Найти тему
Рисую в 50

«Мастер пионов» Ли Сяомин и его прилежная кисть

Знаменитого китайского художника Ли Сяомина на родине называют «мастером пионов» за непревзойдённое изображение цветов. Он уже много лет работает в жанре традиционной китайской живописи, выбрав стиль гунби. Кроме того, Ли Сяомин известен тем, что создаёт превосходные копии шедевров времён династии Сун, и это занятие позволяет ему учиться у мастеров прошлого. Он следует наказу Ши-тао, одного из величайших художников эпохи Цин, который говорил: «У меня нет другого учителя, кроме Природы, — вовне и источника моего сердца — внутри».

Традиционная китайская живопись, или гохуа, включает в себя два взаимодополняющих стиля: се-и и гунби. В основе первого лежит передача сути изображаемого. Этот элегантный стиль любят ценители полной творческой свободы, которые используют минимальную цветовую палитру и создают картины под властью наития, не прибегая к предварительному наброску. Именно поэтому такие работы очень сложно, а подчас и невозможно воспроизвести заново.

«Линия в китайской живописи не служит границей формы, она сама является формой. Художникам, воспитанным в европейской графической и живописной традиции, это сложно понять, - объясняет Светлана Плакасова, работающая в стиле се-и. - В европейской живописи для создания объёма и форм используют светотень, сочетание светлых и тёмных пятнен в границе формы или предмета, обозначенных линией. В китайской живописи передача целостной формы происходит с помощью единой линии, которая содержит в себе и сотканную тушью зримую, и незримую в окружающем пространстве часть образа».

В отличие от се-и, стиль гунби («тщательная кисть») больше ориентирован на отражение внешнего сходства и требует от художника максимальной сосредоточенности в работе и прилежания. Законченные работы выглядят очень декоративно и роскошно - именно в стиле гунби были написаны картины для интерьеров дворцов в Запретном городе.

«Когда кто-нибудь умеет применять кисть с таким совершенством, можно сказать, что он сеет горстью жемчуг, а душа путешествует за пределами этого мира, - говорится в одном из средневековых китайских трактатов. - В этом нет различий между живописью и каллиграфией. Они применяют одни и те же методы. Всё прекрасное создаётся кистью».

Ли Сяомин говорит, что самым ответственным этапом в создании картины в стиле гунби является нанесение тушью контура будущего рисунка. Предварительно художник наблюдает за тем, что хочет изобразить, делает фотографии и наброски. Когда он приступает к работе, ему необходимо учесть даже мельчайшие детали и линии: гохуа очень консервативна, и есть определённые традиции в изображении животных, птиц и природы, которые сильно отличаются от западной живописи.

«Жёлтый пион»
«Жёлтый пион»

Только когда идеальный контур готов, Ли Сяомин приступает к нанесению цвета с помощью лессировок. Количество слоёв водорастворимой и быстросохнущей краски иногда может доходить до ста – в зависимости от выбранной палитры, деликатности или, наоборот, яркости изображаемых объектов. В стиле гунби масса секретов, которые открываются только с приходом настоящего мастерства.

«Год за годом будет достаток»
«Год за годом будет достаток»

Кроме того, в гохуа все детали что-то означают, и чтобы расшифровать сокрытые в них послания, необходимо или родиться в Поднебесной, или иметь хорошие знания об истории этой страны и её традициях. В сущности, именно богатый символизм и делает китайскую живопись такой особенной.

-7

Например, картина с пионами и поющим петухом представителю другой нации и культуры ничего не скажет, в то время как любой житель Китая сразу поймёт, что это пожелание славы, богатства и почестей. Европеец полюбуется картиной с двумя лотосами и даже не догадается, что в таком сочетании эти цветы символизируют счастливую супружескую жизнь. Вечнозеленая сосна означает жизненную силу, долголетие, духовную стойкость, мужество и постоянство, красивый и пышный пион - богатство и знатность, цапли и хризантемы – одиночество, отшельничество, уточки-мандаринки - семейное счастье, изображённые рядом бамбук и дикорастущая слива – верную дружбу и т.д.

-8

Ли Сяомин признаётся, что создание картины - процесс очень кропотливый, который может занять несколько недель, а то и месяцев. Замысел строится из отдельных деталей и наблюдений, которые, собираясь постепенно, как пазл, рождают гармонию.

Он также делает копии работ художников, которые творили в эпоху династии Сун (просуществовала с 960-го по 1279 год). Это было время расцвета пейзажной живописи и жанра «цветы и птицы». Несмотря на минимализм и сдержанность палитры, эти картины - настоящие произведения искусства, поражающие воображение эстетикой, декоративностью, точностью и красотой линий.

Копия картины «Корзина цветов»
Копия картины «Корзина цветов»

Повторяя работы старинных мастеров, Ли Сяомин достиг такого успеха, что его картины подчас сложно отличить от оригиналов. Идти за великими творцами прошлого, чтобы перенять их знания - принцип обучения китайских художников. Такой подход позволяет на протяжении тысячелетий сохранять традиции каллиграфии и тесно связанной с ней живописи.

«Процесс живописи – это изучение и наблюдательность по отношению к внешнему миру, концентрация, сосредоточенность, внимательность в процессе рисования, - сказал в одном из интервью Ли Сяомин. - И трансляция всего этого в мир внешний. Ты думаешь не о своём внутреннем, а о том, что и как ты рисуешь. О правильности, толщине и цвете линий контура. О том, как передать объём, форму, взаиморасположение объектов и их частей. Об оттенках цвета. Да, это медитация, но медитация, направленная во внешний мир, медитация дела».

Заслуги 51-летнего Ли Сяомина признаны на родине. Он является профессором, членом Китайского общества гунби и Ассоциации художников Аньхоя, автором учебных пособий и курсов. Художник разработал собственную линейку материалов для китайской живописи. В частности, в Китае выпускают краски по его рецептуре, а также специальные кисти, предназначенные для тех, кто работает в стиле гунби.

-11

#ЛиСяомин #китайскаяЖивопись #гохуа #гунби #художник #искусство #мастер #Китай #красота #гармония #эстетитка