Введение
Страсти человеческие. Само по себе это словосочетание очень пугает. Господь дал человеку для жизни все необходимое для жизни, причем, если мы посмотрим на Ветхо Заветную историю жизни первых людей, то человек был во всем самодостаточен и не нуждался ни в чем. Я не беру во внимание, что люди были бессмертны до изгнания. Бог смерти не создавал. Но, даже этот факт показывает нам, что после этого первые люди на земле жили своим трудом, основанным на выполнении определенных обязательств не только перед собой и своей семьей, но и перед Создателем.
Что можно указать по данной теме? Мои рассуждения основываются на духовном опыте святых отцов, которые на себе ощущали все тяготы и лишения в борьбе со страстями. Мало того, что они сами проходили все этот нелегкий путь, но и вели за собой других, которые также желали достичь высокой духовной нравственной высоты и быть «столпами» православной духовной жизни. Это повторяется из в века в век. Почему? Давайте вспомним слова Господа к юноше, который был богат и знатного рода: «Одного только не достает тебе: иди, продай все, что имеешь, раздай нищим, приходи, и следуй за мною». Что случилось с юношей после этих слов? Он стал печален.
Возвращаясь к нашему вопросу о страстях и борьбе с ними можно сказать, что без помощи Божией невозможно сделать ничего. Об этом также говорит Священное Писание.
«Как победить телесные страсти?»
Ответ на этот вопрос предполагает взглянуть на себя, размышлять над своей жизнь, задавать сопутствующие вопросы самому себе, и постараться ответить на них, только не скрывая ничего. Как советуют святые отцы: «необходимо быть честным перед самим собой, перед своей совестью». Мы не вправе осуждать кого – либо! Кто мы такие?! Святые с нимбом, или ангелы? Далеко нет! Обычному человеку этого достичь практически невозможно. Каждый поглощен своими проблемами, и пороками, страстями. Одна надежда у человека – Господь! Другого не дано и нет. Мы живем в пучине жизненных проблем, которые зачастую, говоря простыми словами, сводят людей с ума. Я представляю некое болото, большое, как океан, в котором множество людей, погрязших в нем и не имеющих никакой возможности выбраться. Правда состоит в том, что одни хотят вылезти из него, но не знают, как, а другие даже не замечают. Им просто нравиться, они привыкли к такому образу жизни.
Так вот и со страстями: сначала мы о них думаем- прилог. Потом наши страсти начинают нас потихоньку затягивать – сочитание, сосложнение. Образ страсти и тайных желаний медленно и верно поражают наш разум и волю. Мы становимся рабами греха. Об этом правильно заметили учители и святители шестнадцатого века, например, Евагрий Понтийский, который написал много заметок и трудов на эту тему. Он ясно и доходчиво об этом говорит: «Из бесов, противостоящих духовному деланию, первые выступают те, которым вверены аппетиты чревоугодия, а также те, которые побуждают нас к исканию славы человеческой; все другие бесы следуют за ними, воспринимая от предшественников души, уязвленных ими. Ибо нельзя попасть в руки духа блуда тому, кто перед этим не впал в страсть чревоугодия». Первое, что необходимо делать человеку – внимательно оценивать свои поступки («блюдый себе, да не и ты искушен будеши»), отдавать себе отчет в поступках и действиях. Так, например, человек работает на очень важной и хорошей работе, ему она очень нравиться. Его там ценят. Он выполняет определенные обязательства и также приходит время держать отчетный период за определенный срок. Это неизбежно. В противном случае этот человек может лишиться всего, что имеет. Говоря простым языком – перестать контролировать свои поступки и действия, что приведет к полному моральному разложению изнутри, ситуация может стать необратимой.
Так и в жизни духовной. Нам даны в помощь заповеди Господни! Литература, Священное Писание и Предание матери Церкви! Пожалуйста человек, пользуйся! Все для твоего благоразумия и спасения. Но правда жизни, как и раньше, так сейчас показывает совсем другое: нежелание работать над собой и постоянный поиск легких путей. Мы не хотим прилагать какие-либо усилия!
Но, что - же будет происходить дальше? Если на первых этапах человек не взял ситуацию в свои руки, то она окончательно засасывает человека, как-то болото. Далее мы имеет этапы- сосложнение, борение, и собственно, сам грех.
Это печально становиться для человека. Грех совершен! Страсть обуяла человека! Этого допускать никак нельзя. Все мы грешные люди. Нет такого человека, который бы не грешил. Господь всегда рядом. Читая Святое Евангелие, постоянно удивляешься сколько раз Господь спасал людей, которые были одержимы всякими духами нечистыми, и сколько было написано про учеников и апостолов, которые отворачивались от Него и боялись Его слов, потому что не понимали, о чем говорилось. Даже апостолы не были тверды в вере в Господа и Его Воскресении. Что уж говорить о простых людях?
Подводя к кульминации тему страстей и борьба с ними можно и необходимо по словам Господа руководствоваться Священным Писанием. Так, например, очень хорошим путеводителем является «Лествица» - Иоанна Лествичника, игумена Сенайской горы. Это книга, в которой указан путь борьбы со страстями и степень восхождения человека, представляющая собой лестницу в Райские обители. Например, в борьбе с памятозлобием Иоанн советует:
- молитву Господню, часто и со вниманием повторяемые слова которой: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
- Извинения перед врагом.
- Воспоминание страстей Христовых, которое может умягчить и умилить сердце наше примером злостраданий Спасителя. Это девятая степень совершенствования.
Для неподготовленного человека в начале своего «пути познания себя» самой лучшим примером станут различные Патерики и жизнеописания святых, которые на своем жизненном примере показали свою твердость в вере и Христу. И, наконец, необходимо оставаться человеком в любых жизненных трудностях, да бы «не давать повода врагу рода человеческого, который бодренно сторожит за нами в сем веке и пытается чем – либо воспрепятствовать нашему спасительному пути».
Список литературы
1. ЕВАНЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Глава 7:25. Издание монастыря Оптиной Пустыни. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. 1997.- 590 с.
2. Кладезь мудрости. Советы старцев о земном и небесном. 2005. – 216 с.
3. ЛЕСТВИЦА. Издательство Московского Патриархата.2008. – 170 с.
4. Евагрий Понтийский. Электронный источник. 35 с.