Этот фильм снял в 1975 году Илья Авербах. Для «Чужих писем» (как, впрочем, практически для всех работ этого большого режиссёра) характерен расчёт на думающего зрителя, умение посмотреть на реальность под особым углом, а также тонкий психологизм.
О чём этот фильм? Если коротко, о взаимоотношениях молодой учительницы Веры Ивановны и 16-летней школьницы Зинки Бегунковой.
Действие разворачиваются в некоем провинциальном городе (съёмки, по имеющимся данным, происходили в Калуге). Зинка — проблемный подросток. Её мать угодила в тюрьму за экономическое преступление, за ней в последние годы ухаживал старший брат Шура. И вот он женится... И на свадьбе случается скандал — Зина проявляет неуважение к невесте брата, и тот выгоняет сестру прочь.
В этот же день Зина отправилась кататься по городу на машине с бывшим лётчиком Евгением Пряхиным, другом Шуры. Он вдвое старше её, но это не помешало ей признаваться ему в любви, выпрашивать поцелуй... Конечно, взрослый мужчина чётко дал понять школьнице, что подобное поведение неприемлемо...
Поздним вечером, Зинка, вся промокшая, бродит по улице одна. Классная руководительница Вера Ивановна замечает её, предлагает ей переночевать у себя. А потом девочка и вовсе стала жить у учительницы.
Зина, конечно, поначалу всеми силами пытается показать, что она благодарна Вере Ивановне и вообще безумно восхищается ею (поэтому даже вешает на стенку её портрет). Но вскоре становится понятно: если что, Зина бесцеремонно готова нарушать личные границы...
У Веры Ивановны был роман с красавцем-художником Игорем. Ему выпала возможность поработать в Москве, в театре. И теперь он пишет ей из столицы трогательные, красивые, длинные письма.
Зина втайне прочитывает их. А потом даже переписывает одно, поменяв имена — чтобы подруга поверила, что по Зине скучает давно уехавший из города Пряхин. В итоге с этим письмом знакомится чуть ли не половина класса. Более того, затем оно попадает в учительскую, его показывают Вере Ивановне. Та, конечно, узнаёт текст. Дома она пытается донести до Зины, что та сделала плохой поступок, что читать чужие письма нельзя... Но в конце разговора прощает старшеклассницу.
Вот только для школьницы, кажется, это стало сигналом: теперь она может вертеть учительницей как хочет...
Однажды к Вере Ивановне в очередной раз приезжает Игорь. И когда за окном темнеет, Вера Ивановна начинает собираться — на встречу с ним. Но Зина говорит, что она не должна себя так вести. И просто закрывает дверь ключом, а ключ кладёт к себе в карман.
Возникает острый конфликт, и в конце концов Вера Ивановна даёт Зине пощёчину.
По сути, Зина буквально напрашивается на то, чтобы её ударили, делает всё, чтобы спокойная Вера Ивановна вышла из себя. И учительницу здесь можно понять, большинство зрителей точно на её стороне...
В целом эта сцена вышла невероятно сильной. По большей части это, конечно, заслуга актрис. У Веры Ивановны в исполнении Ирины Купченко такой мудрый и в то же время трагичный взгляд...
Её героиня кажется чересчур молчаливой, всегда как бы немного уставшей. При этом чувствуется, что она по-настоящему интеллигентна, по-настоящему верна своим высоким идеалам и всегда готова помочь ближнему в беде.
В свою очередь для Светланы Михайловой роль Зинки — вообще первая в карьере. И не зря именно она в 1976 году получила приз редакции журнала «Советский экран» за лучший дебют. Ей, безусловно, удался образ напористой, самоуверенной, эгоистичной, наглой девчонки, у которой явно нет чёткого понимания, что такое хорошо и что такое плохо.
Интересно, что уже после пощёчины Зина идёт по улицам города в оранжевом пальто с капюшоном и ведёт за собой большую собаку — немецкую овчарку. Всё это просто идеально подходит к её характеру, подчёркивает его.
В дальнейшем Светлана Михайлова, кстати, ещё несколько раз появлялась в похожих амплуа (здесь можно вспомнить, например, Тамару Болотникову — одну из героинь фильма 1979 года «Впервые замужем»).
Финальная сцена «Чужих писем» тоже получилась мощной. Дом, где живут пожилые учителя, скоро будет снесён. Ученики и Вера Ивановна помогают им с переездом. В том числе здесь в углу появляется и Зина.
Она стоит одна под дождём, и явно хочет, чтобы классная руководительница обратила на неё внимание, сказала ей что-то. И опять добивается своего. То есть Вера Ивановна, несмотря на всё произошедшее, продолжает вести себя как заботливый и добрый педагог.
После этого Зина присоединяется к своим одноклассникам. И начинает ими командовать. В какой-то момент даже пытается что-то указывать водителю грузовика.
Что с этой девчонкой станет в будущем? Вопрос повисает в воздухе.
И он становится особенно запутанным, если учесть, что зрелого возраста Зина Бегункова достигнет именно тогда, когда СССР прекратит своё существование...