Про детей с аутизмом и РАС ходит достаточно много мифов, которые способствуют изоляции семьи, в которой есть такой ребенок.
Хотелось бы, чтобы взрослые вели себя действительно как взрослые, и уж если пришлось столкнуться с таким ребенком где-то на улице, в саду или в школе, имели бы реальные представления о том, что это за диагноз.
Ну или, как минимум, не шарахались бы от ребенка, бросая на него косые взгляды, тыча пальцем, и уж тем более не настраивали бы своих детей против такого особенного ребенка.
Но, к сожалению, слухи и домыслы зачастую сильнее логики и желания узнать правду. Гораздо удобнее держаться от всего этого подальше, авось "меня не коснулось и хорошо" и "не дай Бог заразно".
И все же не оставляю надежд, что в нашем обществе здравомыслящих и адекватных людей гораздо больше. Поэтому сегодня хотелось бы разобрать основные мифы про аутизм и детей с аутизмом.
Первый такой миф говорит о причине появления аутизма - холодное отношение матери к ребенку. Дети с аутизмом педагогически запущены, избалованы, с ними не занимаются.
Версия о том, что причиной аутизма является холодность матери по отношению к ребенку, была популярна в самом начале изучения данного заболевания. В дальнейшем данная гипотеза была опровергнута.
Но, к сожалению, людям гораздо удобнее обвинять мать в болезни ребенка, чтобы найти хоть какое-то объяснение данному явлению и таким образом заодно и себя успокоить, - " Я то хорошая мать, я то внимательная, поэтому меня это точно не коснется".
Неправильно также считать, что аутизм является следствием того, что с детьми не занимаются. Как правило, родители таких детей отдают их развитию все свои силы и время. Родители находятся в постоянном поиске специалистов и заняты участием в реабилитациях для помощи своему ребенку.
Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, вне зависимости от уровнях доходов родителей, уровня их образования или наличия или отсутствия вредных привычек.
Второй миф - распространено мнение о том, что все аутисты агрессивны и поэтому опасны для общества.
Обычно агрессия или самоагрессия наблюдается тогда, когда ребенок не получает того, чего хочет.
Не имея навыка или возможности показать неудовлетворение какой-либо значимой для него потребности другим способом, он это делает при помощи агрессии или самоагрессии.
В основном это происходит потому, что окружающие еще не научились понимать ребенка и общаться с ним.
Третий миф - таких детей надо изолировать, чтобы не пугать и не расстраивать обычных детей.
Общение со сверстниками является одним из главных факторов для нормальной социализации и адаптации детей с аутизмом. Если таких детей изолировать, это с большой вероятностью приведет к полной инвалидизации такого ребенка.
Им, как и обычным детям, а может даже и в большей степени, нужно общение и опыт взаимодействия. Не имея возможности общаться, они никогда этому и не научатся.
Такое общение полезно и для обычных детей. Это помогает воспитать в них сострадание, терпение, желание помогать другим.
Четвертый миф - у детей с аутизмом нет будущего. Они не смогут учиться в школе и в ВУЗе.
Такое мнение распространено не только среди людей, которые не сталкивались с данной проблей, но и среди родителей особенных детей на начальном этапе принятия диагноза, когда им кажется, что мир рухнул и у их ребенка нет будущего.
Однако при своевременном вмешательстве, помощи ребенку и родителям, систематических занятиях, эти дети обучаемы и имеют достаточно шансов учиться и в школах, и в ВУЗах. Главное правильно учитывать их образовательные потребности.
Пятый миф - если ребенок не говорит, значит, он аутист.
Молчать дети могут по абсолютно разным причинам: при нарушениях слуха, при мутизме, при умственной отсталости, при алалии и т.д.
Механизмы данного нарушения в каждом случае разные. И совсем не обязательно, что при этом ребенок-аутист.
Шестой миф - все дети с аутизмом - умственно отсталые. Этот миф можно отнести к разновидности четвертого.
На самом деле у всех детей с аутизмом абсолютно разный уровень интеллекта и познавательного развития. Диагноз создает трудности в обучении, да. Но это не означает, что все они умственно отсталые и не обучаемы.
Развитие познавательной сферы у таких детей часто неравномерно. В чем-то они могут отставать, а в чем-то опережать сверстников и быть одаренными.
Зачастую стандартные способы проверки интеллекта абсолютно не подходят для аутистов.
Есть и противоположный этому миф - все дети с аутизмом гениальны.
Это тоже не так. Только 3-5% детей с данным диагнозом действительно демонстрируют один-два особых навыка, например, исключительные математические способности или виртуозная игра на музыкальном инструменте.
Миф седьмой - дети с аутизмом не имеют потребности в общении.
Проблема в том, что дети с аутизмом не умеют общаться так, как к этому привыкли обычные люди. У них есть потребность в общении, просто выражают они эту потребность по своему.
Каждый ребенок с аутизмом или РАС индивидуален. Поэтому и то, как он пытается взаимодействовать, очень индивидуально и иногда очень необычно.
Как правило, ребенок аутист выбирает одного, максимум двух взрослых, которым доверяет и к которым наиболее привязан.
Он может позволять этому взрослому наблюдать за его игрой, сидеть рядом. Высокий уровень доверия - это когда ребенка позволяет взрослому присоединиться к его игре и даже привносить в нее свои правила.
Ребенок может постоянно находиться рядом и не отходить далеко, но при этом дистанцироваться при попытке прямого контакта.
У некоторых детей может проявляться даже стремление к тактильному контакту. Ребенок может не обращаться к взрослому напрямую, не смотреть на него, но при этом приносить свои игрушки и класть их на колени взрослому или перед ним.
Важно увидеть эти способы и дать ребенку возможность поддерживать контакт с вами доступным для него способом, а не верить в слухи и мифы.