Газлайтинг — это одна из форм психологического насилия. Один человек, манипулируя другим, запугивает его, заставляет сомневаться в собственных силах, адекватности суждений и даже в воспоминаниях. Термин обязан своим происхождением пьесе Патрика Гамильтона Gaslight («Газовый свет», отсюда понятие gaslighting) и ее экранизации 1944 года с Ингрид Бергман. Женщина, которую она играет, становится жертвой манипуляций мужа — первого газлайтера в истории. Он переставляет местами предметы, зажигает газовое освещение, чтобы в комнате у жены свет начал меркнуть. Мужчина настойчиво утверждает, все это лишь мерещится его жене. Все это нужно, чтобы он мог убедить ее, что она невменяема, и безнаказанно ограбить героиню Бергман.
Газлайтинг как вид насилия включает в себя и изоляцию жертвы, и регулярное внушение ей вины, но методы тут гораздо более изощренные. Все основывается на тонком индивидуальном психологическом подходе, в котором равновесие и уверенность жертвы постепенно расшатываются, а абьюзер получает практически полный контроль, диктуя ей свою волю.
Чем опасен газлайтинг
Чаще всего жертва газлайтинга перестает доверять себе, своим ощущениям и чувствам. Человек утрачивает возможность сверяться с самим собой, опираться на убеждения. Как только человек лишается этой опоры и теряет связь с реальностью, он становится очень внушаемым и его можно убедить в чем угодно, даже в том, что он безумен. Жертва становится полностью эмоционально зависима от газлайтера — его настроения, мнения, поведения.
Чем дольше длится газлайтинг, тем сильнее жертва чувствует, что с ней что-то не так, все ее чувства обманчивы или неправильны. При этом она будет упорно отрицать влияние газлайтера. Последствия для ментального здоровья могут быть разрушительны: от повышенной тревожности, снижения самооценки до клинической депрессии. Особое внимание стоит уделить тому, что газлайтинг может быть провоцирующим фактором развития некоторых заболеваний или расстройств — таких, как шизофрения, ОКР, деперсонализация и дереализация (конечно, если к ним есть предрасположенность).
Как понять, что вас газлайтят
Во-первых, у человека появляется неуверенность в действиях и мыслях. Жертва будет сомневается во всем: в своей адекватности, в уже принятом решении, в ощущении, хороший ли она человек (мать, жена, сотрудник), правильно ли она поступает. Во-вторых, тревожным сигналом становится ощущение, что мнение партнера — единственно верное. Только он один и никто другой не знает, как правильно.
У жертв присутствует постоянное внутреннее напряжение: вроде бы внешне все в порядке, но что-то не так. Это напряжение практически не проходит, а лишь нарастает и становится невыносимым. Это усугубляется тем, что круг общения человека стремительно сокращается, потому что жертве неловко, стыдно или приходится обманывать и недоговаривать, когда ее спрашивают о партнере. В подобной изоляции газлайтить жертву становится еще проще.
Согласно исследованиям психоаналитика Робина Стерна, любая жертва газлайтинга проходит через три стадии.
- Сперва она замечает странности в поведении абьюзера, но не хочет обесценивать свои отношения, думает, что это несерьезный инцидент, который больше не повторится, и не придает ему значения.
- Затем она начинает с сомнением относиться в себе и к собственному восприятию — но пытается противостоять газлайтеру, переубедить его,
- Третья стадия — жертва верит в правоту абьюзера. Она понимает, что ошибается или даже виновата в происходящем. Она уже не может отличить его манипуляции от реальной заботы, пытается подстроиться под его запросы, чтобы он одобрил ее поведение. Основная цель — соответствовать его ожиданиям.
Какую тактику используют манипуляторы
В арсенале газлайтера много разных тактик, которые он методично использует, но все их объединяет одна цель — использовать психологию, чтобы любым способом изменить восприятие жертвы. Можно перечислить самые распространенные примеры газлайтинга в жизни.
- Отрицание: «Ты выдумываешь, этого никогда не было. Я не мог такого сказать». Это самые частые утверждения газлайтеров, произнесенные уверенным и безапелляционным тоном. Именно они заставляют жертву раз за разом ставить под сомнение свою память.
- Обесценивание эмоций: «В реальности тебе не так плохо», «Твоя реакция неадекватна», «И ты хочешь сказать, что не чувствуешь вины?» Обесценивание и намеренное внушение «ложных» чувств приводит к тому, что жертва перестает понимать, что она чувствует на самом деле, каковы ее истинные эмоции, не доверяет своим ощущениям.
- Уверения в неадекватности: «Тебе привиделось», «Опять тебе померещилось!», «С тобой последние дни что-то не так!», «Мне кажется, ты не в себе». Подобное давление провоцируют у жертвы сомнение, чувство вины и беспомощности, что лишь усиливает ее зависимость.
- Перекладывание ответственности. «Это ты виноват (а)», «Ты меня вынудил (а)», «Это все из-за твоей несдержанности!». Газлайтер не признает, что манипулирует. Наоборот, он будет заявлять, что вынужденно так поступил с ней. В итоге жертва начинает оправдывать газлайтера и искренне считать, что она заслуживает все, что с ней происходит.
- Токсичные высказывания и шутки: «Кто еще скажет тебе правду?», «Поверь, я говорю это, потому что люблю тебя». Обычно за такими фразами идут высказывания, цель которых ранить и задеть жертву. Это приводит к тому, что жертва начинает верить, что газлайтер действительно заботится о ней и желает только добра, параллельно происходит привыкание к постоянным унижениям.