Найти тему

А вы сами пишете сочинения?

Думаю, что все помнят, что раньше по окончании школы отличники получали золотую или серебряную медаль, которая давала очень существенные преимущества при поступлении в вуз. Золотым медалистам, например, не нужно было сдавать вступительные экзамены, абитуриенты просто проходили собеседование и практически все 100 процентов поступали в институт. Серебряные медалисты сдавали один экзамен, пятерка на котором означала поступление. Сейчас отличники тоже получают медаль "За особые заслуги в учебе". Но, согласитесь, это уже совсем не то - эта медаль больше для престижа. Ну что такое 10 баллов плюс к результатам ЕГЭ? Практически ничего.

Естественно, для получения заветной золотой медали помимо отличной учебы выпускники должны были отлично сдать экзамены, а точнее написать сочинение на должном уровне. Почему именно сочинение, спросите вы. Потому что все остальные экзамены принимали родные школьные учителя, которые уж точно не поставят плохую отметку будущему медалисту ( им просто этого сделать не дадут) А вот сочинения проверяла так называемая медальная комиссия, которая собиралась из лучших филологов района. Судьба серебряных медалей решалась на уровне района, "золото" перепроверяли в городе, поэтому, сами понимаете, к таким сочинениям относились с особым пристрастием.

Сочинение писали каждый год 1 июня, и этот день становился настоящим проклятием для учителей русского языка, если среди выпускников были будущие медалисты. Я не знаю почему, но требования к медальным работам были настолько высокие, что не всякий хороший учитель мог бы написать на должном уровне, что уж говорить о семнадцатилетних подростках. И куда делась логика: почему именно сочинение? Получается, будущий великий физик, например, ни за что не получит медаль, потому что допустил 2 грамматические ошибки? И на бедных филологов ложилась огромная ответственность, потому что именно они ( в большинстве случаев) писали медальные сочинения за выпускников. И далеко не каждый учитель мог написать сочинение на уровне, чтобы грозная комиссия не смогла придраться. Кстати, когда администрация школы поняла, что я могу писать сочинения на медаль, ставки мои резко возросли))

Каждый год в начале лета я писала сочинения, иногда по 3-4 за день, мучительно проверяла, перепроверяла. А выпускники в это время покорно ждали, чтобы потом переписать "идеальный" вариант. Чаще всего на следующее утро, потому что иногда мы заканчивали "исправлять" работы глубокой ночью. Скажите мне, пожалуйста, кому это было нужно?

Потом собиралась уважаемая комиссия и начинала оценивать работы... своих коллег. И все прекрасно понимали, что если сочинение оказывалось "плохим", это не ученик не справился, это учитель "не умеет писать сочинения". Все понимали, но делали хорошую мину при плохой игре.

Я работала в обычной средней школе, как однажды высказалась о ней наш зав РОНО, рабоче-крестьянской, медалистов у нас было немного, 2-3 человека. Мы справлялись своими силами. А представьте, что творилось в престижных школах, когда чуть ли не половина класса претендует на медаль. В этих случаях родителей просто ставили в известность, что они должны найти того, кто напишет сочинение за ребенка. Робкие попытки родителей ослушаться "А может, сам напишет", пресекались на корню. И родители судорожно искали того, кто протянет руку в трудную минуту, за деньги , конечно, и вполне приличные. Каюсь, я тоже так подрабатывала иногда, зарплата у педагога, сами понимаете, не очень большая. Писала я сочинения и бесплатно: для племянницы, сестренки подруги. А один раз по доброте душевной написала сочинение для брата нашего секретаря просто на пятерку, на медаль ученик не шел. Так потом мое сочинение дали переписать медалисту и сказали мне огромное "спасибо"))

Я была в медальной комиссии всего раза два-три, сначала "рылом не вышла", а потом в нашу жизнь пришел ЕГЭ, и 1 июня стал для филологов обычным днем. Хорошо помню свой первый раз в комиссии. Это было на 4 или 5 год работы в школе. Тогда я еще не вела выпускные классы. По идее в комиссию должны входить учителя, работающие в 11-х классах, но по какой-то причине, ведущий педагог не смогла присутствовать на данном мероприятии и отправили меня, самого неопытного учителя.

Меня с самого начала одолевало плохое предчувствие, потому что я знала содержание сочинений. Все было очень хорошо написано, но это были не школьные сочинения, это были научные работы с такими заумными терминами, половину из которых я даже не знала. Сам ли учитель написал эти сочинения или заставили какого-то академика потрудиться, не знаю. Мои робкие попытки указать на чрезмерное "великолепие" работ были с презрением оставлены без внимания. Одна работа из двух претендовала на золотую медаль.

И как я и ожидала, когда дошла очередь выносить приговор работам из нашей школы, председатель комиссии сказала совершенно правдивые слова: "Ну это же явно не ребенок писал". И все присутствующие важно закачали головами : точно не ребенок... И тут я по глупой привычке молодости говорить то, что думаю, обращаюсь к высокой комиссии со следующим заявлением: " А что все остальные работы дети сами писали? Ведь все же написаны учителями..." В зале стихло, все смотрели на меня с изумлением: как я посмела озвучить "главную тайну" всех филологов. Потом послышались возмущения, но я заметила несколько взглядов, смотревших на меня с одобрением.

В общем, несмотря на мои обличения, золотую работу зарезали, присудили только серебро. А мне потом за правду-матку хорошенько вставил директор и обещал больше никогда на комиссию не отправлять. Спасибо большое! Правда, мне все равно еще не раз пришлось поучаствовать в оценивании талантов своих коллег, но я была уже умнее и разных провокационных речей не вела))

Наверное, никогда не наступит такое время, когда всем будет стыдно пользоваться благами чужого труда, когда учителя перестанут "завышать показатели". Да разве только учителя? В любой профессии, к сожалению, требуют красиво отчитаться. А вот правдив этот отчет или нет, волнует начальство почему-то гораздо меньше. Вот поэтому я и не стала начальником: не могу заставить людей врать))