2,7K подписчиков

5 НЕдетских спектаклей Сергея Образцова, записи которых есть в Интернете

212 прочитали

Кукольный театр, как и анимация, предназначены не только детям. Изначально артисты «играли в куклы» вообще исключительно на «взрослых» представлениях — на площадях, на ярмарках. Детские спектакли для малышей появляться начали в веке 19-м. Об этом напоминал и великий советский кукольник Сергей Образцов, в том числе — в предисловиях к телеверсиям собственных спектаклей, предназначенных совсем не детской аудитории.

Как и в телеверсиях детских спектаклей, взрослые постановки Сергей Образцов предваряет вступительным словом
Как и в телеверсиях детских спектаклей, взрослые постановки Сергей Образцов предваряет вступительным словом

«Небесное создание» (1956)

Не столько спектакль, сколько анимационный фильм Сергей Образцов поставил совместно с известным кинорежиссёром Георгием Натансоном («Они были актёрами», «Взбесившийся автобус»). В основу лег легендарный «Необыкновенный концерт» (о котором ниже). Всё действие «Небесного создания» тоже вращается вокруг одного представления, но постоянно перешагивает пределы концертного зала, чтобы переместиться в квартиру главной звезды представления, оперного солиста (он опаздывает из-за потерявшейся запонки), или на улицу возле театра, где своего кумира поджидают его поклонницы. Персонажей так много, что на их презентацию в начале фильма уходит почти 10 минут (!). Куклы сделаны превосходно — они карикатурные, но при этом очень правдоподобные, похожие на людей. Сам же фильм можно охарактеризовать как пародию на популярные эстрадные жанры и амплуа.

Руки арфистки в фильме «Небесное создание» оживлены при помощи традиционной анимации
Руки арфистки в фильме «Небесное создание» оживлены при помощи традиционной анимации

«Необыкновенный концерт» (1972)

Самый прославленный спектакль театра Сергея Образцова. Его история берёт начало ещё в годы войны, когда куклы Образцова ездили с фронтовыми концертами, в которых едко высмеивали фашистских захватчиков в коротких музыкальных номерах. Когда война закончилась, решено было в похожем формате высмеивать недостатки эстрадных и цирковых жанров. В «Необыкновенном концерте» остроумно пародируются цирковые фокусники и дрессировщики, цыганские и хоровые коллективы, чечеточники и мексиканские трио. Спектакль (который примерно до конца 60-х испытывал проблемы с цензурой), позже развернулся в полную силу, и как итог, стал самой долгоиграющей постановкой театра, которая идёт там до сих пор (то есть, лет уже около 70!). Кроме того, «Необыкновенный концерт» немало поездил по миру и попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самое популярное кукольное зрелище в мире.

Конферансье Эдуард Апломбов в спектакле «Необыкновенный концерт» говорил голосом Зиновия Гердта.
Конферансье Эдуард Апломбов в спектакле «Необыкновенный концерт» говорил голосом Зиновия Гердта.
А вырос этот персонаж из кукол мультфильма «Небесное создание» В «Небесном создании» концертные номера тоже были основой спектакля почти без сквозного сюжета
А вырос этот персонаж из кукол мультфильма «Небесное создание» В «Небесном создании» концертные номера тоже были основой спектакля почти без сквозного сюжета

«Божественная комедия» (1973)

Хоть СССР и был государством атеистическим, библейские тексты так или иначе до граждан доносились. Например, в такой вот юмористической форме, которая кому-то даже может показаться кощунственной. В основу образцовского спектакля «Божественная комедия» вошли не просто первые книги Ветхого завета (с вкраплением апокрифа про Лилит), но их изложение в серии смешных рисунков французского художника Жана Эффеля. По ним советский драматург Исидор Шток написал пьесу, которую дополнительно переосмыслили и переработали уже артисты во главе с режиссёром, наполняя историю сотворения мира массой сугубо «советских» шуток. Спектакль изначально предназначался для взрослой аудитории, но в своё время его с удовольствием смотрели и дети, настолько он получился ярким и весёлым. Стоит отметить, что образцовский Адам говорил голосом Зиновия Гердта, который долгое время входил в труппу Центрального театра кукол.

Бога и архангелов в спектакле «Божественная комедия» изображают люди, а людей - куклы. В той же манере решён и спектакль «Ноев ковчег»
Бога и архангелов в спектакле «Божественная комедия» изображают люди, а людей - куклы. В той же манере решён и спектакль «Ноев ковчег»

«Ноев ковчег» (1976)

Поскольку «Божественная комедия» начиналась с создания «всего на свете» и заканчивалась изгнанием Адама и Евы из рая, то «Ноев ковчег» можно считать логическим продолжением этого спектакля. Ведь рассказывает он о событиях вскоре (по меркам Бесконечности) последовавшим за этим ветхозаветному Великому потопу. В основу этой постановки не положены рисунки Эффеля, но пьесу писал тот же драматург Исидор Шток, и получилась она очень похожей по стилистике и юмору на «Божественную комедию». Жаль только, что «каждой твари по паре» в ней уделено совсем мизерное внимание, а весь спектакль сосредоточен на взаимоотношениях Ноя, его жены и его сыновей с невестками, запертыми на 40 суток в ковчеге, и Богу, который вместе с Архангелом Михаилом и Дьяволом наблюдает со стороны, как плавается «единственным праведникам» посреди океана, залившего всю сушу.

В спектакле Сергея Образцова «Ноев ковчег» наконец-то даётся ответ на вопрос, как размножались люди после Великого потопа, если на борту ковчега была только семья Ноя
В спектакле Сергея Образцова «Ноев ковчег» наконец-то даётся ответ на вопрос, как размножались люди после Великого потопа, если на борту ковчега была только семья Ноя

«Дон Жуан» (1988)

Как говорит во вступительном слове к фильму-спектаклю сам Сергей Образцов, «Дон Жуан» высмеивает жанр западного мюзикла, в котором «все и всегда поют». При этом, великий кукольник отзывается о мюзиклах пренебрежительно, но очень зря. Ведь его пародия как раз и доказывает, что жанр этот не такой уж простой, как может показаться. В итоге, «Дон Жуан», скорее, неудача: он довольно тягомотный и нудный. Полтора часа нам показывают повторяющуюся ситуацию: Дон Жуан соблазняет красотку, появляется её муж и устраивает скандал. После чего Дон Жуан бежит от разрастающейся толпы разгневанных мужчин, пока не встретит другую красотку. Меняются страны (в числе которых есть и деревенская Россия с коровами и доярками), Дон Жуан даже попадает в ад по ходу пьесы, но всё равно смотрится это скучновато. Сам Дон Жуан «срисован» с Михаила Боярского, чьим голосом и поёт (хотя в основном его озвучивает совсем другой человек).

Дон Жуана для одноименного спектакля в театре Образцова лепили с Михаила Боярского
Дон Жуана для одноименного спектакля в театре Образцова лепили с Михаила Боярского