Для многих «метод проектов» — это что-то совсем недавно ворвавшееся на постсоветское пространство, что, однако, не совсем верно. Наше знакомство с этим методом началось отнюдь не в 21 веке!
Стандартно родоначальником использования проектов в учебных целях называют Джона Дьюи — американского философа, представителя прагматической школы.
Впрочем, есть исследователи, которые видят предпосылки возникновения проектного метода в 5 веке до нашей эры. Другие относят его возникновение к 16-18 векам, когда в архитектурных школах (мастерских) Европы началась проектная деятельность. По их мнению, именно там проект впервые стал использоваться как метод обучения в систематической педагогической практике, а уже потом «переселился» на американский континент, чтобы спустя век вернуться обратно.
Дж. Дьюи предлагал организовывать обучение на активной основе, посредством вовлечения ученика в целесообразную деятельность и с опорой на его личный интерес и личные цели.
Вместо школьной системы, которая основывалась на получении и усвоении знаний, Дьюи предложил обучение «путем делания», на основании которого ученики должны извлекать знания из собственного опыта по решению различных проблем, взятых из реальной жизни. Тем самым он определил главной задачей школы готовить детей к столкновению с проблемами, пока еще не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.
Затем эту тему активно развивал ученик Дьюи, педагог У.Килпатрик, выпустивший в свет в 1918 году одноименную книгу «Метод проектов». В ней он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».
И тут возникает основное разногласие между Дьюи и Килпатриком. Килпатрик ратовал за полную самостоятельность учеников, а Дьюи, напротив, считал проект проект совместной деятельностью учителя и учащихся, то есть ученики не должны обходится без поддержки учителя.
В России
В России активная работа по внедрению метода в общеобразовательную практику началась в самом начале 20 века под руководством С.Т. Шацкого.
После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.
Как же так случилось, что американский метод получил такое распространение в молодом СССР?
Основную причину обычно видят в том, что концепция Дьюи перекликалась с идеями материализма, который был философской основой советской педагогики. Прежде всего это касается теории познания (гносеологии) — положения об активности познания, его связи с человеческими потребностями и трудом, относительности и изменчивости, практики как критерия проверки истинности теории и т. д.
Обеим странам нужны были не бесплодные мечтатели, а практические деятели, смелые, предприимчивые, способные довести любую поставленную цель до конца».
Крупская в частности считала, что метод проектов дает такое важное умение, как умение планировать. Да и в целом этот период в истории советской школы рассматривается как непрерывное экспериментирование.
Впрочем, эксперименты продолжались сравнительно недолго. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.
Причин тому было несколько:
- Прежде всего, сторонники метода проектов объявили его единственным средством преобразования школы обучения в школу жизни. Его превратили в систему, включающую в себя все другие формы и методы обучения, а не оставили одним из методов учебной работы. Крупская отмечала, что сама установка — перевести всю педагогическую работу на метод проектов — ошибочна.
- Кроме того, метод превратился в весьма размытое понятие. Как опять же писала Крупская : «...стали методом проектов называть все что угодно, например любую агитационную работу». Детям предлагалось поучаствовать в каких-то не особо развивающих проектах по не очень известным им темам типа «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан».
Заново интерес к проектному методу обучения стал возрождаться в наше стране в 70-е годы, а теперь учебные проекты включены как обязательные во многие учебники и УМК. Но об этом сделаем отдельный материал.