Авторское название: Любовь и История.
Я учился в советской школе. Уроки истории – согласно программе обучения – начались в четвёртом классе. Древний мир, Египет с Вавилоном… Сразу стало интересно и занимательно. Только «проходили» мы все эти темы и времена быстро и довольно поверхностно. Потом сразу древние греки… римляне и Карфаген…
Учительницу истории звали Любовь Ивановна. Как мне сейчас кажется, ей тогда было не более 25 лет. Невысокая блондинка с великолепно сложенной фигурой (вот это я уже тогда понимал, несмотря на свой малый возраст), пышные волосы, неизменно узкая юбка чуть выше колен и блузка светлых тонов. И - туфли «на шпильках».
Любовь Ивановна выстраивала уроки творчески. Сначала – опрос по домашнему заданию, минут на тридцать, а в конце урока – её монолог по следующей теме. Это был даже не монолог – это была пламенная, искренняя и захватывающая лекция.
Она брала в руку длинную указку и стучала ею несколько раз по своему учительскому столу.
- А теперь – слушаем и запоминаем!..
И начиналось волшебство… за пятнадцать минут Любовь Ивановна успевала рассказать нам огромное количество фактов, дат и даже исторических анекдотов… Сжато, ёмко, интересно. Класс во время её выступления переставал дышать – очень интересно она излагала. Бумажный учебник можно было даже не открывать – во-первых, наша учительница уже довела нам всю необходимую информацию, а во-вторых – она этой информации довела больше и красочнее, чем мог это сделать учебник. В конце урока Любовь Ивановна писала мелом на доске несколько дат и имён, которые мы должны были запомнить навсегда и на следующем уроке «ответить». Ну, примерно так:
- Поход Ганнибала в Альпы?
- 218 год до нашей эры!
- Кто руководил обороной Карфагена во время Второй Пунической войны?
- Эээ… я знал, но забыл…
Любила Любовь Ивановна вдалбливать в наши относительно пустые и одновременно любопытные мозги всякие-разные даты. Сражения, рождения, смерти, заключение всяких договоров, начало и конец войн… поначалу эта зубрёжка древних и вроде бы никому не интересных дат вызывала ропот и неприятие. Однако, как я уже сказал, Любовь Ивановна была человеком творческим и не очень сильно заморачивлась методичками (это я уже позднее осознал) - опрос по датам она стала проводить в виде викторины – кто первый ответит, тот и оценку хорошую в журнале заработает. Ну, примерно вот так:
- Когда князь Владимир принял христианство? Кто первый ответит? Поднимайте руки!
- Я!!
- Нет, я!
Ответ с места:
- В 988-м году!
- Илья, можешь не вставать. «Пять». Остальным, поднявшим руки, дополнительный вопрос. Иванов и Сидоров отвечают, они руки поднимали. Кто правильно ответит – получит хорошую оценку. Вопрос: где располагалась Хазария? Покажите на карте…
Вот как-то так проходили у нас уроки истории в четвёртом и пятом классе. Выходя из кабинета с небольшой табличкой «История» на двери, мы – ученики – чувствовали небывалый подъём духа и прилив энергии. Потому что было интересно и захватывающе. Древние армии куда-то двигались, республики сменялись тиранами, легионы отдавали свои жизни за Цезаря, Спартак поднимал восстание… И об этом нам рассказывала Любовь Ивановна…
Надо сказать, что я в те годы постоянно и насильственно – со стороны учителей – обрёл место на первой парте в среднем ряду. Жесть… ни списать, ни в морской бой с соседом по-быстрому сгонять… Но на уроках истории это место за первой партой неожиданно для меня обрело совершенно невозможный «плюс». Дело в том, что Любовь Ивановна, пламенно вещавшая свои интересные (но краткие) лекции в конце уроков, останавливалась именно у моей парты. Слева от меня. И я тоже за партой слева сидел. Мы с нею были практически очень близки – от моего носа до её блузки было сантиметров двадцать… Она стояла, а я сидел за партой. И смотрел. И запах её ощущал…
Смотрел я в промежутки между пуговицами её блузки, надетой на голое тело. Мне был виден кусочек живота и нижний краешек кружевного бюстгальтера (впрочем, в те годы это называли проще – «лифчик»). Все эти подробности колыхались в такт речи Любови Ивановны, а заодно приводили меня в состояние несколько неадекватное. Настолько неадекватное, что однажды, после урока, набравшись смелости, я подошёл к своей любимой учительнице и заявил ей:
- Любовь Ивановна… я решил стать учителем истории…
Она улыбнулась, сказала мне что-то о том, что надо хорошо учиться…
И через пару месяцев ушла в декретный отпуск, из которого – на моей памяти – уже не вышла. Потом нам преподавали другие учителя…кто-то неплохо, кто-то - очень плохо…
Любовь Ивановна, я Вас помню! И люблю… Спасибо Вам… И историю – как науку – я до сих пор люблю. И вот этот метод – «запомни даты» – он на самом деле работает: по крайней мере, я точно понимаю, что Гангутское сражение было раньше Отечественной войны 1812 года, а вот восстание декабристов – уже позже… Шучу. А в голове запоминается история нашей страны.
Сейчас много говорят о патриотизме. Я так скажу: учите даты, тогда и патриотизм в голове образуется. К каждой дате привязано маленькое описание – кто, что и зачем… и это описание надо озвучить так, как делала Любовь Ивановна. Так, чтобы рот открывался у слушающих…
И дай Бог всем такую учительницу истории, которая мне преподавала.
Сергей И. Редактировал Bond Voyage.
==================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк, написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
===================================================
Все рассказы автора читайте здесь:
===================================================
Желающим приобрести роман "Канал. Война на истощение" с авторской надписью обращаться aviator-vd@yandex.ru
====================================================
Желающим приобрести авантюрный роман "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" с авторской надписью обращаться kornetmorskoj@gmail.com
===================================================