальной сосредоточенности в работе и прилежания. Законченные работы выглядят очень декоративно и роскошно - именно в стиле гунби были написаны картины для интерьеров дворцов в Запретном городе.
«Когда кто-нибудь умеет применять кисть с таким совершенством, можно сказать, что он сеет горстью жемчуг, а душа путешествует за пределами этого мира, - говорится в одном из средневековых китайских трактатов. - В этом нет различий между живописью и каллиграфией. Они применяют одни и те же методы. Всё прекрасное создаётся кистью».
Ли Сяомин говорит, что самым ответственным этапом в создании картины в стиле гунби является нанесение тушью контура будущего рисунка. Предварительно художник наблюдает за тем, что хочет изобразить, делает фотографии и наброски. Когда он приступает к работе, ему необходимо учесть даже мельчайшие детали и линии: гохуа очень консервативна, и есть определённые традиции в изображении животных, птиц и природы, которые сильно отличаются от западной живописи.
Только когда идеальный контур готов, Ли Сяомин приступает к нанесению цвета с помощью лессировок. Количество слоёв водорастворимой и быстросохнущей краски иногда может доходить до ста – в зависимости от выбранной палитры, деликатности или, наоборот, яркости изображаемых объектов. В стиле гунби масса секретов, которые открываются только с приходом настоящего мастерства.
Кроме того, в гохуа все детали что-то означают, и чтобы расшифровать сокрытые в них послания, необходимо или родиться в Поднебесной, или иметь хорошие знания об истории этой страны и её традициях. В сущности, именно богатый символизм и делает китайскую живопись такой особенной.
Например, картина с пионами и поющим петухом представителю другой нации и культуры ничего не скажет, в то время как любой житель Китая сразу поймёт, что это пожелание славы, богатства и почестей. Европеец полюбуется картиной с двумя лотосами и даже не догадается, что в таком сочетании эти цветы символизируют счастливую супружескую жизнь. Вечнозеленая сосна означает жизненную силу, долголетие, духовную стойкость, мужество и постоянство, красивый и пышный пион - богатство и знатность, цапли и хризантемы – одиночество, отшельничество, уточки-мандаринки - семейное счастье, изображённые рядом бамбук и дикорастущая слива – верную дружбу и т.д.
Ли Сяомин признаётся, что создание картины - процесс очень кропотливый, который может занять несколько недель, а то и месяцев. Замысел строится из отдельных деталей и наблюдений, которые, собираясь постепенно, как пазл, рождают гармонию.
Он также делает копии работ художников, которые творили в эпоху династии Сун (просуществовала с 960-го по 1279 год). Это было время расцвета пейзажной живописи и жанра «цветы и птицы». Несмотря на минимализм и сдержанность палитры, эти картины - настоящие произведения искусства, поражающие воображение эстетикой, декоративностью, точностью и красотой линий.
Повторяя работы старинных мастеров, Ли Сяомин достиг такого успеха, что его картины подчас сложно отличить от оригиналов. Идти за великими творцами прошлого, чтобы перенять их знания - принцип обучения китайских художников. Такой подход позволяет на протяжении тысячелетий сохранять традиции каллиграфии и тесно связанной с ней живописи.
«Процесс живописи – это изучение и наблюдательность по отношению к внешнему миру, концентрация, сосредоточенность, внимательность в процессе рисования, - сказал в одном из интервью Ли Сяомин. - И трансляция всего этого в мир внешний. Ты думаешь не о своём внутреннем, а о том, что и как ты рисуешь. О правильности, толщине и цвете линий контура. О том, как передать объём, форму, взаиморасположение объектов и их частей. Об оттенках цвета. Да, это медитация, но медитация, направленная во внешний мир, медитация дела».
Заслуги 51-летнего Ли Сяомина признаны на родине. Он является профессором, членом Китайского общества гунби и Ассоциации художников Аньхоя, автором учебных пособий и курсов. Художник разработал собственную линейку материалов для китайской живописи. В частности, в Китае выпускают краски по его рецептуре, а также специальные кисти, предназначенные для тех, кто работает в стиле гунби.
#ЛиСяомин #китайскаяЖивопись #гохуа #гунби #художник #искусство #мастер #Китай #красота #гармония #эстетитка