Найти в Дзене
Прожектор оборонки

Какие российские системы ПВО воюют в зоне СВО

В СССР было три вида противовоздушной обороны: ПВО территории страны, ПВО Сухопутных войск или войсковая ПВО и ПВО Военно-морского флота. Сегодня главной действующей силой в зоне СВО является войсковая ПВО.

Войсковую ПВО в зоне СВО представляют системы и комплексы С-300В, «Бук», «Оса-АКМ», «Тор-М1», «Стрела-10М3, «Стрела-3», «Игла», «Тунгуска-М», «Пацирь-С1». Все эти системы и комплексы были созданы в СССР.

О системе С-300В рассказывать нечего, так как целей для нее нет. Было бы интересно посмотреть, как эта система работает, если бы американцы поставили Киеву самолеты «стелс» и оперативно-тактические ракеты. Но их нет и С-300В молчит.

Комплекс «Бук» разработан в НИИП им. Тихомирова (г. Жуковский) под руководством А.А.Растова. В этом НИИ созданы все модификации «Бука». Первый из комплексов «Бук» был принят на вооружение в 1979 году. Комплекс предназначен для защиты армий, армейских корпусов, танковых и мотострелковых дивизий Сухопутных войск. Способен бороться с высокоманевренными самолетами фронтовой авиации, авиабомбами с телевизионными ГСН, низколетящими вертолетами. Производство освоено Ульяновским механическим заводом.

Самой массовым стал принятый на вооружение в 1985 году «Бук-М1». Последними по времени модификациями являются «Бук-М2», «Бук-М1-2», «Бук-М3».

Ракеты для всех модификаций, кроме «Бук-М-1-2», разработаны в екатеринбургском ОКБ «Новатор» под руководством Л.В.Люльева. С 1977 года ЗУР комплексов «Бук» выпускает Долгопрудненское НПП. В 1994-1997 годах коллективом Долгопрудненского НПП под руководством В.П.Эктова была самостоятельно разработана ракета 9М317 для ЗРК «Бук-М1-2».

«Бук-М3» - последняя по времени и самая тяжелая работа НИИП, затянувшаяся на 20 лет, с 1990 по 2011 год. Модификации «Бука» способны эффективно бороться с самолетами, крылатыми ракетами, зависающими вертолетами на дальности до 45 км и высоте до 25 км, с тактическими баллистическими ракетами на дальности до 20 км.

Комплекс «Оса» разработан в московском НИЭМИ под руководством В.П.Ефремова (ныне – Центр НИЭМИ концерна ВКО «Алмаз-Антей»). С 1971 года находится на вооружении. Это автономный мобильный комплекс, предназначенный для защиты мотострелковых и танковых дивизий от атаки низколетящих целей.

Конструкторам «Осы» впервые удалось все средства разместить на одном самоходном шасси. Для 1971 года, когда вся аппаратура была громоздкой и тяжелой, это было высочайшей технологией. Более того: комплекс плавающий и стреляет на плаву.

Последняя по времени модификация комплекса «Оса-АКМ» разработана и принята на вооружение в 1980 году. Этот комплекс способен бороться с самолетами на дальности до 10 км и высоте до 5 км, с беспилотниками, с вертолетами, зависающими на предельно малой высоте. Эксплуатируется вот уже более 40 лет. Боевые машины выпускает Ижевский электромеханический завод «Купол».

Ракеты для комплексов «Оса» и «Оса-АКМ» разработаны в МКБ «Факел» (г. Химки) под руководством П.Д.Грушина. Выпускаются на кировском заводе АВИТЕК.

Экспортные варианты под названием «Ромб» поставлялись в страны Варшавского договора, Индию, Ирак, государства Ближнего Востока, Африки и Азии, в Грецию, воевали в Сирии и Ливане. Всего их закупили 25 стран мира.

По первоначальному замыслу комплекс «Тор» должен был заменить в Сухопутных войсках комплекс «Оса». Однако из кадров кинохроники Минобороны России видно, что в СВО участвуют и «Осы», и «Торы». Либо «Осы» имеют какие-то неоспоримые преимущества, либо «Ос» создано так много, что их, конечно, целесообразно использовать. Они недорогие и простые в эксплуатации. Очень хорошо проявляют себя в тех случаях, когда используются в составе эшелонированной системы ПВО. Зенитчики говорят о них так: «С «Осой» в бой, как с пистолетом, - эффективно и безотказно».

Разумеется, комплексы «Оса» уже устарели и весьма уязвимы при атаках современных ударных дронов.

«Тор» был создан в НИЭМИ под руководством И.М.Дризе для защиты дивизий и полков Сухопутных войск прежде всего от нападения крылатых и тактических баллистических ракет и беспилотников. Также может эффективно бороться с управляемыми авиабомбами, низколетящими самолетами и вертолетами. Вместо ракеты 9М33 комплекса «Оса» применяется ракета 9М330.

Комплекс принят на вооружение в 1986 году. Производство осуществляет Ижевский электромеханический завод «Купол». Ракета создана в МКБ «Факел», выпускаются ракеты в Кирове, на предприятии АВИТЕК.

Последняя по времени и самая массовая модификация «Тор-М1» была принята на вооружение в 1991 году. Комплекс максимально автоматизирован, может поражать сразу две цели на дальности до 12 км и высоте до 6 км.

Сообщается о поступлении на вооружение комплексов «Тор-М2» и «Тор-М3». Публикуются фото этих машин в арктическом исполнении и на колесном шасси. На кадрах кинохроники в зоне СВО я таких машин, разумеется, не видел.

Большое количество «Торов» поставлено в Китай. Активно закупали комплексы Венесуэла, Греция, Алжир, Египет, Иран, Кипр, Перу, Марокко…

Разработка комплексов с малогабаритными ракетами началась в 1960 году одновременно в коломенском КБМ под руководством С.П.Непобедимого и московском ОКБ-16 под руководством А.Э.Нудельмана (ныне – Кбточмаш).

Нудельман в 1968 году сделал самоходный комплекс «Стрела-1», установленный на колесном вездеходе БРДМ. Непобедимый сделал носимый комплекс «Стрела-2».

«Стрелы» имели высокую популярность в мире и приносили СССР огромную прибыль в валюте. Их закупили Югославия, Ирак, Сирия, Северный Йемен, Индия, Вьетнам, Алжир, Ангола, Бенин, Египет, Гвинея, Ливия, Мадагаскар, Мали, Мавритания, Мозамбик, Никарагуа, Куба и др. страны мира.

Боевые машины для комплексов Нудельмана выпускал Саратовский агрегатный завод, ракеты – Ковровский механический завод. Последние по времени модификации Кбточмаш «Стрела-10М2», «Стрела-10М3», «Стрела-10М4» установлены на гусеничном тягаче МТЛБ производства Харьковского завода. Предназначены для защиты танковых и мотострелковых полков от нападения низколетящих самолетов и вертолетов. Дальность поражения целей – до 5 км, высота – до 3,5 км.

«Стрела-10М3» находится на вооружении с 1989 года, «Стрела-10М4» - с 2009 года. Боевая машина комплекса «Стрела-10М3» имеет пассивный радиопеленгатор цели. Радиопеленгатор позволяет обнаруживать воздушную цель с включенными радиосредствами. Оптическая ГСН обнаруживает контрастную цель на фоне неба. Дополнением фотоконтрастного канала служит тепловой (инфракрасный) канал. Все вместе – радиопеленгатор, фотоконтрастный и инфракрасные каналы – позволяют наводить ракеты на любые цели в любых условиях противодействия.

В дополнение ко всем системам наведения «Стрела-10М4» имеет телевизионную систему захвата цели и наведения на нее ракеты. Новейший комплекс «Сосна» имеет лазерно-лучевую систему наведения.

Разработкой ПЗРК для стрельбы с плеча занималось коломенское КБМ. Предстояло создать ракету массой не более 15 кг. Поначалу в осуществимость этого плана мало кто верил, так как миниатюрная ракета должна была найти в огромном небе маленькую точку – летящий на сверхзвуковой скорости самолет – и сбить. Непобедимому удалось решить эту сложнейшую задачу. В 1969 году его комплексы «Стрела-2» были отправлены в Египет, где они начали сбивать израильские самолеты один за другим.

В 1974 году был принят на вооружение ПЗРК «Стрела-3». Тем временем на самолетах НАТО были установлены мощные тепловые ловушки, а летчики научились маневрировать с предельными перегрузками, уходя от обстрела ПЗРК. Для борьбы с самолетами в новых условиях был создан комплекс «Игла». Дальность стрельбы была увеличена до 5 км, высота – до 3,5 км. Боевая часть стала работать по методу «заглубленного подрыва». При попадании в цель взрыватель срабатывал не сразу, а с опозданием. В это время ракета проникала вглубь фюзеляжа или двигателя и, наконец, взрывалась. Взрыв наносил такие повреждения самолету, после которых он мог уже только падать камнем на землю.

Последними по времени модификациями переносных комплексов являются «Игла-С» и «Верба». Сообщается, что их научили справляться с беспилотниками. Серийный выпуск ПЗРК осуществляет Ковровский завод им. Дегтярева.

ПЗРК предназначены для защиты танковых и мотострелковых полков от нападения низколетящих самолетов и вертолетов. «Игла» была принята на вооружение в 1983 году.

Установить на плече бойца радиолокационный комплекс невозможно. Поэтому ПЗРК имеют инфракрасное наведение и оптическую ГСН. Для борьбы с самолетами и вертолетами, оснащенными турбореактивными двигателями, комплексы эффективны, так как реагируют на излучаемое тепло. Но появление беспилотников с поршневыми и электрическими двигателями резко снизило их эффективность. Эти беспилотники излучают слишком мало тепла, чтобы стать заметными. Они также малозаметны для фотоконтрастной системы наведения. С такими целями справляются только самоходные ЗРК.

Зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска» разработан в тульском КБП под руководством А.Г.Шипунова и принят на вооружение в 1982 году. Комплекс «Тунгуска-М» был принят в 1990 году.

Комплекс предназначен для защиты танковых и мотострелковых полков. Имеет восемь ракет и две 30-мм пушки для борьбы с воздушными целями на дальности до 8 км и высоте до 3,5 км. Радиолокаторы выпускались на Ульяновском мехзаводе, пушки – на Тульском машзаводе, ракеты – на Кировском заводе «Маяк». Комплекс может эффективно бороться с беспилотниками.

Предшественником «Тунгуски» является самоходный зенитный комплекс «Шилка». Он был создан очень давно – в 1962 году. Ракет не имеет, вооружен 23-мм пушками. Сегодня, несмотря на глубокую старость, продолжает работать в зоне СВО, но не как зенитный, а как полевой артиллерийский комплекс с задачей уничтожения живой силы противника. Вести борьбу с беспилотниками его 23-мм пушки не могут: точность наведения недостаточна, а разлет осколков 23-мм снарядов не позволяет компенсировать недостаточную точность наведения.

На смену «Тунгуске» пришел зенитно-ракетно-пушечный комплекс ближнего рубежа «Панцирь-С1», который первоначально назывался «Тунгуска-3». Средства комплекса впервые установили не на гусеничном, а на колесном шасси. Сухопутные войска отказались его принимать, так как, по их мнению, он не мог сопровождать и защищать танковые колонны на марше, ибо колесные шасси вязли в глубоком снегу и в непроходимой грязи.

Комплекс приняли для защиты РВСН от террористов. Позже оказалось, что он хорошо борется с беспилотниками, крылатыми ракетами, управляемыми авиабомбами и т.д. С беспилотниками могут эффективно бороться и «Оса», и «Тор», и «Бук». Но в этих случаях на первый план выходит критерий «стоимость – эффективность». Ракеты этих комплексов слишком дорогие и мощные. Применять их по беспилотникам – все равно, что стрелять из пушек по воробьям.

Главными целями российских ЗРК в зоне СВО являются находящиеся на Украине старые советские самолеты и новые беспилотные летательные аппараты. Как эффективно сбивать свои собственные самолеты нам хорошо известно. Поэтому со стороны Украины они либо вообще не летают, либо сразу сбиваются. Основную массу целей представляют дроны. Для борьбы с дронами эффективны «Тунгуска-М», «Панцирь-С1» и «Стрела-10М». Это относительно недорогие комплексы с относительно недорогими средствами поражения. С-300В, «Бук», «Оса», «Тор» - это скорее оружие сдерживания: если знаете, какое оружие вас ожидает, так и сидите тихо!

И последнее. Масштабные боевые действия на протяженной линии фронта требуют массового применения всех видов вооружения. Массовое производство ЗРК было только в СССР. Выпуск до 50 ракет одного типа в год считался опытным, осуществлялся либо на опытном производстве КБ, либо на опытном производстве серийного завода. Эти ракеты использовались для проведения наземных и летных полигонных испытаний.

После завершения испытаний начиналась серия, достигавшая, зачастую, выпуска 1000 однотипных ракет в год. Лишними они не были. Ежегодно, с марта по октябрь, на полигоне Ашулук проводились учебно-боевые стрельбы, в которых участвовали все зенитные ракетные дивизионы со всех концов страны. За это время они отстреливали такое количество ракет, что склады и арсеналы Вооруженных Сил СССР пустели.

Но ничего страшного не происходило. Серийные заводы работали на полную мощность. В IV квартале текущего года и в Iквартале следующего года они поставляли войскам ПВО столько ракет, что их хватало и для боевого дежурства, и для проведения новых учебно-боевых стрельб. Подготовка войск была на высшем уровне. На высшем уровне была и работа советской оборонной промышленности.

Читайте канал «Прожектор оборонки»

Михаил Первов