В последние дни мы получили пул обращений от таксопарков на эту тему. Как стало известно, письма были отправлены далеко не всем. Давайте разбираться.
Предпосылки
В Калуге представители ФНС и Яндекса на одном из заседаний сообщили, что регион стал пилотным в программе контроля за исполнением нового закона. Затем это распространится и на другие регионы.
Если водитель не получит статус СМЗ или не станет ИП, он будет отключен от заказов, а если у диспетчерской наберется большое количество таких водителей, то появятся вопросы и к диспетчерской.
В результате
Уведомление от Яндекса вполне обосновано. Последствие неисполнения требований указано в уведомлении: если таксопарк не подтвердит информацию о водителях (их статусе), Яндекс может отключить доступ к своему сервису.
Во-первых, это соответствует требованиям закона № 580-ФЗ
Казалось бы, у агрегатора нет необходимости проверять соблюдение требований закона. В своих документах Яндекс не определяет себя в качестве службы заказа легкового такси (СЗЛТ), а выступает владельцем ПО.
Но с учетом последних судебных решений на уровне Верховного суда РФ по делам Яндекс.Такси и Ситимобил, агрегаторов могут признавать СЗЛТ, поскольку они фактически осуществляют деятельность по организации перевозки и потребители воспринимают агрегаторов как организаторов перевозки.
Если Яндекс признают СЗЛТ, то он будет нести ответственность за вред жизни и здоровью пассажира в случае передачи заказа лицу, у которого не было разрешения на перевозку. Таким образом Яндекс хочет защитить себя от рисков.
Во-вторых, Яндекс самостоятельно определяет условия предоставления своих сервисов согласно пункту 3.4 оферты
А значит, имеет право приостановить доступ и/или ограничивать функциональные возможности сервиса.
Если таксопарк планирует дальше сотрудничать с Яндексом, то единственный вариант для него в этой ситуации — выполнить требования в течение указанного срока и проинформировать об этом Яндекс.