Найти в Дзене
Родной край

Село Тораево.

Добрый день уважаемые читатели. Сегодня хочу рассказать о центральном селе – Тораево. Вот что написано в энциклопедии Чувашской республики: ТОРАЕВО, Турай – село в Моргауш. р-не, центр Тораев. сел. поселения. Расстояние до Чебоксар 64 км, до райцентра 18 км, до ж.-д. станции 64 км. Расположено на левом берегу р. Штранга. Историч. название – Рождественское, Тараево тож. Жители – чуваши, до 1866 государствен. крестьяне; занимались земледелием, жи­вотноводством, столярно-токар., портняж., сапожно-башмач. промыслами. Функционировал храм Рождества Христова (1746/47 – 1934). В 1865 открыто земское училище, в 1895 двухклас. школа Мин-ва народ. просвещения. В 20 в. действовала ветряная мельница. В 1930 образован колхоз «Пучах». В составе Сормин., Тораев. волостей Ядрин. у. в 18 в. – 1927 (волост. центр – 2-я пол. 19 в. – 1923), Татаркасин. р-на – 1927 – 15 января 1939, Сундыр. – 16 января – 16 марта 1939, 1959–62, Совет. – 17 марта 1939 – 1956, Моргауш. – 1956–59, с 1964, Яд­рин. – 1962–64. Число дворов и жите­лей: в 1746–47 – 488 муж.; 1795 (с выселками и деревнями) – 724 муж., 739 жен.; 1869 – 110 муж., 119 жен.; 1926 – 81 двор, 165 муж., 180 жен.; 1939 – 152 муж., 160 жен.; 1979 – 81 муж., 131 жен.; 2002 – 64 двора, 155 чел.: 67 муж., 88 жен.; 2010 – 51 част. домохозяйство, 132 чел.: 60 муж., 72 жен. Имеются школа, участковая больни­ца, офис врача общей практики, аптека, клуб, библиотека, отделения связи и сбербанка, храм, 4 магазина.

-2

Престольный праздник Петра и Павла в с. Тораево ( 12 июля).

Время возникновения старинных чувашских поселений теряется в водовороте истории. Нет никаких письменных источников о начальных этапах истории деревень. Не всегда сохранились до наших дней и народные предания. Нынешнее поколение практически ничего не знает об историческом прошлом своего села. Мы имеем возможность в самых общих чертах представить историю возникновения и развитие деревень. Надежным источником в этом деле являются материалы переписей, т.н. «писцовые книги», списки населенных мест, периодически издававшиеся с середины ХIХ века, материалы генерального межевания, а также данные топонимики, в первую очередь, названия самих деревень. Село Тораево основано в глубокую старину. В воеводских документах 16-17 веков Тораево упоминается не раз. На карте «Генерального межевания 1793 г. Тораево значится как Енешкасы. Знаменитый чувашский ученный, академик, историк, этнограф, участник ВОВ Дмитриев В.Д. в своей книге « Чувашские исторические предания» приводит легенду возникновения села. В бытность студентом исторического факультета мне довелось учиться у него. Приведу эту легенду: « Старики-чуваши в 1837г. рассказывали, что селение Штанашево Курмышского уезда получило название от имени одного из семи братьев, родоначальников присурских чувашей, - Штанаша. Семь братьев из чувашей пришли от берегов Волги к сурскому лесу. Одного из них звали Четай, другого – Хоршеваш, третьего – Атай, четвертого – Штанаш, пятого – Роскильд, шестого – Ходар, седьмого – Торай. Так как все были семейные и всем вместе жить неудобно, они начали рассуждать, как бы им разделиться и каждому иметь свою землю. Думали, думали и наконец решили. Каждый из братьев имел стельное животное. Погоняя его впереди братья шли за ним. И где они принесли приплод, там они ставили свой дом – пюрть. По приданию от этих братьев и возникли селения: Красные Четаи, Хоршеваши, Штанаши, Старые Атаи, Раскильдино, Ходары, Тораево». Широко распространенный в чувашских легендах и преданиях мотив о переселении за животным встречается в фольклоре многих тюркских народов и нисходят к гуннской эпохе и развития Волжской Болгарии. Переселившись в Среднее Поволжье племена волжской болгарии (чувашские) заняли Закамье, широкие полосы левобережья и правобережья Волги, бассейн Свияги, заселили юго-восточную и восточную части Чувашии, стали продвигаться в Присурье ( северо-западную часть Чувашии они полностью заселили после монголо-татарского завоевания), постоянно вступая в этнические контакты с финно-угорскими, прежде всего марийскими племенами. Об этом говорят многие названия местности. В Чувашском государственном архиве есть запись: «Во время империалистической войны около с. Тораево в разломе берега реки Шранга весенними водами был размыт берег. Была найдена деревянная статуя, изображавшая человека, в похожем на древний чувашский наряд. Статуя была отправлена на подводе в Петроград, где следы ее теряются.» Возможно люди тут жили еще с времен болгарского царства. Но то что из древля говорят многочисленные курганы Балановской культуры вдоль рек Штранга и Мано Мар времен бронзового века. Но это уже другая история. Выражаю благодарность музею Тораевской СОШ и учителю истории Ивановой Ирине Николаевне за предоставленный материал. Друзья! Ваши слова поддержки − лучший источник энергии в нашем непростом деле по истории деревни. Поставив палец вверх и оставив комментарий, Вы помогаете каналу развиваться.