Опытные христиане наверняка не раз замечали, что в тех или иных Храмах традиции, касающиеся поклонов, различаются. Более того – иногда складывается впечатление, что иная традиция идёт в разрез с традицией Церковной.
Почему так происходит?
Сама традиция поклонения зародилась ещё в древние времена, при этом она отражала как культуру людского поведения, так и приверженность человека к тому или иному религиозному течению. Поклоны были распространены в эпоху язычества среди древних римлян, восточных народов и славян.
Впоследствии поклоны стали неотъемлемой частью мусульманской религии, иудаизма, и, разумеется, христианства. Кроме того, сегодня люди кланяются друг другу и в повседневной жизни, в отрыве от религиозных аспектов. К примеру, японцы, кланяясь человеку, выражают таким образом своё уважение и почтительность.
Касаясь лбом земли, наши предки надеялись почерпнуть силу земли и обрести природную благодать. А вот земные поклоны стали популярны благодаря татаро-монголам – именно так кланялись жители восточных земель своим правителям, объединявшим полномочия и политического лидера, и главного жреца.
Нередко упоминается о поклонах и в Православных Священных текстах. Коленопреклонённо возносил молитвы Царь Соломон, освящая Иерусалимский Храм:
Три раза в день возносил молитвы, преклонив колени, и пророк Даниил, когда вавилонские войска пленили жителей Израиля:
«…Даниил, узнав о подписании указа, тотчас вернулся домой; окна его жилища выходили на Иерусалимскую землю, и он три раза в день вставал на колени и возносил молитвы к Господу, славословя Его».
Таким же образом молился о людях и пророк Ездра:
«…В минуты вечерней жертвы я поднялся с места, и, облачённый в лохмотья, пал на колени, воздев руки к Небесному Отцу».
Новый Завет рассказывает нам о том, как молился и Сам Спаситель:
А апостол Стефан и вовсе возносил молитвы за людей, убивших его:
«…Преклонив колени, он воскликнул: «Боже! Не вмени им этого греха!». И, произнеся эти слова, почил».
Точно также молится и Апостол Пётр перед телом Тавифы:
«…Пётр попросил всех выйти из комнаты и, встав на колени, вознёс молитву.
После этого он обратился к телу, приказав ему:
«Встань!». И тогда Тавифа открыла глаза, и, заметив Петра, села».
Однако же полноценными считаются не только поясные или земные поклоны, но и простое преклонение головы. Часто мы преклоняем голову, отвечая на призыв батюшки в минуты Богослужений, а также в те мгновения, когда он благословляет нас своей рукой или же одной из Православных Святынь.
Поясной поклон принято совершать в иных обстоятельствах – к примеру, во время молитв после произнесения фраз:
«Господи, помилуй!», «подай, Боже!» или при троекратном «Аллилуйя!».
Кроме того, при чтении тех или иных молитв и после окончания чтения полагается совершать разное количество поясных поклонов.
Отдельно рассмотрим и земные поклоны. Их принято совершать в дни Постов и в минуты преклонения перед Святынями или мощами Святых. Не совершают земных поклонов по субботам и воскресеньям, в Пасхальные дни, во время Святок и Великих Церковных праздников, а также в дни участия в Христовых Таинствах.
Христиане по-разному относятся к коленопреклонённым молитвам. Противоречия возникли из-за обсуждений данного явления на Вселенских соборах, где многие высказывались против.
Однако же батюшка Михаил Желтов, сведущий в богословии и литургике, убеждён, что подобные запреты можно отнести скорее к продолжительным коленопреклонённым молитвам – а именно так и молились в Храмах наши далёкие предки. Сегодня подобным образом принято молиться на Троицу.
Отец Михаил говорит, что, вероятнее всего, люди в те времена были более крепкими, с более твёрдой верой, а потому и возносить молитвы, стоя на коленях, они могли дольше. Кроме того, призыв «премудрость, прости!», с которым к нам обращается батюшка, призывает нас подняться с колен. Дословно эта фраза в переводе с греческого языка звучит как «Встаньте прямо!».
На самом же деле на Вселенских соборах осуждались не продолжительные молитвы на коленях как таковые, но их вознесение по воскресеньям и в дни праздников. Однако это ограничение нельзя отнести, например, к быстрому земному поклону.
Да и, говоря откровенно, Церковного запрета на совершение земных поклонов в воскресенья не существует – это, скорее, просто рекомендация, продиктованная традиционным Православным представлением.
Многие верующие люди стараются её придерживаться, выражая таким образом уважение к Церкви. Однако даже батюшки идут наперекор устоявшейся традиционности – Вы наверняка замечали, как священнослужитель в минуты воскресных Богослужений совершает земные поклоны.
Сегодня совершать их не рекомендуют потому, что подобный поклон может помешать другим прихожанам, особенно если Вы находитесь в небольшом Храме. В таких условиях даже выполнить земной поклон станет непросто, а потому батюшки и советуют совершать их исключительно по будням.
Почему земные поклоны в воскресные дни считаются бессмысленными?
Всё дело в том, что воскресенье – это день, олицетворяющий радость. Он является прообразом грядущего всеобщего Воскресения. После его наступления у нас отпадёт нужда в покаянии – мы станем счастливы и свободны.
Особый период для совершения земных поклонов – это дни Великого Поста. Тогда о том, когда нужно будет поклониться во время Богослужения, нам напоминает специальный колокольчик.
Но если в другие дни Ваш дух требует усиленной молитвы, или же Вам хочется выразить особое почтение к той или иной Святыне, не воспрещается совершать земные поклоны и по воскресным дням – только постарайтесь, чтобы Ваш поклон никому не помешал.
Вы можете поклониться тайно – например, в углу Храма или зайдя за колонну. И, не сомневайтесь – Небесный Отец, увидев тайное, щедро воздаст Вам явно.
По мнению протоиерея Михаила Пятницкого, с большим трепетом к земным поклонам относились и многие Святые Отцы:
«…Жил на Афоне один знаменитый Старец. Его звали Тихон, и каждому своему духовному чаду он рекомендовал совершать многократные земные поклоны. Он был убеждён в том, что земной поклон «возжигает дух», наполняет его любовью и горячим стремлением к Господу.
После поклона нашей душе становится легче достичь умиления в минуту молитвы, и мы молимся глубже и искреннее. Старец Тихон не раз повторял, что земным поклоном мы выражаем не только поклонение духа, но и поклонение тела.
Сам старец с большим благоговением относился к земным поклонам. И даже в глубокой старости, когда немощь и болезни терзали его, он не перестал кланяться. Он подвесил к потолку своей кельи верёвку, и, держась за неё, потихоньку опускался к земле, совершал поклон, а после, при помощи этой же верёвки, поднимался.
Знаменитый Паисий Святогорец был одним из духовных чад Старца Тихона, и именно от своего наставника он унаследовал любовь к земным поклонам. Эту любовь Старец Паисий впоследствии привил и многих своим ученикам».
Читайте еще: