Найти тему
NPR.BY - Наш Портал

Махачкалинский погром: стечение обстоятельств либо звоночек о кризисе идентичности в России? Комментарий Петра Петровского

По мнению белорусского политолога Петра Петровского, воскресный штурм аэропорта в Махачкале демонстрирует глубокие трансформации в постсоветском российском обществе - исламская солидарность на Кавказе становится сильнее гражданской общероссийской.

Эксперт выделил несколько причин происходящего:

  • После распада СССР пустующий вакуум идеологий на Ближнем Востоке, Кавказе или экс-РСФСР стали заполнять различные мусульманские течения и школы: от особо неприметных философско-политических до экстремистских и террористических (вспомним хотя бы Ичкерию 1990-х). В поиске причин несправедливости, общественного кризиса многие остановили свой взор на т. н. "духовном возрождении" исламской идентичности, кто-то увлёкся этнонационализмом в его различных ипостасях (от русской до тюркской или ещё какой-нибудь). Начала происходить фрагментация общественного сознания России.
  • Построение капитализма с нечеловеческим лицом только создало базу для укрепления атомизации. Россия разных скоростей привела к усилению миграционных потоков не только внутри её, но и привлекла огромное количество переселенцев в Москву и крупные города из Центральной Азии и Закавказья. Нерезиновая Москва растягивалась как только могла.
  • Мусульманское население обладает куда более высокой фертильностью по сравнению с русскими, что указывает на естественный прирост коренных мусульман. Более того, миграция ещё сильнее стимулирует этот рост, который в процентном соотношении уже меняет ситуацию. Если на 1991 год в РФ было менее 14%, то сейчас уже около 20%.
  • На этом фоне Россия демонстрировала определённые идеологические "шараханья" между либерализмом, охранительством, национализмом и советской ностальгией. В связи с этим в РФ проходили события вроде Манежной, Бирюлево и т. д. Наметилась акцентуация различных групп на идентичности как главной ценности. "Мы русские, мы татары, мы чеченцы, мы православные, мы мусульмане" - это стало иногда доминировать над общегосударственными задачами.

"На мой взгляд, это связано с кризисом проекта будущего России, который мог бы снять идентичностные противоречия. Историческая память, традиция - это ретроспективность, которая и призывает людей обратиться к идентичности, поставить её на первое место. Поэтому для части мусульман судьба их единоверцев в Газе стала выше общегражданской солидарности по отношению к эвакуированным из Израиля гражданам России. Поэтому участникам событий на манежной была ближе борьба с мигрантами. Но то ли ещё может быть", - резюмирует Петровский.

Больше новостей на NPR.BY