Сегодня рассказываем о самых известных моделях отечественной спецтехники.
Первым отечественным трактором массового производства стал колесный СТЗ 1, который производился с 1930 года в Сталинграде, а позже — и на многих других заводах. Предназначался для вспашки почвы. Машина имела керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31 л.с. и могла «разгоняться» до 7,5 км/час. Всего было выпущено больше 390 000 тракторов.
Трактор Т-40, он же «сороковка», выпускался в Липецке с 1961 по 1995 год. Т-40 был оснащен дизельным двигателем до 50 л.с. и умел пахать, косить, метать стога, чистить улицы от снега и даже просто перевозить грузы по неприветливым сельским дорогам. Многие машины до сих пор на ходу.
Гусеничный трактор Т-4 выпускался на Алтае с 1964 по 1970 год. Машина оснащалась дизельным движком мощностью от 90 до 130 л.с. Именно за мощность его ценили и в сельском хозяйстве — Т4 был незаменим при вспашке целины, и в строительстве, ведь самой известной модификацией Т4 стал бульдозер, который в народе прозвали «утюг».
Промышленный трактор Т-170, тоже гусеничный и тоже мощный (до 180 л.с.) сходил с конвейера Челябинского тракторного завода с 1988 по 2002 год. Был известен тем, что его модификаций существовало больше 80, от сельскохозяйственных до дорожно-строительных.
Трактор-бульдозер Т-330 начали производить в Чебоксарах в 1975 году, и он был настолько прогрессивным, что машину выпускают и сейчас. Герметичная передняя кабина, 330-сильный двигатель, воздушное охлаждение, гидромеханическая трансмиссия. Трактор предназначен для земляных работ в строительстве, мелиорации и горном деле, в том числе в условиях Арктики.
Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива» производился заводом «Ростсельмаш» с 1972 по 2017 год. Оснащался несущей молотилкой, навесной жаткой и навесным копнителем. Цифра 5 в названии означает 5 кг зерна в секунду. Был самым самым распространенным зерноуборочным комбайном в СССР.
Трактор К-700 «Кировец» начали производить в Ленинграде в 1962 году как мощную сельхозмашину, и выпускали в самых разных модификациях (вплоть до дорожно-строительной, лесозаготовительной техники, погрузчиков и бульдозеров) более 30 лет. Мощность двигателя до 300 л.с., относительно высокая скорость, резиновые колеса, которые не портили почву и асфальт, сделали «Кировец» очень популярным.
Советские автокраны в основном выпускали в Иванове. Завод начал работу в 1954 году и продолжает ее и сегодня. В СССР мощные и при этом компактные краны марки «Ивановец» с полноповоротными телескопическими стрелами монтировались на самые разные шасси, от МАЗа до «Урала», и выполняли самые разные строительно-монтажные работы в городской среде.
В 1983 году Калининский экскаваторный завод начал производство колесного экскаватора модели ЭО-3323. Эти слегка неповоротливые желтые машины многие из нас встречали на стройплощадках и на городских дорогах, ведь с некоторыми модификациями экскаваторы производились до 2001 года.
Отечественные дорожные катки стали производить на заводе в Рыбинске еще в 1931 году. А, пожалуй, одной из самых знаменитых их моделей стал мощный и производительный ДУ-47, который начали выпускать в 1971. С помощью этого катка построены тысячи километров дорог. В документации обращает на себя внимание максимальная скорость — 7,5 км/ч, поэтому гонки, которые устроил на таком катке Волк из «Ну, погоди!» начинают смотреться еще удивительнее.
Отечественная спецтехника востребована и сегодня, более того — она становятся всё популярнее!