88,2K подписчиков

С каких слов нужно начинать исповедь. Что об этом говорят батюшки

136K прочитали
Для большинства христиан Таинство Исповеди – Таинство очень волнующее и сокровенное.

Для большинства христиан Таинство Исповеди – Таинство очень волнующее и сокровенное. Однако же многих верующих людей (а в особенности тех, кто только недавно пришёл к Господу) интересует, с каких именно слов следует начинать исповедоваться батюшке, о чём следует рассказывать и как себя вести?

Прежде всего, помните о главном – мы исповедуемся не для того, чтобы рассказать о подробностях собственных прегрешений, но для того, чтобы чистосердечно покаяться перед Небесным Отцом. А подлинное покаяние, по мнению Феофана Затворника, включает в себя:

  • осознание собственной порочности перед лицом Господа;
  • искреннее признание своей вины (без отговорок о том, что виноват кто-то другой или обстоятельства);
  • твёрдую решимость отойти от грешного;
  • молитвы о прощении грехов.

Очень полезно перед Таинством Исповеди обращаться к чтению пятидесятого псалма. Это псалом – горькое сокрушение Царя Давида о собственных грехах, о кровопролитии и прелюбодействе.

Для большинства христиан Таинство Исповеди – Таинство очень волнующее и сокровенное.-2

При этом, заметьте, он не описывает свои прегрешения в подробностях, совсем напротив – он рассказывает о крови, запятнавшей его, о своих грехах и ужасном беззаконии.

Он раскаивается с сердечностью, желая измениться и очиститься, и умоляет Небесного Отца помочь ему в этом. Вот что говорит об этом псалме архиепископ Ириней (Клеменьтевский):

«…Давид, раскаиваясь в собственных грехах, взывает к милосердию Божьему. Он понимает, что люди сами собой перед Господом оправдаться не могут, а потому царь и просит Небесного Отца о том, чтобы Он и сердце его, и душу обновил касанием Святого Духа».

Учитесь на примере Давида - говорите о самих прегрешениях, но не о том, какие именно события подтолкнули Вас на грех. Признавайте и озвучивайте личные ошибки – иными словами, говорите не просто об «обиде, прелюбодеянии, блуде и лжи», но о том, как тот или иной грех был Вами совершён, опуская бытовые подробности.

Для большинства христиан Таинство Исповеди – Таинство очень волнующее и сокровенное.-3

К примеру, можно сказать так:

«…Я обидел своих близких (уточните, кого именно), злословя о них».

Но не стоит пускаться в рассуждения такого рода:

«…Вот сестра меня обозвала, а я ей тоже высказала…».

Или же:

«…Врал ради того, чтобы оправдать собственные опоздания»,

но не

«…Не смог приехать на работу вовремя и не признался, что на самом деле просто не проснулся по будильнику. Поэтому сказал начальнику, чтоб были такие-то неотложные дела…».

Если же Вы сомневаетесь, какими именно словами следует начать исповедь, помните о том, что самое важное в данном случае – это наше обращение к Небесному Отцу.

Для большинства христиан Таинство Исповеди – Таинство очень волнующее и сокровенное.-4

Как правило, батюшки рекомендуют говорить так:

«Боже, я согрешил/согрешила…».

Однако же начинать именно так необязательно – важна не та или иная речевая формула, но наш настрой на сердечное и глубокое раскаяние.

Можно начать исповедоваться, сказав:

«Господи, помилуй меня!»

или же

«Я, раб Божий (имя), исповедуюсь в своих грехах. Я согрешил… (начните перечислять грехи, начав с наиболее тяжких)».

Кроме того, важно не только исповедоваться, не останавливаясь при этом на каждой подробности, но и избежать иной крайности – сухого перечисления названий тех или иных грехов. К примеру, не следует вместо «проявлял грубость к жене» отговариваться расплывчатым «гневался», или же заменять фразу «был в запое» отмашкой вроде «выпил лишку».

Для большинства христиан Таинство Исповеди – Таинство очень волнующее и сокровенное.-5

Несколько советов о том, какой должна быть правильная исповедь, дали современные священнослужители.

Батюшка Пётр Гурьянов:

«…Помните о том, что во время исповеди не стоит ссылаться на имена и прегрешения других людей. Не «вписывайте» в свои грехи кого-то ещё, отвечайте только за себя. Наши грехи – это только наших промахи, и сваливать их на кого-либо, особенно стоя перед Господом, не следует.
Кроме того, не нужно бояться и стесняться батюшку. Священник, который Вас исповедует – только свидетель Вашего раскаяния, а каетесь Вы, прежде всего, Богу.
Батюшка же, при необходимости, сможет дать Вам добрый совет, поддержать или ободрить, однако не он принимает решение о том, простить Вас или не простить. Отпустить грех способен только Небесный Отец, которому мы, раскаиваясь, приносим свои смиренные сердца, плачущие о прежних ошибках и порочности».

Батюшка Стахий Колотвин:

Для большинства христиан Таинство Исповеди – Таинство очень волнующее и сокровенное.-6

«…Господь ждёт от нас искреннего покаяния, но не бездумных отчётов. Не зачитывайте с равнодушием составленный заранее список – переживайте всю тяжесть того или иного прегрешения, подумайте о том, где и почему Вы ошиблись, проанализируйте собственные поступки.

Вот, например, Вы раскаиваетесь в том, что были раздражительны. Задумайтесь о том, когда именно Вы раздражаетесь, в какие моменты? Что злит Вас сильнее, о чём Вы помните долго, а что – быстро забываете?

Только тогда, когда Вы разберётесь в этом, Вы сможете честно сказать: «Боже, я буду искоренять собственные прегрешения!». Иными словами, важнее всего в исповеди Ваше горячее и искреннее стремление побороть собственные грехи.

В минуту подготовки можно использовать списки грехов, но только проверенные – к примеру, из книги «Опыт построения исповеди», написанной Иоанном Крестьянкиным. Кроме того, списки нужно использовать с умом – не переписывайте все грехи, которые содержатся в книге, но выберите то, что Вам действительно близко. Подобные списки можно назвать своего рода ситом – они отсеивают лишнее, оставляя только необходимое.

Отмечу ещё один важный момент: очень полезно перед исповедью обращаться к чтению Евангелия. Читая, Вы начнёте анализировать, в каких моментах Ваша жизнь отходит от Евангельского текста, и исповедуете эти прегрешения».

Батюшка Иаков Белый-Кругляков:

Для большинства христиан Таинство Исповеди – Таинство очень волнующее и сокровенное.-7

«…По мнению Святых Отцов, люди, видящие собственные прегрешения, стоят выше тех, кто способен видеть Ангелов. Иными словами, умение увидеть собственный грех – это показатель нашей близости к Господу.

И правда – чем ярче светит солнце, тем явственнее видны пятна, испачкавшие поверхность стекла. Но как возможно исповедоваться в том, что остаётся незримым для нас или в том, о чём мы и вовсе забыли?

Не бойтесь забытых прегрешений – если Вы и правда о них забыли, но о тех, которые видите, Вы без утайки и с искренностью поведали Небесному Отцу, Он простит Вам всё, даже забытое».

Статьи по теме: