Недавно в рамках ознакомления с работами прославленного голливудского режиссера-пародиста Мэла Брукса посмотрел несколько его картин. Среди них был фильм "Космические яйца"(1987), который мне не "зашёл" в детстве ещё до просмотра. Я решил разобраться почему. Что было не так с этой фантастической комедией? Жанр, который нравился всем детям того времени и, чтобы мы что-то не захотели посмотреть, даже самое дрянное, - это было, скорее, исключением из правил.
На фото наверху - это не брак! Кадр символизирует потемнение сознания, которое может возникнуть при просмотре картины Мэла Брукса. В отличии от самих "Звездных войн" - см. выпуск 14 кино Брукса из данного выпуска довольно непростое для описания. Оно снято режиссером, который определенно имеет своеобразный стиль выражения мыслей на экране. И этот стиль, по моему мнению, явно не для всех и, как я понимаю теперь, точно не для детей. Сюжет в "Космических яйцах" вертится вокруг принцессы по имени Веспа, которая сбегает с родной планеты Друидия во время своей свадьбы.
За ней охотятся злодеи, которые пародируют "имперцев" из "Звездных войн", здесь это, так называемые, "космобольцы", которые хотят взять Веспу в заложники и потребовать в качестве выкупа весь воздух из атмосферы Друидии. Дарта Вейдера пародирует знаменитый комедийный актер из 80х - Рик Морэнис. Он играл в мега-хитах того времени "Охотники за привидениями 1-2" (1984, 1989) и в "Дорогая, я уменьшил детей" (1989).
Чтобы спасти принцессу её отец нанимает двух космических контрабандистов, типа Чубакки и Хана Соло. Летают они, правда, не на "Тысячелетнем соколе", а на каком-то непонятном "доме на колесах" с крыльями.
Играют контрабандистов актеры Джон Кэнди и Билл Пуллман. Первого мы могли видеть в роли музыканта в комедии "Один дома" (1990), второго в "Дне Независимости" (1996), где Пуллман играл президента.
Чубакку здесь зовут Барф ("Barf") - это звук, который человек издает, когда его тошнит, а у Хана Соло имя Одинокая звезда ("Lone Starr" с двумя "r"). То, как выглядел на постере Барф, - это одна из причин, почему у меня в детстве было отторжение к просмотру данной картины. Правда сейчас у меня уже больше нет ощущения, что Барф хочет сделать со мной что-то страшное.
Двух ключевых персонажей из оригинальных "Звездных войн" - Йоду и императора Палпатина одновременно пародирует сам Мэл Брукс. За Йоду выступает персонаж по имени Йогурт, на фото наверху. А Палпатина здесь зовут президент Скруб ("Skroob"). Его имя происходит от неприличного сочетания слов "skrew" и "boobs", переводить, на всякий случай, не буду.
В фильме довольно большое количество пошлого юмора. Например, в стиле, когда Скрубу звонят прямо в туалет по видеосвязи и женщина-офицер смотрит на манипуляции персонажа Мэла Брукса с многозначительным интересом. Или источником "Великой силы" в "Космических яйцах", является "Сила Шварца", которая происходит не из сердца, не из головы, а совсем из другого места.
Другая сторона картины - это постоянное стирание грани между фильмом и реальностью. Скажем, на корабле "космобольцев" члены экипажа могут вставить в видеомагнитофон кассету с фильмом, перемотать её и посмотреть, что с ними будет происходить в будущем. Или нажать на кнопку на пульте и у нас зрителей на экране выключится свет. Или во время боя на лазерных мечах герои могут вылететь за кадр и сбить, как бы настоящего, члена съемочной группы с видеокамерой. А при откачке воздуха с планеты космический корабль трансформируется в гигантскую горничную с пылесосом.
В целом, впечатления от картины оказались не самыми плохими. Хотя, многие сцены и диалоги очень напоминают средненькие по качеству миниатюры в стиле "Стендап". Но в некоторых местах было настолько нелепо, что даже становилось очень смешно. Например, когда президенту Скрубу нужно было эвакуироваться с корабля в спасательной капсуле, туда пробрался медведь и Скруб пытался застегнуть звериные лапы на поясе, вместо ремня безопасности. Нужно признать, оригинально!
Фильм заканчивается свадьбой Веспы и Билла Пуллмана. Счастливый финал! Но в конце не могу дать однозначных рекомендаций, смотреть сегодня это кино или нет. Ощущения от картины крайне смешанные. В целом, мне понятно, почему не смог воспринимать "Космические яйца" в детстве. Это связано, исключительно, со слишком "замороченным" для понимания ребенка авторским стилем Мэла Брукса. И это касается абсолютно всех его фильмов.
И ещё немного в дополнение. В "Космических яйцах" есть неожиданная отсылка к фильму "Чужой" (1979), здесь в короткой сцене актер Джон Херт снова воссоздает события фантастического фильма ужасов режиссера Ридли Скотта. Это тот персонаж, из которого вылуплялся монстр в оригинальном фильме. Барф и Билл Пуллман сидят в космической закусочной и вдруг у одного из посетителей начинаются судороги.
Херт говорит: "Нет, только не опять!" И из него вылезает "Чужой". После этого монстр надевает шляпу и начинает танцевать, как в варьете. Есть вещи в жизни, которые хочется "развидеть"! Вероятно, это одна из них!