В фондах Военно-медицинского музея бережно хранятся фотографические альбомы первого Всесоюзного лагеря-санатория «Артек». Продолжаем знакомить наших читателей с повседневной жизнью «Артека» 1930-х годов, запечатленной на черно-белых снимках.
Отбор пионеров проводился по специально разработанным медицинским
показаниям. В лагерь направлялись ребята с туберкулезной, неактивной или
слабоактивной интоксикацией без определенной локализации, реконвалесценты, с функциональными заболеваниями нервной системы, переутомлением и нерезко выраженными формами малокровия. Абсолютными противопоказаниями были заразные болезни, такие как трахома, стригущий лишай, чесотка и др.
Для руководства отбором пионеров З.П.Соловьёвым был командирован в
Ленинград, Иванo-Вознесенск и Самару врач Иванов. Первыми артековцами стали ребята из промышленных городов, где малыши росли «… меж высоких стен, в тесноте и бедности». Среди пионеров были также и крестьянские дети из Самары, здоровье которых жестоко пострадало во время голода. В правилах приема был оговорен и возраст пионеров - 11-15 лет. Пионеров пятнадцатилетнего возраста в каждой группе должно было быть не более двадцати.
Медицинское обследование детей, прибывших в лагерь, начиналось с третьего дня, проводилось по звеньям и заканчивалось через 5 дней при одновременной работе двух врачей. Из рассказа о первых четырех сменах Федора Федоровича Шишмарева - главного врача лагеря, известно, что общее состояние и питание подавляющего большинства детей при поступлении в лагерь было отмечено, как плохое. То же самое наблюдалось и в отношении мышечной силы. Работа дыхательных мышц у ребят была слабая и неправильная, в результате чего наблюдалась плохая вентиляция легких. Количество детей с плохим аппетитом, быстрой утомляемостью, головокружениями и головными болями было также очень велико.
Для оздоровления ребят намечался месячный срок пребывания в лагере, первые десять дней которого отводились на медицинское обследование и акклиматизацию. Но уже опыт первых четырех смен показал, что месяца для поправки здоровья крайне мало. Дети адаптировались к новой обстановке и условиям жизни в лагере значительно дольше, чем взрослые. Впоследствии по предложению главного врача Шишмарева был установлен шестинедельный срок отдыха детей в лагере.
В программу оздоровительной работы входили: повторные и подробные
обследования пионеров, широкое применение природных методов лечения, строгое выполнение режима, внедрение гигиенических навыков, занятия физической культурой, медикаментозное и другое лечение заболеваний, санитарно-просветительная работа. Результаты работы не замедлили сказаться: ребята уезжали после отдыха с улучшением общего состояния и местных изменений. Средняя прибавка веса составляла 1,5 кг, среднее увеличение % гемоглобина - 8%, жизненной емкости легких - 300.
Материалы, посвященные развитию отечественного здравоохранения того периода, посетители смогут увидеть в зале «Военно-санитарный музей. Советская медицина 1920-1930 гг.», который откроется после реэкспозиции уже в этом году.