Чаще всего к помощи пластических хирургов актеры прибегали ради омоложения, но большой экран все равно оказывался безжалостным. А некоторым кинозвездам не смогли помочь лучшие специалисты.
Официально услуги пластических или косметических хирургов стали доступны советским гражданам уже в 1930-е годы, когда на экранах безраздельно господствовала Любовь Орлова. Она и стала одной из тех немногочисленных персон, кому эти услуги оказывали. Еще в 1930 в Москве на улице Семашко заработал стационар, которым руководила хирург Надежда Гилельс. Здесь решались проблемы неудачных носов, оттопыренных ушей, бородавок и неправильного прикуса. Пациентам убирали внешние дефекты и несовершенства, чистили кожу (за подобными чистками сюда ездили советские артисты обоего пола и всех возрастов). Но работавшие здесь врачи еще не умели разглаживать морщины и бороться с безжалостным старением. К тому же советские медицинские вузы не готовили пластических и косметических хирургов - этому искусству медики обучались уже после выпуска.
Любовь Орлова постоянно посещала открывшийся в 1937 году Институт косметики и гигиены в Москве, где вместе с ней через разные уходовые процедуры проходили и жены советских государственных деятелей. А потом грянула война, и о красоте на какое-то время забыли. В 1950-е годы интерес к косметическим хирургам вырос снова. В фильме "Дети Дон Кихота" Евгения Карелова, снятом в 1965 году, мама большого семейства Вера Бондаренко (Вера Орлова) работает как раз пластическим хирургом и зачем-то изобретает крем для веснушек, хотя по логике большинству клиентов нужно нечто противоположное. По неосторожности им пользуется очаровательная Мотя (Наталья Седых), из-за чего все ее лицо покрывается этими пятнышками.
Пластическая хирургия в СССР пробивалась фактически сама по себе, операции по улучшению внешности и омоложению долго считались чем-то буржуазным. Любовь Орлова обращалась к хирургам в 1974 в период подготовки к съемкам своего последнего и чрезвычайно неудачного фильма "Скворец и Лира", получившего неофициальное название "Склероз и климакс". Ее героине разведчице Людмиле Грековой по фильму было около 40, а самой Орловой- за 70. Актриса проходила через первые в СССР эксперименты по натяжке кожи у хирурга Александра Шмелева (в 1986 его найдут мертвым и сильно избитым на подмосковной даче), которые вроде бы разглаживали ее морщины на лбу, но делали лицо неживым, мумифицированным. С Орловой тщательно работали операторы и осветители - ее снимали при приглушенном освещении и с определенных углов, чтобы сгладить следы старения. На руки актрисы постоянно одевали перчатки. Увы, почтенный возраст "Любочки" убрать было невозможно, хотя не это стало главной причиной неудачи ленты - она оказалась слабой по всем показателям.
В 1977 году режиссер Константин Воинов решил экранизировать роман Тургенева "Рудин" о честном и благородном молодом человеке, отказавшимся от женитьбы на дочери богатой помещицы. В роли Рудина снимался 50-летней Олег Ефремов. Он никогда не выглядел моложе своих лет - этом не способствовала извечная русская слабость. Поэтому создатели фильма пытались решить проблему внешнего вида артиста другим путем. Снимавшаяся в фильме многолетняя подруга жизни режиссера Воинова актриса Лидия Смирнова вспоминала: "Хотя Ефремов был староват, но сама его актерская индивидуальность нравилась Воинову. Тогда решили, что Ефремову сделают подтяжку, маску... Поясню, что такая подтяжка не требует вмешательства хирурга. На лицо актера накладывается несколько прозрачных невидимых заплаток, на них в свою очередь одним концом приделываются тоже невидимые нити, а другие концы туго затягиваются на темечке под париком. Лицо натягивается так, что актеру делается больно говорить, играть, дышать. И все же многие идут на это, когда того требует роль. Олег смешно реагировал на эти подтяжки, но терпеливо их переносил".
К помощи пластических хирургов прибегала легенда МХАТа Алла Тарасова, ей проводили пластику нижних век, подтяжки шеи и лица. Но и здесь эффект был не слишком заметным - удержать заглавную роль в спектакле "Анна Каренина" она уже не могла. Даже в фильме 1953 года видно, что Тарасова совсем не подходит для этой роли по возрасту, хотя она продолжала играть Анну до начала 1960-х. Не помогли пластические хирурги Марине Ладыниной - правда, она прошла только через пластику век в начале 1950-х. Результат ее не устроил, и вскоре звезда экрана вовсе ушла из кино. Сниматься в возрастных ролях Ладынина не хотела, она не видела себя мамой или бабушкой на экране. При этом появился устойчивый слух о том, что снимать ее якобы запретил бывший муж Иван Пырьев.
Рекордсменом по числу пластических операций в советском кино, безусловно, является Людмила Гурченко. Она внимательно следила за Орловой и Тарасовой, понимая, что лицо с минимумом морщин не поможет, если ты не сберегла фигуру. Поэтому Людмила Марковна еще и придерживалась очень строгой диеты, так что почти всю жизнь сохраняла девичьи пропорции. По слухам, своих специалистов Гурченко передала другая народная артиста СССР Клара Лучко. Кстати, она жила с Мариной Ладыниной в одном доме на Котельнической набережной. Людмила Марковна регулярно посещала Институт красоты на Новом Арбате (тогда Калининский проспект). Прошла через несколько круговых подтяжек, пока врачи не заявили, что дальше тянуть некуда. Говорят, что удачные операции давали актрисе кураж - она обожала выглядеть молодо и получать комплименты.
К сожалению, пластические хирурги - не волшебники, и помочь звездам кино с серьезными проблемами они не могли. После тяжелой аварии актриса Театра им. Вахтангова Лариса Пашкова не только начала хромать из-за того, что одна нога оказалась короче другой, но и сильно изменилась во внешности. Пластические операции, увы, не исправили ситуацию. Количество интересных предложений сократилось, а после ареста ее мужа - главы "Союзгосцирка" Анатолия Колеватова (он получил за взятки 13 лет тюрьмы) - упало до нуля. Пашкова покончила с собой прямо в День св. Валентина - 14 февраля 1987 года. Правда, тогда в СССР об этом празднике никто и не знал.
Жизнь актрисы Людмилы Марченко сложилась не менее трагически. После триумфа в фильме "Отчий дом" последовали другие успешные работы, но все оборвала одна ночь. Ее супруг Валентин Березин в приступе пьяной ревности жестоко избил Людмилу. Итог - сотрясение мозга и полностью изуродованное лицо. Пластические хирурги пытались помочь, но избавить Марченко от шрамов не смогли. Она перешла на работу в актерский отдел "Мосфильма", снова вышла замуж, потом похоронила мужа и окончательно перестала выходить из квартиры. В январе 1997 Людмила Марченко тяжело заболела гриппом, но лечиться отказалась, а родных в квартиру не пускала. Она умерла в 56 лет также фактически по собственной воле.