Концепция Фортуны, ответственной за удачу, судьбу и возмездие, впервые появилась в Древнем Риме. У греков за то же самое отвечал целый сонм богинь. Тихе - богиня счастливого случая, Эвтихия - богиня хорошей судьбы, Немезида -- богиня возмездия, и три Мойры, которые пряли судьбу. У римлян были Парки, но их перекрыла Фортуна, чьим неотъемлемым атрибутом был Рог изобилия. Часто Фортуна была слепа или с повязкой.
Первое самое известное произведение о Колесе Фортуны принадлежит Северину Боэцию, «последнему римлянину», жившему в период заката и разложения Римской империи, на переходе к Средневековью. То есть переходную природу своего времени Боэций ощущал очень неплохо, поскольку фактически Древний Рим к моменту его рождения перестал существовать, и Рим подвергся нашествию войск готов. Трактат называется «Утешение философией», написан он в тюрьме, где Боэций ожидал исполнения наказания. Но трактат настолько обличает всех доносчиков, благодаря которым Боэций оказался в столь незавидном положении, что непонятно, как этот трактат вообще сохранился, а не был уничтожен изобличаемыми.
Как бы то ни было, это сочинение оказало огромное влияние на формирование концепции Фортуны в эпоху Средневековья, и разные авторы то и дело осмысливали Боэция. В изобразительном искусстве существует огромное множество рисунков и гравюр, вдохновленных именно его сочинением.
«Если ты полагаешь, что мир разумно управляется высшими силами, то как ты можешь полагать, что перемены фортуны случаются без вмешательства управителя? В этом и кроются причины, ведущие не только к болезни, но и к гибели. Правильное суждение об управлении мира -- оно не подчинено слепой случайности, но божественному разуму».
Можно предположить по содержанию сочинения, что Философия противопоставляется Фортуне, поскольку Боэций передает довольно нелестные отзывы Философии о Фортуне.
Фортуна переменчива по отношению ко всем, таков ее нрав, являющийся следствием присущей ей природы. У слепой богини два лица, она жалует и отнимает, и не следует слишком сильно привязываться к ее дарам и утратам.
Здесь же, в сочинении, появляется образ корабля, о котором ниже. Философия укоряет Боэция: "Если ты отдаешь свой корабль на волю ветров, он будет двигаться не сообразно твоим желаниям, а куда повлекут его их яростные порывы. Когда ты засеваешь пашню семенами, то предвидишь годы урожайные и бесплодные. Ты отдал себя во власть Фортуны, следует, чтобы ты подчинился обычаям повелительницы. Зачем ты пытаешься удержать стремительное движение вращающегося колеса? Если Фортуна обретет постоянство, она утратит свою природу и перестанет быть зависящей от случая".
"Если бы тебе принадлежали блага, на утрату которых ты жалуешься, ты бы ни в коем случае не мог их потерять. Ведь разрешено небу рождать светлые дни и погребать их в темных ночах, позволено временам года то украшать цветами и плодами облик земли, то омрачать бурями и морозами. Неужели только меня ненасытная алчность людей обязывает к постоянству, которое чуждо моим обычаям? Наша сила заключена в непрерывной игре -- мы движем колесо в стремительном вращении и радуемся, когда павшее до предела возносится, а вознесенное наверх повергается в прах".
Также нам напоминают, что на пороге обиталища Юпитера стояли два сосуда, в одном из которых были заперты беды, а в другом — блага. Поэтому странно считать Юпитер «большим счастьем». Юпитер увеличивает то, что есть в человеке, а что там есть – бог весть.
Дело в том, что всё познается в сравнении. Если бы небо постоянно расточало только дары, жалобы людские никогда бы не заканчивались на то, что даров мало, вожделение бы только разгоралось. А так всё познается в сравнении, в движении цикла. Судьба дает одно, отбирает другое, потом снова дает, потом снова отбирает, потом снова дает, а потом отбирает жизнь. Бренный мир непостоянен. «Что же, о смертные, стремитесь к внешнему, когда счастье лежит внутри вас?» Что одного изгнание, для другого родина. Вопрос в отношении. Важнее стремиться к обретению внутренних даров в условиях меняющихся обстоятельств.
В течение сочинения Философия и Боэций подводят нас к мысли, что полагаться на внешний успех неразумно, важнее стремиться к накоплению внутренних даров и добродетелей, вне зависимости от обстоятельств, -- тех даров, которые невозможно потерять. В этом смысл перемен Колеса Фортуны. Всё меняется, и человек имеет возможность накапливать разные дары, в зависимости от цикла. В этом может быть смысл поднимающегося в последних вариациях карт Таро на Колесе Фортуны Германубиса, сына богов, в то время, как с другой стороны Колеса опускается Тифон как символ всего темного и грязного в человеке.
Здесь можно немного отступить в сторону значения КФ при трактовке: не смотри на внешнее, смотри на внутреннее. Тебе дарована удачная возможность превзойти себя, развить и укрепить какие-то навыки, свойства, качества и добродетели, преодолеть какие-то темные стороны натуры, вроде гордыни и тщеславия, поскольку Фортуна всегда напоминает о том, насколько она переменчива. "Не собирайте сокровищ на земле, а собирайте их на небе".
Вероятно, но не гарантированно, если должным образом развить представляющиеся возможности, в будущем это может принести и какие-то внешние знаки отличия. Но только дурак стремится к обретению внешних почестей без наращивания внутреннего потенциала.
Далее Философия объясняет Боэцию, почему даже когда Фортуна отворачивает свой лик и отбирает блага, это всё равно удачно, поскольку становится видна изнанка бытия, и человек обогащается таким опытом, который бы никогда не получил в более благоприятных условиях. То есть разумный человек всё равно обогащается, даже если снаружи кажется, что происходит катастрофа и человек утрачивает многое.
«Мудрый человек не должен сетовать, сколь бы превратной ни была его Фортуна, как сильному воину не к лицу возмущаться, когда бы ни гремела боевая тревога.
Вы обязаны вступать в жестокую духовную битву со слишком суровой Фортуной, чтобы не сломили вас бедствия, и с благоприятной -- чтобы не ослабили удовольствия. Укрепляя собственные силы, держитесь середины. Тот, кто свалится вниз или вознесется слишком высоко, не сможет заслужить счастья и получить награды за труды. От вас самих зависит, будет ли горькой ваша участь».
Это — Carmina Burana 1230 года. Рукопись содержит восемь графических миниатюр: колесо фортуны (фактически иллюстрация к песням №14–18 (горестные плачи о превратностях человеческой судьбы), но использованная переплётчиком в качестве обложки), воображаемый лес, любовники, сцены из истории Дидо и Энея, сцены испития пива и три сцены азартных игр — кости, ludus duodecim scriptorum и шахматы.
«А под осью колеса — неописанной красоты богиня Гекуба»
«Гекуба (Гекаба) — дочь фригийского царя Диманта (вариант: Киссея), супруга троянского царя Приама, мать многих сыновей и дочерей, из которых наиболее известны с Гектором, Парис, Гелен, Поликсена, Кассандра. После падения Трои была уведена в рабство Одиссеем. На пути в Грецию Гекуба нашла на фракийском побережье тело своего сына Полидора, ранее посланного к фракийскому царю Полиместору. Когда Полиместор узнал о гибели Трои, он убил юношу. Гекуба отомстила убийце, умертвив его детей и выколов ему глаза. За это преступление Гекубу побили камнями, но боги превратили ее в собаку. Превращение Гекубы в собаку, по-видимому, было связано со смешением Гекубы с Гекатой, священным животным которой была собака».
Если читать переводы этих текстов, то там вполне себе звучат мотивы смены времен года, радость весны и лета, славят бога-младенца. Танец, леса цветут, то есть вполне природные языческие мотивы. Поэтому Колесо следует рассматривать в двух аспектах – Колесо природы и вечного цикла, и разумное управление встраиванием в эти циклы, использованием этих циклов для познания. Пугающий аспект непредсказуемых превратностей судьбы, под которые можно только подстроиться – это женский хтонический аспект; разумное отношение и стремление предупредить эти циклы и овладеть своей судьбой – мужской аспект. Раймонда Луллия, который стремился реализовать мужской аспект, тоже побили камнями.
Работы Раймонда Луллия – это следующий примечательный этап в развитии символики Колеса в западноевропейской традиции. Наверное, можно сказать о том, что он стремился как раз предугадать и подчинить разуму бег жизненных циклов, постичь их скрытую логику.
С сайта Teurgia.org: Мировоззрение Луллия сложилось под влиянием францисканства и Августина. Полемизируя с аверроизмом и его учением о двойственной истине, Луллий считал, что истинное познание возможно только в свете откровения. Мир для Луллия -- символ Бога, в каждой вещи отражены божественные "совершенства", рассмотрение которых открывает познанию принципы действия Бога в мире. Основная область деятельность Луллия -- схоластическая логика. Будучи склонен к мистицизму, он изобретал различные логические машины. Получило известность его "логическое колесо", состоящее из семи концентрических кругов, свободно вращающихся на одной оси, независимо друг от друга. Круга разделены на "камеры", т.е. участки, на которых написаны различные слова и буквы, обозначающие философские и богословские понятия. Вращая круги, Луллий наблюдал, как располагаются относительно друг друга слова и знаки в смежных камерах на различных кругах после остановки колеса. Поставив заранее какой-либо вопрос, Луллий получал ответ в сочетаниях слов и знаков. Это "логическую машину" он считал наиболее совершенным средством для получения правильных умозаключений.
В целом циклы детерминированы, но в рамках цикла человек обладает определенной свободой воли. Человек разумный и владеющий инструментарием может не полагаться на слепую Фортуну, а умело управлять этими циклами.
Генон утверждает, что "колесо Фортуны" в символике западной античности очень тесно связано с "колесом Закона", а также, хотя это и не совсем ясно на первый взгляд, с зодиакальным колесом.
Вообще в символе колеса может использоваться разное число спиц, которые делят это колесо на части. Есть шестилучевое кельтское Колесо, есть двенадцатилучевое колесо зодиакального круга, есть восьмилучевое колесо зодиакального, а точнее, годового круга. Был даже десятизнаковый зодиак. Но базовым является деление на четыре: четыре стороны света, четыре времени года, четыре фазы процесса и так далее. Один цикл делится на четыре части, от начала проявления до его распада и завершения.
Вернемся к истории Колеса. Как уже было сказано, сочинение Боэция «Утешение философией» оказало сильнейшее влияние на более позднюю западноевропейскую мысль и изобразительный ряд.
Это три взятые произвольно рисунка к изданиям XV века сочинения Боэция. Фортуна есть не на каждом, на одном она слепа, на другом зряча, людей может быть не четыре, а шесть и более, из совершенно различных сословий. Конструкция Колеса тоже в целом подразумевает, что оно стоит на земле как на опоре, а не в воздухе крутится и в движение приводиться может как рукой самой Фортуны, так и рукой неизвестно кого. Также есть варианты изображений с возрастами человека.
Теперь о том, что касается появления Колеса Фортуны в арканах Таро.
Например, Роберт о'Нил вот что нам сообщает по этому поводу: «Есть шесть дошедших до наших дней карт с изображением старшего аркана Колесо Фортуны из наборов колод Висконти-Сфорца. У них у всех есть общая тема: фигура поднимающаяся на колесе, фигура наверху, фигура спускающаяся и фигура внизу, под колесом. На некоторых картах в центре находится слепая богиня Фортуна. Также на некоторых картах есть фразы на латыни: "Я буду править. Я правлю. Я правил. Я без царства". (Надо полагать, что КФ показывает, во-первых, переменчивость судьбы, во-вторых, чтобы кто-то правил, должны быть и те, кем он правит и кто является его опорой, о чем никогда нельзя забывать, потому что как вознесся, так и опять в грязи оказаться можешь. Это не такая уж однозначно положительная карта - мое прим.).
Глупость полагания на Фортуну символизируется фигурами с растущими ушами и хвостами. В двух случаях фигура наверху показана как фигура животного. Основная идея этого заключается в том, что привычка полагаться на фортуну низводит того, кто полагается, до уровня животного. Разумный целенаправленный человек с верой не нуждается в этом.
На некоторых современных картах эта фигура изображена в образе осла. Заметьте, что первые две карты в наборе показывают эту фигуру в гораздо более благообразном виде, поскольку эти колоды происходят от правящих семейств. Понятно, что художник не стал бы рисовать своих патронов ослами».
В наборе карт того же приблизительно времени, Тарокки псевдо-Мантенья, такого аркана нет, но есть два других. Есть предположение, что Колесо Фортуны в тарокки Мантенья это две карты - Первопричина и Перводвижитель (что отсылает нас к философии Аристотеля).
Сфинкс на Колесе Фортуны появляется только на колодах французских оккультистов, начиная с Освальда Вирта, а на колодах Марсельского ряда на этом месте изображался то человек, то непонятное существо, но обязательно с мечом или иным острым оружием.
Сфинкс в его классическом значении (насколько вообще можно об этом судить) у древних египтян символизировал всех предков царя, которые в виде единой фигуры Сфинкса охраняют его бытие и царство, т.е. он как бы символически стоит на их плечах, поэтому Сфинкса ассоциируют с мудростью (веков).
Так откуда же взялся аспект триумфа на фортуне, если средневековых обывателей она скорее пугает, чем радует?
Традиция изображения триумфа. Фортуна упомянута только один раз у Петрарки, в "Триумфе смерти". Тем не менее, Фортуна отчётливо присутствует как триумфальная фигура в изобразительной традиции. Изображения обычно показывают слепую Фортуну, но не содержат изображения колеса.
В апокрифах колесо не появляется. Единственное замеченное изображение колеса в центре картины страшного суда, однако полного символизма с фигурами поднимающимися и спускающимися там не отражено.
Есть иная трактовка Фортуны, распространенная в Средние века, и, вероятно, воспринятая как основная в период Ренессанса и дальнейшие периоды. Здесь на символе Фортуна изображена как слепая женщина, балансирующая на неустойчивой сфере. Часто на изображении присутствует корабль, плавание, как аллегория "ветров удачи".
Некоторые морализаторские нюансы этой аллегории были восприняты религиозной традицией. Есть изображение колеса добродетелей и других компонентов истинной религии. Отсюда же изображение 4 основных добродетелей и 4 евангелистов. В другой вариации колесо показывает разные возрасты человека и иллюстрирует неизбежность смерти и суда.
Из всего этого набора пока не представляется возможным протянуть одну связующую нить из Средневековья через Ренессанс в Новое время, на которой непротиворечиво вращалось бы это самое Колесо, поскольку его образ явно несет в себе целые пласты влияний различных философских традиций, учений и воззрений. Здесь и смена фаз цикла, и отдача себя на волю ветров судьбы, и попытка эти ветры подчинить разуму, постичь их скрытые законы, и напоминание о ненадежности любой удачи и возможности в любой момент оказаться в грязи после вершин какого угодно успеха.
Что касается именно Марсельского таро и последующего таро французских оккультистов, то в связи с наличием там существа с мечом (а меч - символ разума) либо сфинкса как символа мудрости на самой высокой точке, я склоняюсь больше к тому, что Колесо бросает вызов нашей способности понимать и упорядочивать нашу собственную реальность. Неизвестно, считать ли это удачей, но что это выход на качественно иной уровень, это точно. На этом уровне мы сталкиваемся с повышенной сложностью того предмета, о котором речь, и здесь приходится уже иметь дело с множеством нюансов. Там уже надо обладать совершенно иными знаниями и навыками, обрабатывать гораздо больший объем информации, держать в памяти очень, очень много всего, иметь представление о каких-то запредельно по прежним меркам сложных вещах. Это как логарифмы после простой арифметики, то есть это задействует совершенно иные уровни возможностей и способностей. Здесь и ответственность за свои мысли и поступки уже другая, человек уже более самостоятелен, у него больше свободной воли и возможностей, но и уровень дисциплины должен быть другим. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. Но в то же время это и гораздо большая простота.
То же самое касается и отношений с каким-либо человеком: ты вдруг оказываешься посреди бурного моря, которое бросает вызов всем твоим способностям держаться на плаву. Здесь уже никакого инфантилизма типа "а чего это он? а я тут ни при чем!" быть не может, никакого перебрасывания мяча "кому первому идти мириться" и вот этого всего. Никакого "меня обидели", только "я обиделся" - что называется, возврат себе ответственности за собственные переживания, и готовность договариваться, а не спорить и кидать предъявы. Помним, где находится центр Колеса. А вокруг кипит и бурлит море, то есть происходят интенсивные события, внутри которых мы сохраняем центральный покой и осознанной присутствие.
На самом деле речь идет о том, что повышается тонкость восприятия, в значит, повышается качество жизни (но не в материалистическом смысле, а в смысле способности ее проживать и наблюдать все более субтильные ее формы) и снижается ее количественный, вульгарный аспект, аспект плоского восприятия. Мы становимся способны воспринимать новую меру порядка, и нам уже больше не хочется размениваться на что-то упрощенное, оно теперь кажется ерундой, а мы стремимся к реализации более качественных - в нашем нынешнем понимании - возможностей. Но эта новая мера порядка понимается и достигается нами не сразу, сначала надо освоиться в этом океане, сориентироваться, а до тех пор Колесо будет вызывать в нас страхи, неуверенность, ощущение отсутствия внятной перспективы и стабильной почвы под ногами. Тебе непонятно, что происходит и как реагировать, пот льет, и чего от тебя хотят – тебе тоже непонятно. Опереться можно только на себя и свою уверенность в способности со всем справиться.
Все это происходит тоже не с кондачка, а назревает в процессе накопления и проживания опыта в той теме, о которой речь. Движение в выбранных направлениях не должно прекращаться ни на день. Если не внешнее движение, то хотя бы внутреннее, в виде намерения, стремления вперед. Постепенно накапливается определенная плотность, и тогда приходит Колесо либо уже как данность, либо как отклик внешнего мира на внутренний запрос на расширение. Открывается окно возможностей. Во втором случае может постепенно нарастать ощущение недостаточности понимания, могут накапливаться ошибки, связанные с грубостью подхода, и когда количество этих ошибок переваливает определенный порог, становится понятно, что мы уперлись в какие-то ограничения и нужен выход на новый уровень. Или же ошибки могут не накапливаться, а просто мы так наполнились опытом и переросли свою текущую ситуацию, что уже пора пробивать потолок и выходить из тиражности, из вульгарности и простоты, из количественности и подверженности законам количества в сторону качества и тонкой индивидуальной настройки, переходить в какую-то другую октаву. А там, где есть какое-никакое качество, обычные социологические массовые законы перестают работать, перестают работать клише, обычные бытовые аналогии, популярная психология. Вот сам с собой теперь и разбирайся. И какие-то массовые неприятности тебя затронут в гораздо меньшей степени, а может быть, и вообще не затронут.
Ну или же так: "Запущенное «водяное колесо» многократно перегоняет цзин в более тонкую ци. А та посредством перегонки становится духом. Дух возвращается к пустоте Дао. Таков и есть Путь".
Если мы рассматриваем этот аркан и свою жизнь на нем в аспекте времени, то можно сказать так, что количественное движение невротично, потому что оно либо движется линейно вперед и есть страх не успеть или что-то упустить; это такое прямолинейное скольжение по поверхности, где умом мы уже пребываем в конечном пункте, и результат в этом пункте нами жестко детерминирован - мы уже точно знаем, что мы должны получить и где оказаться (со всеми вытекающими), либо количественное движение циклично и просто повторяется каждый день: день сменяет ночь, ночь сменяет день, годы просто идут, всё стабильно, ничего не происходит и всё такое.
Качественное движение лежит вне плоскости целенаправленного линейного времени, но и не замирает во времени циклическом, когда всё и так хорошо, зачем шевелиться. Оно продолжает себя, но ориентиры и оценки начинают выстраиваться по совсем другим параметрам: субъективной наполненности смыслом каждого момента и планировании каждого следующего шага из качественного проживания предыдущего, из рефлексии. Грубо говоря, проступает больше света осознанности, и он начинает заполнять собой процесс, о котором речь. Поэтому повышается тонкость восприятия и реакции на события, начинаешь различать больше нюансов и быстрее реагировать на них, хочется больше знать, понимать и чувствовать, воспринимать органами чувств. Тебя уже не несет вперед за придуманным результатом, а хочется погрузиться в процесс поглубже и постичь его получше, также ты и не залипаешь в тупой каждодневной повторяемости однотипных действий - каждое действие становится наполненным смыслом и отличаться от предыдущего. Колесо Фортуны фиксирует качественное изменение оператора, неудовлетворенного поверхностностью совершаемых действий.
(Все вышеизложенное является личным мнением и опытом, скорее размышлением-наброском, на истину не претендует ни в коей мере и обязательно будет переписано или дополнено).
__________________________________________
Если статья была интересной и полезной, поддержку публикациям в этом блоге можно оказать тут: https://yoomoney.ru/to/410011532778801.
Заказать хорарный разбор, натальный разбор, Таро-консультацию или запросить Таро-супервизию можно, написав в Телеграме на @astroblogus. Основной канал ведется тут: @astro.