Хочется хоть немного разбавить отчаянную черноту пафоса последних дней.
Наверно, у каждого из нас есть "любимые евреи", не потому что евреи, а потому что любимые. Что совершенно не мешает восхищаться стихами араба Омара Хайяма, к примеру.
А вот - "гарики", четверостишияИгоря ("Гарика") Губермана, непонятно каким образом умещающие в себе и житейскую мудрость,и красоту рифмы, и тонкий юмор, переходящий в сарказм, и афоризм на любой случай жизни... . и много чего еще.
Вот например:
С Богом я общаюсь без нытья
И не причиняя беспокойства.
Глупо на устройство бытия
Жаловаться автору устройства.
Или вот это, горькое:
Есть в каждой нравственной системе
Идея, общая для всех:
Нельзя и с теми быть, и с теми,
Не предавая тех и тех.
А вот еще, оптимистичное:
Когда устал и жить не хочешь,
Полезно вспомнить в гневе белом,
Что есть такие дни и ночи,
Что жизнь оправдывают в целом.
Здесь и далее Гарики цитируются по источнику https://socratify.net/quotes/igor-guberman
Игорь Миронович Губерман родился в июне 1936 года в русском городе Харькове у папы-экономиста и мамы-домохозяйки.
Мама закончила консерваторию и юридический институт, но у старшего брата было двадцать шесть раз воспаление среднего уха, так что мать довольно рано бросила работу в юридической консультации, а пианино так и не купили. Словом, мать была домохозяйкой, отчего я много читал, хорошо учился и шпаной стал только в институте, когда мамино влияние ослабло.
(Игорь Губерман, "Слегка про всех и про бабушку Любу")
Знаете, кто это - старший брат, к которому младший слегка ревнует маму, даже спустя почти сто лет?
А брат этот - Давид Миронович Губерман, советский русский геолог, вдохновитель и руководитель Кольской сверхглубокой, названный "великим русским геологом". В 1968-1991 годах – начальник Кольской геологоразведочной экспедиции сверхглубокого бурения. С 1991 года – директор научно-производственного центра «Кольская сверхглубокая». Под его руководством была пробурена глубочайшая в мире (12262 метра) Кольская сверхглубокая скважина. Почетный гражданин города Заполярный Мурманской области. Человек, по собственной воле, "не по этапу" проведший полжизни за Полярным кругом.
А младший брат написал про старшего (опять же совсем чуточку завидуя): "В результате этого бурения (мой брат отдал ему четверть века своей жизни) получены и впрямь высокие научные результаты: рухнули все до единой теории строения нашей планеты, но зато возникла пустота для новых. "
Так вот, младший брат геолога Давида Губермана, Игорь Губерман
в 1958 году оканчивает МИИТ (Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, и даже немного поработал на железнодорожном транспорте.
Свою работу по диплому сам Игорь Миронович описал как в "Гариках": "...с омерзением работал по специальности. Однако же образование зря не пропало: я соблазнил свою будущую жену мгновенной починкой выключателя у торшера в ее комнате. После чего мы погасили этот осветительный прибор и перешли к совместному ведению хозяйства."
Юношу с задатками литератора не без удовольствия приняли в качестве внештатного автора нескольких журналов. И уже в 1965 году выходит первая книга Губермана "Третий Триумвират". Книга, несмотря на "взрослое" название, идет по категории "детская литература" и повествует юным читателям о бионике — науке, "ставящей целью раскрыть и изучить технические свойства живых организмов природы". Букинистическое издание "Третьего Триумвирата" до сих пор можно купить в Озоне.
В 1978 году у Губермана выходит еще одна книга - на этот раз про Бехтерева. Ее еще не читала, но прочту обязательно, нашла на неофициальном сайте Игоря Мироновича. Глаза сразу наткнулись на замечательные строчки:
Извозчик обернулся, понял, что минута подходящая, просил почтительно:
— Господин профессор, третий год мечтаю все спросить при случае — после смерти жизнь есть или нету? А?
От совпадения Бехтерев рассмеялся еще сильнее и неудержимей, кивнул головой многократно и убежденно сказал, посерьезнев:
— Непременно есть. Наверняка и обязательно.
Можно не верить Губерману, но Бехтереву хочется верить безоговорочно, особенно, когда тебе вот-вот стукнет 61 год.
А в 1979 году, незадолго до Олимпиады, Губермана посадили. По официальным данным - за скупку краденых икон. Сам Игорь Миронович в своей книге "Прогулки вокруг барака" утверждает, что вся эта история была подстроена заранее, это была расплата за активное сотрудничество с "Синтаксисом" Александра Гинзбурга. В той же книге (прекрасный русский слог, беззлобный юмор и множество интереснейших типов людей, по разным причинам оказавшимся в "местах не столь отдаленных") Губерман пишет :
.....встретил я Эдика Огородникова. Он, точнее, сам ко мне придвинулся, когда я сел рассматривать доску.
- Мы однополчане, видать, - раздалось у меня над ухом негромко. Я обернулся.
- В смысле, что я тоже еврей, - сказал мне улыбчивый шатен безо всяких вполне отчетливых признаков семита. И мы отошли поговорить.
Сначала я вцепился в него мертвой хваткой, спрашивая об отношении к евреям. Он рассказал то же, что почувствовал уже и понял я сам. Не встречал он открытой неприязни или вражды ни разу, хотя все, и всюду, и всегда помнили, что он еврей.
В основном у всех была одна картина мира в этом смысле: евреи - некие страшные ловчилы, заведомо умные и заведомо хитрые, всюду умеющие проникать и устраиваться - в частности, в магазины и конторы всякие, но к каждому конкретному еврею неприязни на этой почве не было.
Хоть и не упускали случая заметить порой, что совсем что-то не видно евреев среди шахтеров, каменщиков и прочих представителей тяжелого труда.
- Знаешь, я им на это что всегда отвечал? - победительно спросил меня собеседник, и на мгновение в нем глянул-таки сорокалетний еврей, хвастающийся за субботним ужином. - Я их на это спрашивал: а среди конвойных, среди тюремных надзирателей и лагерной псарни - много ты встречал евреев? А среди ментов - много? То-то же!
(цитируется источнику "Прогулки вокруг барака"
После освобождения был 101 километр (Малоярославец), где Губерман жил и работал несколько лет. Где он написал "Штрихи к портрету" - замечательную повесть о другом русском-нерусском человеке, Николае Бруни. Мне посчастливилось несколько раз мельком встретиться с его потомком - музыкантом Алексеем Бруни. Воистину удивительная семья -каждое ее поколение отмечено каким-то талантом и удивительная судьба - Италия, потом Россия, Гулаг, концертные залы всего мира.... Почитайте "Штрихи к портрету", если вы любите чистый русский язык и чистое изложение удивительной биографии, вобравшей в себя все исторические изломы России - не пожалеете.
А Игорь Миронович... уже много лет писал и пишет свои "Гарики". Вот такой горький, например:
Возглавляя партии и классы,
лидеры вовек не брали в толк,
что идея, брошенная в массы -
это девка, брошенная в полк.
Видимо, нелегко Игорю Губерману, сыну Мирона Давидовича и Эмилии Абрамовны Губерманов было жить в СССР в восьмидесятые годы. Годы, многими из нас вспоминаемые как счастливые годы детства и юности.
Из добросовестности надо добавить еще, что дети и внуки Игоря Мироновича не совсем уж такие евреи. Теща Губермана, мама его единственной и любимой жены Татьяны - Лидия Борисовна Либединская, урожденная Толстая. Ее отец - двоюродный племянник "красного графа" Алексея Николаевича Толстого. Не совсем близкое родство, но все таки....
Что осталось еще рассказать о Губермане?
Он до сих пор жив, по крайней мере известий о его кончине (тьфу-тьфу-тьфу!) не поступало.
Есть свежее интервью с ним, из его иерусалимского дома, опубликовано оно в мае этого года, еще до того, как все "это" началось
А вот к чему все это вам рассказала. Нет и не может быть наций плохих и хороших. Нет и не может быть плохих и хороших русских, украинцев, евреев, американцев, немцев, французов... В каждой нации есть и подлецы и святые, и грешники, и подвижники.
А вот возлагать на человека или группу людей, среди которых есть женщины и дети, ответственность за то, что творят их соплеменники - это даже не подлость, это .... сложно подобрать слова, чтобы они прошли отбор ИИ Дзена. Скажу просто - глупость несусветная.
Например, некто говорит "Миллионы белорусов отдали свои жизни в Великой отечественной", то есть "мы - не они, мы - не такие". А вдруг ему ответят: а знаешь ли ты, господин радетель за белорусов и против всего плохого, что в Белоруссии во время Войны были свои коллаборанты.
В 1942 году было создано «Белорусское научное общество». Его почётным президентом стал гауляйтер Белоруссии Вильгельм Кубе, а также менее известный (но тем не менее существовавший) белорусский Вольный корпус самообороны, в который входило два десятка батальонов.
А? Что скажете?
Нельзя, нельзя возлагать на человека, семью, группу людей ответственность за то, что сотворил другой человек, семья или группа людей. И это мне всегда казалось настолько элементарным, что даже не о чем разговаривать.
Оказывается, даже старые давно известные истины людям надо время от времени напоминать. Иначе..... что иначе - израильтяне знают из рассказов своих бабушек и дедушек.