Найти тему

О поэтическом творчестве с Константином БАЛЬМОНТОМ

Поэт Серебряного века Константин Бельмонт не страдал от скромности. В этом стихотворении о поэтическом творчестве семь раз упоминается местоимение Я. Может, и хорошо это - так верить в себя, в свой талант? Наверное, это сопутствует успеху и в читателя вселяет веру в непогрешимость, значимость поэта. А мне здесь больше импонируют его изысканные и оригинальные эпитеты во втором четверостишьи. Он действительно в "русской медлительной речи" находит, открывает свои неповторимые интонации. Так что читайте, поэты, и будьте увереннее, смелее, влюбляйтесь в себя и в то, что творите!

Золотая осень в Вологде. Скульптура Музы у памятника К. Батюшкову - тоже предтече Бальмонта.    Фото Татьяны СЕМЬЯНИХИНОЙ.
Золотая осень в Вологде. Скульптура Музы у памятника К. Батюшкову - тоже предтече Бальмонта. Фото Татьяны СЕМЬЯНИХИНОЙ.

Итак, Бальмонт пишет:

Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны;
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зелёного мая,
Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблён
И в себя и в других,
Я — изысканный стих.

1903 год.

Я в своих стихах люблю "поговорить" с поэтами, которые уже давно в мирах иных пребывают. И с Константином БАЛЬМОНТОМ тоже. В стихотворениях с эпиграфами продолжаю по-своему развивать их мысли. А ещё порассуждать о вдохновении. Всех поэтов эта тема волнует, заставляет задуматься о том, почему какие-то строки к нам спускаются с Небес в лучах восхода, в сиянии заката или просто дома у компьютера, за письменным столом.

Восход. И солнечный луч. Фото Елены БЕЛОЗОРОВОЙ.
Восход. И солнечный луч. Фото Елены БЕЛОЗОРОВОЙ.

Умей творить!

Умей творить из самых малых крох.

Иначе для чего же ты кудесник?

Среди людей ты божества наместник,

Так помни, чтоб в словах твоих был Бог.

К. БАЛЬМОНТ.

Поэт. Кудесник он или провидец?

Немало же ему познать, понять дано,

И высказать так много суждено,

И пережить, понять, увидеть.

Писать, творить – всё ж дело непростое.

И мысли не всегда летят с Небес.

Вот тихий вечер, далеко за лес

Уходит солнце, душу беспокоя.

Закат над озером. Фото Татьяны ХВОСТОВОЙ.
Закат над озером. Фото Татьяны ХВОСТОВОЙ.

Давно он счастье творчества познал,

Но всё чего-то ждёт, чего-то ищет.

Стихи читает, рукоплещет зал.

Он счастлив, но опять в смятеньи.

И милостыни просит, словно нищий,

У Господа: пошли мне вдохновенье!

Наталия ТРОФИМОВА.

Вечерний свет. Фото Елены БЕЛОЗОРОВОЙ.
Вечерний свет. Фото Елены БЕЛОЗОРОВОЙ.

Что в вечность канет?

Что сделалось со мной? Я весь пою.

Свиваю мысли в тонкий строй сонета.

Ласкаю зорким взором то и это,

Всю вечность принимаю как мою.

К. БАЛЬМОНТ.

Кто пишет о любви к жене, к невесте,

Кто воспевает трели соловья.

А кто-то к небу устремляет песни

И кажется ему, что матушка Земля

В момент творения уходит из-под ног.

Поднялся высоко в порыве вдохновенья.

Сам мыслит, сочиняет или, может, Бог

С небес ему прислал стихотворенье.

Розовое облако иль птица плывёт в рассветный час. Фото Валерия ТАЛАШОВА.
Розовое облако иль птица плывёт в рассветный час. Фото Валерия ТАЛАШОВА.

Весь здешний мир: весной цветенье сада,

Ручей прозрачный, облаков и птиц полёт,

Осенний день и шелест листопада –

Вся радость бытия, всё, чем земля живёт,

Поэту дарят и полёт, и вдохновенье.

Яблоневый цвет в сиянии заката. Фото Елены БЕЛОЗОРОВОЙ.
Яблоневый цвет в сиянии заката. Фото Елены БЕЛОЗОРОВОЙ.

Так хочется ему для вечности сберечь

И буйное весны цветенье,

И чью-то пламенную речь!

Недаром говорят: всё в вечность канет.

Но верится, что там не пропадёт.

Так неужели будет жить и сердца пламень,

И чей-то глупый пошлый анекдот?

Наталия ТРОФИМОВА.