Найти тему
Босоногое Настроение

За бедного Джека-фонаря замолвим слово...

Сегодня 31 октября.

А на дворе уже выпал снег — что-то в этом году сильно рано.

И в такую погоду хочется чего-то праздничного, уютного. И необычного.

И если на календарь взглянуть, то выяснится, что праздников сегодня хоть отбавляй!

Что у нас есть?

- День книг для удовольствия.

Книги - это хорошо.

- День маскарада.

Маскарад - это весело!

- День попрошаек.

Весьма необычный праздник.

- День магии.

Магию я люблю!

- День вырезания тыкв.

- Хэллоуин.

Вот сколько праздников в один день. И все их тесно объединяет нечто мистическое и волшебное!

Но начну издалека.

Пару дней назад мне довелось посетить одну библиотеку, где проходило интересное действо, приуроченное немного к Хэллоуину.

Ну как приуроченное? На самом деле там от Хэллоуина была только одна история-легенда, да упоминание Дня всех святых и тыкв с вырезанными рожицами.

В остальном же речь шла о различных страшных легендах и историях. Посетители и ведущие рассказывали кто что слышал и знал.

Было интересно.

Кто-то вспоминал советские страшилки про красную руку, гроб на колесиках и летающую простыню. Кто-то рассказывал истории, услышанные от бабушек и дедушек возле печки в детстве. Вспоминали и книги с легендами и преданиями разных народов о нечисти всякой, брауни, феях и ведьмах.

Кстати, вы знаете, кто такие брауни?

А это шотландские домовые, которые часто работают семейным подрядом. И им, как и нашим домовым, ставят в доме миску с молоком, чтобы поблагодарить за труды и помощь по хозяйству.

Вот так весело и познавательно провели люди время в библиотеке. Но вот на выходе людей поджидал не очень приятный сюрприз - две настоящих, живых ведьмы.

Короче, возле входа в здание вот уже пару часов дежурили две дамы, одна из которых еще и малыша на руках держала. И все это они проделали в очень неприятную погоду: на улице дождь вперемешку со снегом, слякоть и холод вполне сильный.

И вот, стоят эти две ведь... дамы и на каждого, кто из библиотеки выходит, смотрят с таким неприкрытым осуждением, в глазах такой укор, будто в стенах библиотеки происходил шабаш или сеанс черной магии без разоблачения. Будто бы сам Воланд сейчас из дверей выйдет, а они его поджидают.

Но если бы они только смотрели.

Они выискивали ребят помладше и молодых женщин, подходили к ним и говорили:

- Вам не стыдно?

К мужчинам они, кстати, старались не приближаться.

Спрашивали, а потом сверлили растерявшихся людей укоряющим взглядом.

Кто-то велся на провокацию и спрашивал - отчего это вдруг должно быть стыдно посетителю библиотеки? и тогда дамы начинали заваливать свою жертву упреками:

Как вы могли прийти на празднование бесовского праздника?! Зачем вы посещаете сатанинские праздненства, зачем поддерживаете зло? В нашей стране ВСЕ против Хэллоуина! Такое нельзя поощрять и вообще это не наш праздник! И конечно же - у нас своих праздников полно, почему вы их не празднуете...

-2

Дошло до того, что вышла охрана и сотрудники библиотеки и попытались их как-то успокоить, а то они реально пугали людей. Дамы уходить не пожелали и начали угрожать - ссылаться на то, что они со связями, активистки и борются со злом.

Вот только едва активисток спросили, какую организацию они представляют, как ведьмы начали сдуваться.

Вот они уже и не запрещают, а только осуждают, а потом оказалось, что они и не активистки, а так, сами просто борются с бесами, люди маленькие, но гордые. Ну а в конце признались, что они из секты свидетелей иеговы.

Вот так.

Приперлись, увидели молодежное мероприятие и решили пристать к детишкам, чтобы своему пастырю новую паству привести, а вот не получилось - увидали плакат с бесовским словом и гневом праведным воспылали! Как же это, богомерзкие порочные дети из дверей выходят!

Мерзко. Особенно мерзко, когда свои больные идеи прикрывают малышом. Это ведь дама таскает с собой кроху, стоит с ним по несколько часов на морозе, а все для того, чтобы постыдить народ, празднующий, по ее мнению, не богоугодный праздник. Ага, значит Хэллоуин упоминать — грешно, а на свидетелей иеговы работать — нет.

А вообще я иногда слышу и читаю о нападках на Хэллоуин и не совсем понимаю цель — отчего у людей такая ненависть к этому празднику? Чего всех собак на него спустили?

Самое нелепое, что нападками занимаются те, кто о праздниках вообще ничего не знает и знать не желает. Просто упорно гнут свое, не желая слушать другую точку зрения и все.

Сама я Хэллоуин не праздную, у меня даже шляпы ведьминской нет, хотя я та еще ведьма, да и сложно этот праздник прямо праздновать.

А почему так, я сейчас расскажу!

Идея то горяченькая! Много кто сегодня про Хэллоуин написал. А чем я хуже? Вот щас как хайпану!!!

-3

С чего бы начать?

А давайте начнем с того, что бросается в глаза - с цветов. Главные цвета у праздника какие? Черный и оранжевый.

Вообще-то эти цвета для осени вполне подходящие. А точнее не только для осенней поры, но и для урожая! Черная земля и золотистые спелые овощи и злаки!

Так вот, в древние времена осенью люди праздновали сбор урожая и новый год. Довольно важное праздненство, но не в сакральном, а в земледельческом смысле. Люди только что собрали богатый урожай с полей - есть чем гордиться и чему радоваться! А ведь еще и наступает холодная зима. Вот когда собранные плоды пригодятся! И чем богаче урожай, тем радостнее праздник.

Богиня осени и плодородия из игры Touhou. Про Хэллоуин она никогда не слышала, но праздник урожая любит
Богиня осени и плодородия из игры Touhou. Про Хэллоуин она никогда не слышала, но праздник урожая любит

Люди трудились весь год. Земледелие - занятие не из легких. Тут уже не до обрядов и посланий богам - хочется просто отдохнуть и повеселиться немного. И люди веселились и отдыхали аж семь дней.

Предок современного праздника, который так рьяно приписывают Америке, появился на территории Великобритании и Ирландии. И это было именно празднование сбора урожая и благодарение всех причастных к этому - как людей, так и духов. Но никак не злых демонов, потому что они к урожаю отношения вообще не имеют.

И вот тут всплывает страшное слово Самайн! Ууу... Нечто зловещее и богомерзкое…

А на самом деле так назывался предок Хэллоуина. Это типа как у нас новый год, только мы в новый год не благодарим за урожай, а обжираемся и обпиваемся. Так что древние кельты еще поспорили бы — чей праздник порочнее.

А потом появились христианские миссионеры. Самайн они запрещать не стали, но очень хотели перетянуть одеяло на сторону своего боженьки - тем более была и кандидатура подходящая: день всех Святых. А Самайн как раз накануне этого праздника и был.

Вполне распространенная практика — так и с нашей Пасхой поступали, и со многими другими праздниками, желая их охристианизировать.

И кстати, Самайн хоть и был праздником значимым, но какого-то особого религиозного и обрядового значения не имел вовсе. Это был… просто праздник. Веселый, смешной, чтобы люди могли расслабиться после тяжелой работы — светский, короче.

Так что пришлось монахам потрудиться и придать ему еще одно значение - в этот день дескать нужно делать что-то приятное душам предков. Переход от одного года к другому, торжественная и мистическая дата, все такое. Короче - грань между мирами истончается и те, кто по ту сторону, могут легко перейти в наш мир и навестить своих потомков, чтобы глянуть, как у них дела. А им надо почет и уважуху, и угощение на порог, чтоб они видели - дети их вполне зажиточные и сытые. Поглядели? А потом можно и обратно к себе уходить.

Вот только практика эта не прижилась — народ не проникся религиозностью действа и воспринимал свой новый год по-прежнему — веселым праздником. А зачем менять, если вон у вас день всех Святых есть?

Так и плюнули миссионеры, ничего не добившись, да и поменяли все обратно, просто добавив свой день всех святых к празднику 31 октября — авось святые-то сами как-нибудь на себя одеяло перетянут постепенно. И им это отчасти удалось — на долгое время Самайн превратился в вечер всех святых и стал еще меньше и ужимистее.

Кстати, именно католический день всех святых в большей части подразумевает общение с потусторонним миром, но почему-то в этом действе церковь ничего плохого не усмотрела.

Зато несчастный Самайн монахи еще долгое время порочили в своих книгах, как жуткий праздник, когда силы тьмы снисходят на землю и творится чад, угар и содомия. Кто-то по незнанию это делал, а кто-то специально очернял чужой праздник.

Вот тебе и монахи.

Но это не значит, что праздник урожая не имел совсем никаких мистических подтекстов. Имел небольшой. Как и наш Новый год, как наше Рождество (хотя нет, Рождество с ним не сравнить - у него мистика намного больше и мощнее), он воспринимался, как переход между годами, между двумя циклами, а такая дата людям всегда кажется очень мистической. В этот день барьер между мирами наиболее тонок и вероятность пришествия гостей из-за грани очень высока. Вместе с душами предков и призраками в мир людей прут на экскурсию злые духи, демоны, короче - сборище отребья.

А значит, можно как пообщаться с предком, так и получить лещей от какого-нибудь чертенка, которого в аду год чмырили.

Ну и что тут люди делают демонического? Каким демонам поклоняются? Да они наоборот стараются от жилья всякую мерзость отваживать. И это не только у кельтов.

В Японии есть августовский праздник, когда мертвые приходят повидаться с живыми. В России есть Рождество, на кануне которого вообще нечисть лютует и чуть не в наглую ходит по нашему миру и раздает люлей грешникам. В любой культуре есть похожие дни, что теперь — к Рождеству привязываться?

Кстати, многие ли знакомы с колядками? Рожи, в которые наряжались колядующие забыли? Это вам не маленькую ведьмочку перед дверью увидеть, которая у вас конфет в корзиночку попросит насыпать. Иногда такое мурло в окно просовывалось, что черт по сравнению с ним — красавец и первый парень на деревне. И просило это мурло не горсточку конфет, «сладость или гадость», а пожрать, да побольше! А если пожрать не давали, то и ворота могли выворотить. А че? Рождество же! Это вон - черти сделали.

И ничего. Никто из детей на Рождество заиками не становился от испугу и штаны не описал.

Есть у Хэллоуина и обязательные символы, с которыми все знакомы — тыква-фонарь и «сладость или гадость». Ну, это у современного Хэллоуина. В Самайне такого не полагалось.

Некоторые говорят: "Ну что за дикость — портить тыквы, вырезая в них страшные рожи? Продукт переводите, мракобесы!"

-5

Ну да, там, где тыква не частый гость, это может и дикость, а в Америке тыкв пруд пруди. Люди не дураки редкий овощ на баловство переводить.

Например в Англии тыквы не портили, там была репа в достатке. Из нее фонарики вырезали. Да и в чем порча-то? Когда светильник делают, мякоть вынимают и из нее можно готовить что-нибудь. Вряд ли кто-нибудь из жалующихся тыкву с кожурой жрет.

Короче — фонарик делается из любого удобного материала.

И он нужен не для того, чтобы славить нечисть, а для того, чтобы эту нечисть отгонять от дома. Тыкву со свечей ставят возле домов и если какое злое существо приближается, то видит морду и, отложив кирпичи в штаны, уходит.

А про фонарь Джека легенда есть просто — ирландский рассказ о непутевом Джеке.

-6

А дело было так.

В одной деревне жил-был непутевый Джек. Был он лодырь, пьяница и дебошир. Ничего не делал, в церковь не ходил. Только бухал и воровал. Люди говорили ему, что плохо он закончит, но Джеку было пофиг.

Дошло до того, что он отправился в кабак прямо в праздник урожая, когда все по домам сидят и с семьей празднуют. Говорили ему, что не стоит так делать - черти на дороге поймают. Но Джеку... да - пофиг.

Сидел он, бухал в кабаке и вдруг подсаживается к нему черт и говорит, что такое дело - ты, Джеки, человек отстойный и сейчас тебя в ад поведут и там за все получишь по заслугам.

Джек схитрил - сказал черту, что пойдет с ним, но вот незадача - расплатиться за выпивку ему нечем. Надо чтобы черт в монету превратился и тогда будет аж два дела - и трактирщика надует и душу заберет. Черт монетой обернулся, а Джек его в карман сунул, где крестик лежал. Так черт и попал в западню. и отпустил его Джек только когда черт пообещал не забирать его.

Чему-то научил этот случай Джека? Да господи - нет конечно!

На следующий год, опять же в этот праздник, Джек волочился домой в хламину пьяный по лесной дороге. Тут черт его и подкараулил! Хотел было в ад забрать, да Джек от ужаса протрезвел и попросил черта последний разок подсобить - фруктов свежих спелых с дерева сорвать. А то сам Джек не то что на дерево лезть не может, ему и асфальт все время к лицу поднимается. Ну а черт полез на дерево, что он - совсем демон что-ли? А Джек взял и начертил на стволе крестик. Вот и остался черт висеть на дереве - если упадет, то сразу ему и конец.

Взмолился черт, чтобы его выручил пьяница, а тот в себе силу-то почуял и заявил - освободит черта, только если тот поклянется, что душа Джека в ад никогда не попадет.

Ну черт и поклялся.

Жил Джек всю жизнь отвратительно - пьянствовал, воровал. Ничего не боялся, думая что теперь ему ад не страшен. А потом дуба дал.

Естественно, в рай его никто не взял из-за грехов. Таскался Джек неприкаянный долго - страшно в ад идти, но надо, а то душа без места совсем плохо себя чувствует.

Попросился Джек в ад, а тут его и знакомый черт ждет. Нет, говорит, я свою клятву соблюдаю, никого не обманываю. Иди-ка ты Джек верным путем!

Да еще и поиздевался - кинул ему головешку горящую из ада.

А забулдыга в этот момент осознал, какую же ошибку совершил. Нет ему места в раю, нет и в аду, а в чистилище он из-за этого не попадет. Нет ему больше дома НИГДЕ.

Одна только горячая головешка у него осталась. Вырезал он себе фонарик, сунул туда эту адскую головешку и с тех пор скитается вечно по земле, пугая чертей, призраков и вообще всех - посмотрят на него и ужасаются тому, как глупость и наглость превратила его в неприкаянного. И всего у него имущества - один лишь фонарь, который едва светит и едва греет.

Вот такая легенда.

Что насчет сладости-гадости, эта традиция восходит к средневековью — нищие тогда выпрашивали «духовные пирожные». Это такие пряные кексы с изюмом, которые раздавали нищим, а они потом за это поминали умерших добрым словом и молились о них. Ничего не напоминает?

Вот, кстати, и день попрошаек обнаружился.

Ну а обычай одеваться в костюмы - явление совсем новое. В древности такое не практиковалось. Так что никто в те времена нечисти не подражал и под личиной демонов не скрывался.

Если кому-то кажутся страшными современные костюмы ведьм и вампиров, то неплохо бы взглянуть на старинные фото первых хэллоуинских костюмов или на калядочные. Вот это были страшные костюмы. А сейчас кто? Няшки. И заметьте — батюшки с кадилами за ряжеными чертями тогда не гонялись!

Ну и еще одно важное мероприятие в этот день — праздничный стол. Так как это праздник урожая, то все сласти и угощения должны быть основаны на овощах и фруктах.

Видите? На самом деле совсем не страшный и не противный этот Хэллоуин, если разобраться. И никаких поклонений нечисти в нем нет. Наоборот — благодарность предкам и себе за урожай.

К сожалению Хэллоуин стал жертвой людей и коммерции. Его теперь делают козлом отпущения все, кто ничего не знает и знать не хочет. А еще наживаются на нем, как могут, забывая об истоках и правилах праздника.

Если разобраться, то о Хэллоуине и его правилах никто толком ничего и не знает. Праздник коммерционализировали. Это не обрядовое действо, с религией не связано, а предназначено только для того, чтобы веселиться и расслабиться после долгого тяжкого труда. И это правильно. Светский праздник для того и нужен - дать отдых и веселье.

Может ли он что-то вытеснить или заменить? Да конечно нет. Это и за полноценный праздник-то не считается! Просто повод для веселья. Как я, к примеру, сходила в библиотеку на посиделки со страшилками. А так и не отмечаю его совсем.

Может ли он напугать или навредить? Тоже нет. Дурак если захочет напугать кого, так ему и предлога не нужно будет.

А нормального человека никогда тыква и киношный вампир не напугают. И детям такая движуха нравится — яркая, сверкающая, живая. Игра!

Грешно ли это? Тоже нет. Как может быть грешным светский праздник? Есть вещи, которые люди с удовольствием делают, гораздо более грешные, чем вырезать фонарь из тыквы и есть овощи. Мне кажется, что противники Хэллоуина как раз делают больше зла — сделал гадость — сердцу радость, да?

У нас и свои праздники есть… Есть. И их тоже нужно продвигать, потому что иностранцам интересны всегда праздники других стран. Вот пасха же известна по всему миру? Известна. Да и расскажи мы как следует о других своих праздниках, что их, не захотели бы отпраздновать в той же Америке? Захотели бы.

А те, кто ворчат - они и свои-то праздники не знают толком. Как те две сектантки у библиотеки — есть у нас свои праздники… а какие, не знаю. И знать не желаю. И спрашивать бесполезно - какие из них продвигатели культуры.

Зачем изучать свою культуру и знать свои праздники, если можно ходить и орать во всю глотку о вреде чужих? Это же проще. Запрещать и очернять всегда легче, чем предложить что-то свое. Так что нашу культуру разлагают не тыквенные фонари, а невежественные люди, не знающие и не желающие знать собственную культуру, обычаи и историю. Вот они — настоящее зло. Я, чтобы все это написать, потратила пару часов на прочтение всяких текстов об этом празднике. Но я же глупая. Гораздо проще на морозе пару часов простоять, сверля людей ненавидящим взглядом.

Ну вот. По сектантам и ненавистникам Хэллоуина проехалась, а теперь проедусь еще и по любителям отметить этот праздник. Чтоб меня, значит, и те, и те покусали!

Если уж вы празднуете праздник, то будьте добры поинтересоваться хотя бы, что празднуете. А то смешно получается: праздную, а чего - сама не знаю. Теперь решайте — празднуете ли вы праздник урожая, не копавшись в огороде пол года, или просто устраиваете веселую движуху под предлогом особой даты.

Так что пойдите на кухню и слопайте какую-нибудь тыквенную вкуснятину, а потом расскажите детям или родственникам какую-нибудь страаашную историю!

Хорошего праздника!

-7