Найти в Дзене
С чего вы это взяли?

Как Микеланджело стал великим мастером

Статья о мраморной вуали казалось бы должна была закрыть вопрос о возможностях скульпторов. Но нет, возникли новые: как без современного инструмента обработать мрамор, как голодный Микеланджело создал 6 метрового Давида, где взял деньги на мрамор, где учился Микеланджело и как в 26 лет ему доверили создание Давида. Постараюсь ответить на эти и другие вопросы Кто учил Микеланджело В 13 лет Микеланджело поступает учеником к признанному мастеру фресковой живописи Доменико Гирландайо. Это сейчас ученик затмил его имя для широкой публики, но в XV веке он был рок-звездой. Гирландайо один из первых живописцев, расписывавших стены Сикстинской капеллы, он работал во Флоренции, Риме и Тоскане, первым начал использовать краски для изображения золотых изделий, обладал удивительным чувством перспективы, его фресками вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль и сам Микеланджело. В общем, учиться у него было большой честью. Попал Микеланджело к нему благодаря знакомству с другим учеником - Франческо Гр
Оглавление

Статья о мраморной вуали казалось бы должна была закрыть вопрос о возможностях скульпторов. Но нет, возникли новые: как без современного инструмента обработать мрамор, как голодный Микеланджело создал 6 метрового Давида, где взял деньги на мрамор, где учился Микеланджело и как в 26 лет ему доверили создание Давида. Постараюсь ответить на эти и другие вопросы

Кто учил Микеланджело

В 13 лет Микеланджело поступает учеником к признанному мастеру фресковой живописи Доменико Гирландайо. Это сейчас ученик затмил его имя для широкой публики, но в XV веке он был рок-звездой. Гирландайо один из первых живописцев, расписывавших стены Сикстинской капеллы, он работал во Флоренции, Риме и Тоскане, первым начал использовать краски для изображения золотых изделий, обладал удивительным чувством перспективы, его фресками вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль и сам Микеланджело. В общем, учиться у него было большой честью.

Попал Микеланджело к нему благодаря знакомству с другим учеником - Франческо Граначчи, показавшему юному Микеланджело рисунки своего мастера. Несмотря на недовольство отца, считавшего занятие искусства недостойным дворянина, настойчивость всё таки преодолела предрассудки. Людовико Буонаротти добился заключения контракта для сына, по которому Гирландайо обязался выплатить мальчику 24 золотых флорина жалования и принять к себе на обучение на три года. Для тех лет это было неслыханно.

Во время ученичества Микеланджело копирует работы Джотто и Мазаччо, а также пишет свою первую картину "Искушение святого Антония", копию гравюры Мартина Шонгауэра.

Через год ученичество у Гирландайо заканчивается по двум причинам: во-первых, сам мастер признаётся, что ему больше нечему учить юного Микеланджело, а, во-вторых, умирает Донателло и Лоренцо Медичи, правитель Флоренции страстно хочет найти и воспитать ему замену. Для этого он основывает Платоновскую академию и требует от мастеров прислать туда своих лучших учеников. Гирландайо отправляет Микеланджело вместе с Франческо Граначчи.

Вы можете спросить как же за год тринадцатилетний мальчишка мог научиться рисовать, как мастер, будь он хоть трижды гений? И будете правы. Естественно, с ноля это было бы практически невозможно, но мастера того времени принимали себе в ученики тех, кто уже что-то умел. Лучше всего это сравнить с современными школами-студиями для актёров или мастер-классами. Микеланджело увлёкся рисованием ещё во время обучения в гимназии Франческо де Урбино во Флоренции. К учёбе он рвения не проявлял, зато отдавал всего себя рисованию и заполнил набросками все стены отцовского дома.

Итак, покинув Гирландайо, который уже платил ему как художнику, Микеланджело попадает под покровительство Лоренцо Медичи "Великолепного", главы Флоренции и известного мецената. Он посещает его Платоновскую академию и поступает учеником к Бертольдо ди Джованни.

Имя этого скульптора тоже мало что скажет обычному читателю. Оксфордский словарь говорит о нём, как о мастере незначительного таланта. Однако, вместе с тем, это был:

  • ученик и помощник самого Донателло, закончивший две кафедры в Церкви Святого Лоренцо после смерти мастера;
  • заведующий обучением скульпторов и коллекцией античных статуй у Медичи;
  • разработчик нового способа изготавливать мелкофигурные бронзовые скульптуры для частных коллекций;
  • великолепным медалистом.

Не слишком вяжется с незначительным талантом.

В это время Микеланджело создаёт свои первые мраморные работы: "Мадонна у лестницы" - небольшой барельеф, в котором Микеланджело пытался повторить манеру Донателло и неоконченная "Битва кентавров", в которой он подражает античным мастерам и бронзовой работе Бертольдо ди Джованни, висевшей во дворце Медичи

Но и со скульптурой и мрамором Микеланджело познакомился не на уроках Джованни. Сам Микеланджело утверждал, что научился работать с мрамором до того, как научился писать и это во многом правда, ведь он с шести лет воспитывался в семье няни, муж которой был резчиком по мрамору в карьере его отца.

Однако в 1492-м Лоренцо Великолепный умирает и с ним Микеланджело теряет покровителя и возвращается домой.

Первые самостоятельные работы

По возвращении в дом своего отца Микеланджело вырезал из мрамора Геркулеса высотой семь футов восемь дюймов, который позже был куплен вместе с другими произведениями искусства Джованни Паттиста делла Палла для Франциска Первого и отправлен во Францию. Судьба его неизвестна.

У отца он пробыл недолго и вскоре снова вернулся во дворец Медичи по предложению нового правителя Пьеро Глупого. Он очень ценил Микеланджело и назначил его хранителем коллекции драгоценностей и древностей, а также заказал ему статую из снега.

Впрочем, Пьеро не заработал бы своё прозвище, если бы не делал ошибок. Ему недоставало осмотрительности и приветливости. Из-за этого против него восстали все: и флорентийцы, подогреваемые проповедями Савонаролы, и французский король Карл VIII, которому Пьеро отказался оказать прямую поддержку.

В этой обстановке Микеланджело не пожелал становится на чью-либо сторону и переехал в Венецию, а оттуда в Болонью, где познакомился с членом городского совета Альдовранди, который добился для него нескольких заказов. Ему было доверено изготовить несколько маленьких фигурок для украшения ковчега святого Доминика: святого Петрония, покровителя Болоньи, ангела с подсвечником в руках и святого Прокула, в котором можно найти черты будущего Давида. В Болонье же Микеланджело изучает рельефы Якопо делла Кверча, которыми потом вдохновлялся при росписи потолка Сикстинской капеллы.

После того, как Карл VIII погиб и Флоренции перестало что-то угрожать Микеланджело возвращается в родной город. Однако в городе под руководством Савонаролы, который активно боролся с роскошью, работы для него не было. Зато она опять была у Медичи.

Первые шедевры

За полгода Микеланджело создаёт небольшие статуи младенца Иоанна Крестителя и спящего Купидона. Они так понравились сыну Пьеро Медичи, Лоренцо, что тот решил продать её кардиналу Рафаэлю Риарио. С этой продажей была связана любопытная история. Для того, чтобы придать статуе вид древней и продать дороже её закопали. Неясно чья это была идея: посредника, Лоренцо или самого Микеланджело, так или иначе, но подделка быстро раскрылась и вылилась в скандал. Скульптуру кардинал забирать отказался, деньги потребовал вернуть, а Микеланджело на год остался без заказов. Однако Купидон понравился Риарио и тот бросил вызов Микеланджело, спросив в письме, хватит ли у того смелости создать что-то оригинальное, а не только копировать старых мастеров?

В 1496-м Микеланджело перебирается в Рим для того, чтобы создать для сада Риарио скульптуру Вакха в натуральную величину. Вот только и в этот раз Риарио не удалось украсить свой сад работой флорентийца. Он счёл Вакха слишком греховным для себя и отказался принимать. В итоге, лишь через 10 лет её купил банкир Якопо Галли.

Вакх, Микеланджело
Вакх, Микеланджело

В это время Микеланджело уже хорошо знают поэтому получить себе его работы хотят многие. Кардинал Пикколомини заказывает пятнадцать статуй для библиотеки Синского Собора, а французский кардинал Жан Вилье де ла Гроле для часовни короля Франции в Соборе Святого Петра заказывает Пьету, изображающую Богородицу оплакивающую Христа и вызвавшую восторг современников.

Джорджо Вазари, художник, скульптор и автор "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" так описывал мнение современников:

Это, безусловно, чудо, что бесформенная каменная глыба могла быть доведена до совершенства, которое природа едва ли способна создать во плоти
Римская Пьета Микеланджело
Римская Пьета Микеланджело

Проработав пять лет в Риме Микеланджело вернулся во Флоренцию, где взялся за проект, который бросили уже несколько скульпторов, а другие считали нереализуемым. Во дворе собора Санта-Мария-дель-Фьоре уже 40 лет лежал огромный блок мрамора, который только начали обтёсывать, но лишь испортили. Микеланджело вызвался закончить её за два года с оплатой в шесть золотых флоринов в месяц.

Давид
Давид

Таким образом, к моменту создания своего Давида Микеланджело не был парнем с улицы, он уже успел прославиться как выдающийся художник, мастер работы с мрамором. В его творчестве прослеживается эволюция от первых рельефов до максимально детализованных "Пьеты" и "Давида", подражание старым мастерам и постоянная страсть учиться новому.

Напоследок поделюсь примером скульптора, который и сегодня работает с мрамором старыми методами, без применения электроинструментов.

Антонио Канова создаёт копии статуй прошлого. На примере его работы хорошо видно как это происходит: сначала лепится глиняный макет, по нему отливается гипсовый, он доводится до ума, а дальше путём измерений переносится на мрамор. Так у скульптора нет необходимости каждый раз отбегать подальше, чтобы посмотреть верно ли он работает.

Подписывайтесь на мой канал, высказывайте своё мнение, делитесь статьями. А также читайте мои статьи на канале Клуб Рационалистов.

Клуб Рационалистов | Дзен