Добрый день, друзья!
Вы заметили, сколько на наших улицах появилось китайских машин? И день ото дня их все больше и больше! И выглядят они все круче и круче! Мы начали засматриваться и провожать взглядом китайские авто!!! Что происходит с этим миром?
До недавнего времени многие относились к китайским телегам как дешевой альтернативе известных марок. Бэхи, мэрсы, опели, тойоты, ниссаны и хонды. Не говоря уже о Феррари и Ламборджини. Какой Китай? О чем вы?
Тот, кто садился за руль Cherry Amulet впускал тихую грусть в свое разгоряченное сердце.
Помните его уровень безопасности и количество звезд NCAP? Ролик с краштеста до сих пор стоит у меня перед глазами. От машины остался только багажник!
Уровень надежности соответствовал цене автомобилей и казалось так будет всегда.
Красочная обертка снаружи, и дохленько внутри.
Но… Как говорил известный персонаж из фильма Пираты карибского моря: «Кажется ветер-то переменился…».
В нашем исследовании мы хотим разобраться, что же сейчас происходит в мире машин, понять роль и место Китая в глобальном автомобильном бизнесе.
Ответим на вопрос: на чем будут ездить наши дети в будущем?
И самое главное. Подумаем: станут ли все автомобили в мире «китайскими»?
Об этом в нашем специальном китайском выпуске.
Ready, steady, go!.
Шанхай-2023. В каком павильоне стояла Lada Priora?
Чтобы сходу разрушить ваше возможное пренебрежение к «китайскому» автопрому, давайте сначала отправимся в Шанхай, где в этом году прошел международный автосалон.
И на этом автопати безжалостно тесня Париж, Женеву, Лондон и Нью-Йорк, Китайцы взорвали постковидную, автомобильную, атомных масштабов бомбу.
Обалдели все и больше всех- европейцы.
Давайте вместе оценим масштаб Шанхайского автосалона 2023.
На выставке было представлено более 1200 моделей! Явлено миру почти сто совершенно новых разработок, более 50 концептов и почти три сотни автомобилей, работающих на новой энергии. И большая часть их из Поднебесной!
Просто огромные цифры для одного автосалона.
Если сказать, что европейцы были напряжены, то это ничего не сказать.
Энергия китайского наступления чувствовалась повсюду.
Особый интерес у посетителей вызывали новые игроки авторынка.
Итак, запоминаем новые имена в авто мире! Здесь и далее в оригинальном произношении. Возможно совсем скоро у кого-то из вас появится авто одной из этих марок: NIO (Нио), XPeng (Сяо-пэн), Zeekr (Зикр) и Yangwang (Юань-хан). их стенды. собирали огромные толпы зрителей.
Nissan ,Honda, Cadillac, Chevroletотнюдь не были избалованы таким вниманием.
Давайте пробежимся по наиболее интересным представителям китайского дизайна 2023 года, чтобы у вас сформировалось понимание того, как сейчас выгядит четерыхколесный «китаец». Экспонатов было огромное количество. Мы намеренно опускаем иностранные достижения и говорим в данном видео только о Китае.
Yangwang U8 (Юань-хан Ю 8) от BYD (Би я ди). Электрический внедорожник для бездорожья. Ценник в районе 125 000 долларов. Огромный табун из 1000 лошадей под капотом!
На нем применена Технология Yisifang (Исифанг), которая включает четыре независимых двигателя, установленных на каждом колесе. Внедорожник может поворачиваться на 360 градусов на одном месте! Данная технология позволяет сохранить контроль над автомобилем в случае повреждения одного колеса. Новая система полного привода в сотню раз более резвая, чем традиционная!
Yangwang U8 благодаря водонепроницаемому корпусу способен форсировать даже небольшие водоемы.
Интерьер, как и у всех современных китайских авто будет оборудован огромной ЖК-панелью приборов и большим центральным сенсорным экраном.
Максимальная мощность каждого из четырех двигателя составляет 325 л.с., а максимальный крутящий момент достигает 420 Нм. (ньютон метр)
Разгоняется до 100 км/ч за 3 секунды! Внедорожник! Это нормально?
Что же ждать от суперкаров, если внедорожники стреляют как пули?
Смотрим на Yangwang U9. Суперкар.
Опять от BYD. И у него уникальная система подвески, не похожая ни на одну другую.
Она позволяет менять высоту подвески независимо на разных колёсах. А также может подпрыгивать на месте, отрываясь всеми колесами от земли.
Думаете это все ради выпендрежа? Отнюдь нет! Благодаря адаптивной подвеске «сверхкар» может двигаться ровно и на трех колесах! Например, вы прокололи или напрочь отломали колесо наехав на открытый люк. Машина доедет в ремонт и на трех.
Вы скажете, что это ерунда! Мол не часто колесо отлетает! Все так. Но это характеризует уровень развития технологий! Это совершенно новая интеллектуальная система управления кузовом автомобиля, и она чисто китайская!
Эту систему также можно использовать для уменьшения крена кузова, предотвращая риск опрокидывания. А также при других резких маневрах с продольными и боковыми перегрузками.
А еще данный аппарат способен проехать 700 км на одной зарядке.
Далее наш глаз радует HiPhi Y(ХИ ПХИ ЙИ) !
Его производит Human Horizons . Завод основан совсем недавно в 2017 году. И на этом автосалоне они представили свой новый среднеразмерный кроссовер HiPhi Y.
Тоже электрический. Полноприводная версия выдает 505 л.с. на двух моторах. Едет на одной зарядке до 800 км.
Интересный дизайн. Задние двери составные. Синхронно с основной панелью вверх поднимается часть крыши вместе с секцией бокового остекления. Дверных ручек нет. В кузов по кругу интегрированы органы искусственного зрения.
NIO Electric Performance 9
Производит этот шедевр компания NextEV. Также на каждом колесе по мотору. Каждый имеет свою коробку передач. Как вы понимаете Китайцы любят нынче ставить каждому колесу по мотору. Суммарная мощность в 1360 л.с. Машина стреляет за 2,7 с до сотни.
Nio EP9 борется за звание быстрейшего суперкара на планете!
Он на трассе обогнал Mercedes-Benz SLS AMG ED. В процессе езды на нем перегрузки достигают 3 единиц! Поэтому пилот размещается в специальном сидении!
Строительство одного гиперкара обходится более чем в $1 млн.
Вы уже поняли, что китайцы наступают? И наступление это бешеное!
И планы у них завоевать клиентов не демпингом, а качеством. Время дешевых китайских машин проходит. Они входят в премиальный сегмент. Некоторым придется потесниться или вообще уступить место.
Но как так вышло и почему у них получилось? Думаю, пришло время отправиться в недалекое прошлое и покопаться на чердаке китайского дедушки.
«Не очень» Древний Китай.
День рождения китайского автопрома Синь Цзиньпин по традиции отмечает 15 июня.
В далеком 1953 году в Пекине в этот день начала свою работу FAW(Фав). Это старейшая и наипервейшая, по крайней мере по официальным данным, китайская компания, которая выпускает автомобили и сейчас.
First Automotive Works, что в переводе означает «Первый автомобильный завод».
Я думаю, вы часто видели их шильдик на проезжавших мимо китайских авто.
И кто же стоял у истоков китайского автопрома? Кто создавал производственные площади и обучал персонал? Есть мысли?
конечно же старый, добрый Союз Советских Социалистических Республик!
Завод начал работу в Чанчуне и был создан по образу и подобию советского Завода имени Ленина. Проходные этих автогигантов были похожи как две капли воды. Вот только FAW цветет и пахнет, а ЗИЛа с нами уже нет. Персонал компании стажировался в СССР. Тогда компания производила одну единственную модель грузовика Jiefang (Цзефан). В переводе с китайского Jiefang -«освобождение». Он представлял из себя копию советского грузовика ЗИС-150.
В 1958 году в производство был запущен Jiefang CA-30, являвшийся копией советского полноприводного трёхосного грузовика ЗИЛ-157.
Был еще правительственный лимузин, похожий на советскую чайку- Hongqi (Хун Ци) CA72.
Марка Hongqi, что в переводе означает «красное знамя», сейчас является премиальным подразделением FAW. Именно на авто этой марки передвигается Председатель Си.
Посмотрите на его премиальный лимузин Hongqi L5.
Ретро-дизайн Hongqi L5 напоминает красивые винтажные машины из прошлого, но выполнен по современным технологиям.
С начала своего основания, Hongqi производила исключительно представительские автомобили.
Ранее на этих автомобилях ездили исключительно партийные руководители, но теперь такая возможность появилась у всех, чей карман оттягивают лишние 6 млн юаней. Для сравнения длиннобазный Mercedes-AMG S 63 L 4Matic стоит в районе 3 миллионов юаней.
Hongqi L5 — это очень дорого и очень патриотично!
Едем дальше по истории становления «китайского дракона»
В 1968 году был основан новый завод под вполне логичным названием - «The Second Automobile Works»-второй автомобильный завод, который впоследствии стал называться Dongfeng (Дун Фэн) Motor Corporation. Вторая глобальная корпорация-монстр по производству авто в Поднебесной в настоящее время.
Проследовав некоторое время коммунистическим путем, завещанным самим Лениным, страна и коммунистическая партия Китая поняла, что им нужен свой, особенный китайский путь. В 1978 Китай перешел к Политике реформ и открытости, и стал строить социалистическую рыночную экономику.
В 1980 году первый китайский крестьянин вместо лошади сел на автомобиль.
Дорога свободы передвижения была открыта! И пусть официально владеть частным автомобилем станет возможно лишь в 2000году!
Но китайский миллиард уже получил новую потребность. Колоссальную по своим размерам! А как мы знаем потребность порождает предложение.
И пошло-поехало.
Время СССР стараниями внешних и внутренних сил подходило к концу. И Китайские руководители, вынуждены были проявлять гибкость и дальновидность. Не стали рушить созданное. Взяли все самое лучшее, что можно было взять у других.
И принялись строить свою китайскую автомобильную промышленность, нещадно копируя, заимствуя, а где-то и просто воруя чужие разработки и технические решения.
До начала восьмидесятых годов почти монопольным экспортером автомобилей в Китай был Советский Союз. Но уже к 1985 году глобально возрос импорт автомобилей из Японии.
Ежегодно из страны восходящего солнца ввозилось до 350 тысяч машин. Особым спросом пользовались Toyota и Nissan.
Китайское правительство, стремясь остановить экспансию иностранных фирм на внутренний рынок в это же время поднимает ввозные пошлины, а потом и вовсе вводит мораторий на два года на поставку авто из вне.
Теперь Китай добивается совместного производства легковых автомобилей на своей территории. А кто откажется от такого глобального рынка.
American Motors Corporation (позже поглощенная Chrysler Corporation) начинает производство в Пекине модели Jeep Cherokee.
Немецкий концерн Volkswagen AG запускает в Шанхае производство седана Volkswagen Santana , а французский концерн PSA совместно клепает Peugeot 504.
Но хитрые европейцы собирали машины из готовых узлов и основные технологии производства комплектующих оставались для китайцев недоступны.
Но начало было положено. Объемы выпуска выросли с тысяч до миллиона авто в год к 1992 году!
В начале двухтысячных они производили уже более двух миллионов машин в год и прибавляли по миллиону ежегодно.
А в 2004 году обогнали Японию и США. Теперь ОНИ- крупнейшие производители автомобилей на нашей планете!
За 2022 года Поднебесная произвела по разным оценкам 27 миллионов автомобилей! А знаете сколько всего было выпущено машин в мире за 2022 год? 85 миллионов! По ситуации на прошлый год Китай произвел 32% всех созданных на земле машин!
Чтобы вы могли осознать этот объем, посмотрите на то с какой скоростью в Китае появляются новые машины. Это цифра, можно сказать, в реальном времени. Примерно каждую секунду в КНР сходит с конвейера новый автомобиль!
К этому времени в КНР уже собирают более 100 автомобильных марок! Нет смысла всех их перечислять, просто посмотрите на этот список. И у всех этих марок, трудолюбивые китайцы, жадно перенимают опыт производства, технологии и дизайна.
Теперь китайцы производят автомобилей больше, чем вся Европа и США вместе взятые! И это даже не смотря на значительный спад производства в ковидные годы. Каждая третья машина в мире – «китайская»! Понимаете, к чему все идет?
Если вам интересно как было раньше, то вот вам показатели 2005 года.
66 с половиной миллиона новых авто в мире. 5 миллионов из Китая, 18 миллионов из Евросоюза. 12 миллионов из Сша. За 17 лет Китайцам удалось сделать рывок на 550%!
А что в России спросите вы? За 2021-й в нашей стране было произведено полтора миллиона авто. За 2022 уже всего 608 тысяч. Сколько получится произвести в 2023? Покажет время… А сейчас возвращаемся к Китаю.
Иметь машину это право или привилегия?
При таком производстве и весьма доступных ценах на авто, в Китае ожидаемо начались проблемы перенасыщения авто в городах!
Крупнейшие города КНР, начиная с Пекина и Шанхая страдают от гигантских автомобильных пробок. Рост легкового автопарка сдерживается путем использования «сингапурской» аукционной системы приобретения регистрационных автомобильных номеров, а в некоторых городах и вовсе лотереи!
В Пекине в год разыгрывается не более 62 тыс. номеров. Компьютер на основе случайного выбора определяет будущих обладателей государственных регистрационных номеров. Распределение ежемесячных квот следующее: 88 % резервируется за обычными гражданами, 10 % — за государственными организациями, 2 % — коммерческими структурами.
Хочешь ездить на машине? Жди своей очереди несколько лет, чтобы только поучаствовать в лотерее. 1 к 2031! Именно такой шанс получить номер в Пекине. И эти шансы уменьшаются с каждым годом. Поэтому ждать заветного шанса сесть за руль можно лет 10!
В Шанхае же, организован аукцион, где можно поторговаться с другими желающими за регистрационный номер. Стоимость номеров на рынке огромная. Во многих городах Китая внедряют похожие системы.
Кстати, для владельцев электромобилей таких проблем нет. «Зеленые номера» выдают свободно и довольно быстро. Это система поощрения создана для того, чтобы стимулировать граждан пересаживаться на электротранспорт.
Экологические проблемы, связанные с выхлопом, заставляют заниматься поиском и разработкой альтернативных источников энергии. Гибриды и электромобили в приоритете, сами понимаете! Вы заметили, что все топовые машины на шанхайском автосалоне были электрические?
Итак, пока мы спокойно жили под ясным Солнцем, тихонько ремонтировали Волги, Восьмерки и Десятки у себя в гаражах, там за Великой Китайской Стеной планомерно, ежедневно, от рассвета до заката ковалось китайское автомобильное железо...
У вас начала складываться картина происходящего глобального передела автомобильного рынка? Надеюсь, да.
Но, не смея останавливаться на достигнутом эффекте, мы двигаемся дальше.
Кого съел огромный китайский автомобильный дракон?
В этой части нашего исследования мы узнаем топ самых огромных корпораций КНР. А также познаем кого из западных (да и не только западных) автопроизводителей они поглотили. Поглотили без особых эмоций и сочувствия и даже не поперхнулись.
Помчались потихоньку.
Самая мощная компания Китая – SAIC (Сайк) Motor. Производит более 5 миллионов авто в год.
Далее идет тот самый первый автомобильный завод FAW Group и Dongfeng (Дун Фэн) Motor, каждый клепает более 3 миллионов авто ежегодно.
Следом Changan (Чан Ань)Automobile и Guangzhou (Гуанчжоу) Automobile Industry Group. Объем выпуска больше двух миллионов за тот же период.
На хвост им наступают BAIC (Бэй Ци) Group , Geely (Цзи ли) Holding Group , Great Wall Motors, Chery (Чиури) Automobile и BYD (Би я ди) с твердым миллионом на каждый из заводов.
Для справки: TOYOTA выпускает- более 8 миллионов автомобилей в год, Volkswagen-5 миллионов, Ford- более 3х, БМВ и Мерседеcы приносят счастье 2.5 миллионам пользователей в год каждый, американский GMC не дотягивает слегка миллиона, а российская Лада генерирует чуть-чуть более 200 тысяч изделий. Увы, ученик явно превзошел учителя!
А теперь о тех компаниях, которые распрощались со своими основателями и свою прописку пишут теперь иероглифами.
Вы знали, что знаменитый Volvo принадлежит китайскому автоконцерну Geely (Цзи ли)?
Pirelli-китайскому химическому гиганту Sinochem Holdings?
Saab –под конторлем китайской корпорации Evergrande Group, а Hummer поглощен Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co.
И это далеко не полный список. Доля владения акциями автомобильных европейских и американских концернов китайцами огромна и она растет с каждым днем!
Не обошлось и без российско-китайской дружбы. А именно общем совместном проекте Москвич 3, о котором вы наверняка слышали.
Данный автомобиль серийно выпускается с ноября 2022 года на заводе «Москвич» в Москве.
Процесс освоения выпуска автомобиля рассчитан на несколько этапов.
На первом этапе автомобиль будет полностью собираться на заводе в Китае. Там же его обратно разбирают и перевозят контейнерами в Москву. И опять на сборочной линии собирают, устанавливают фирменный шильдик с маркой «Москвич», правда его также штампуют в Китае.
На крайнем этапе планируется начать выпуск российского электромобиля из основных российских важнейших компонентов на собственной универсальной платформе (электродвигатель, батареи, редуктор).
Интересно, останется ли москвич из Москвы белокурым москвичом или будет все-таки с узким прищуром глаз? Поживем-увидим.
Lotus, Ferrari, Lamborghini и Porsche переезжают в Поднебесную?
Спешим сообщить, что Lotus теперь цветет на китайские деньги и контролируется тем же Geely (Цзи ли), который выделяет 2 миллиарда долларов на его развитие.
Планы амбициозные: Lotus должен превратиться в полноценного конкурента Ferrari, Porsche и оранжевого Lamborghini.
А ведь давно Lotus нас не радовал, не так ли? И вот они вернулись! Да еще как!
Новинка называется Evija и была разработана Lotus совместно с компанией Williams Advanced Engineering.
Это самый мощный электромобиль в мире!
Благодаря использованию четырех электродвигателей, по одному на каждое колесо, мощность Evija составляет 2000 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент аж 1700 Нм.
С места до 100 км/ч Evija разгоняется менее, чем за три секунды. Менее чем за 6 секунд в 200 км/ч. А если пройдет 9 секунд на спидометре будет уже 300 км/ч.
Сейчас Lotus выпускает порядка 1500 автомобилей в год, тогда как Ferrari – более 8 тысяч, а Porsche – более 200 тысяч! Но главное – Ferrari и Porsche более известны в мире и они более технически совершенны! Задача превзойти их с конструкторской точки зрения и утереть нос в объеме продаж.
Слава Всевышнему! Ferrari и Lamborghini остаются итальянскими. Пока… Но у них появляется очень сильный конкурент. И у этого конкурента денег столько, что мало не покажется!
И тут другой новый игрок рынка премиальных авто делает хук справа.
Китайский автопроизводитель Hongqi планирует создать и выпускать собственный гиперкар S9 в самом сердце автомобилестроения – итальянском регионе Эмилия-Романья. Модель составит достойную конкуренцию местным скакунам из конюшен Ferrari и Lamborghini.
В итальянский проект вливаются значительные инвестиции из Китая. Ожидается, что потраченный 1 миллиард евро позволит FAW в будущем продавать до миллиона автомобилей Hongqi в год.
Оцените, вице-президентом по стилю и дизайну FAW стал Вальтер де Силва.
Облик Alfa Romeo 156, Audi R8 и A5, а также VW Scirocco рождался при его участии. Разработка дизайна Hongqi S9 уже завершена. С нетерпением ждем!
Но как же инженерам Поднебесной удалось так красиво научиться рисовать?
Отправляемся в «Школу китайского автодизайна»
Китайская Школа автомобильного дизайна набирала в первый класс в далеких пятидесятых годах. Тогда там преподавали советские эксперты. Китайцы просто собирали машины по чертежам, не привнося заметных изменений в конструкцию и внешний вид машин. Помните, рассказанную ранее историю про Первый автомобильный завод?
Но так продолжалось совсем не долго.
На втором этапе своего развития они начали беззастенчиво копировать ведущие автомобильные бренды, меняя иногда оптику, решетки радиаторов и всякие нашлепки по мелочи. Вот вам для примера Dongfeng СА71, который внешне копировал французский седан Simca Vedette. А Dongfanghong (Дун Фан Хун) как две капли похож на нашу Волгу 21ю.
Посмотрите на Hongqi с серийным номером вместо названия CA722 и еще много 0A9EL. Китайский кабриолет переделанный из Audi 100 C3.
Примеров масса, останавливаться не будем. Впереди нас ждет масса интересного!
На третьем этапе инженеры страны, расположенной ближе остальных к небу (по их мнению), начали практиковать жуткие по своей смелости и корявые по своей эстетичности эксперименты по скрещиванию нескрещиваемого и сочетанию несочетаемого.
Морду от одной машины прикрепляли к заднице от другой, между ними втискивали салон от третьей. Называли это пламенящим сердце названием и отправляли колесить по свету.
Немного пройдемся по этому автоужасу. И заодно сыграем в «угадай у кого украли».
Начнем с сложности «новичок». Встречаем с трепетом и унынием Luxing iStar! Думаю, тут не нужно много времени, чтобы догадаться что это (пауза) - китайский «Мерседес» для бедных с нереализованными амбициями.
А вот Qifeng K7. Этот «гольф кар» идеально подойдет, чтобы дети зажиточных родителей ездили на нем в детский сад. Тут тоже довольно просто. Это «смелая» поделка на небезызвестный «Гелик». А, что, мощно, молодо, дерзко! Ну… и почти похоже.
Вот тут немного посложнее. «Невероятный» Shandong Qilu Fengde P8! Тихая грусть в его глазах слабо напоминает могучий… пам пам…Bugatti Chironу! Получился страшненький близнец, но зато более доступный простому любителю скорости. Максимальная скорость целых 65 км/ч после чип-тюнинга! Всем скоростям- скорость! Увы, до сотни не разгоняется!
А помните Cherry(Чиури) Tiggo первого поколения и его внешнее сходство со знаменитой Toyota Rav4? У Lifan X60 тоже в родне были рафики но с меньшим участием.
Вот и Brilliance V5 получилась очень похожей на БМВ Х1. Зря что ли завод БМВ выпускает Х1 в Китае в соседнем ангаре? Кто-то похоже спер чертеж потихому…
Кстати, вернемся к Москвичу. Если думаете, что этот копировальный станок работает только в одну сторону, то вот вам Landwind X2! Узнали...?
Как выяснилось, китайский ксерокс готов делать клоны не только именитых мировых брендов. Компания Landwind, удивила своей вариацией на тему вазовского «икс-фейса».
В этот «великий копипаст период» качество сборки продолжало оставаться на невысоком уровне: электрика глючила постоянно, двери то захлопывались то нет, иммобилайзер иногда посылал хозяина по известному адресу, а ручка рычага КПП вместе с чехлом из дешевого кожзама могла остаться в руках на очередном переключении быстрой передачи, ну или не совсем быстрой.
Зато машина ехала. И ехала почти неплохо.
Но вот настал четвертый этап. Накопленные деньги жмут китайские руки, а амбиции выходят за пределы галактики. И Китай начал скупать известных дизайнеров и инженеров по всему свету, зачастую со всеми потрохами, включая сами авто ателье с их кофе-машинами. Большие зарплаты и безудержные перспективы- всем интересны!
Многие компании из Поднебесной открыли свои дизайн -центры в Европе, Японии и США, куда и по сей день заманивают самых известных дизайнеров и вкладывают огромные деньги в развитие собственного стиля. Авто-художникам даже не приходится переезжать для работы в Китай! Работают дома.
Пройдемся немного и по известным фамилиям, так сказать для расширения собственного, ну… или вашего кругозора.
Китайский авто-гигантище Great Wall Motor, которому принадлежит небезызвестный Haval (Ха́фу), назначил на должность шефа своих матерых дизайнеров- британца Фила Симмонса.
Если кто-то не знает, он 10 лет трудился в компании Land Rover. Он креативил такие известные модели машин как Discovery и Discovery Sport, Range Rover Velar, Range Rover Evoque, Range Rover и Range Rover Sport. И вот пример его нового творения. Вместе полюбуемся линиями недавно появившейся в России модели Haval Dargo.
Кевин Райс тоже прибыл усиливать китайскую художественную мысль прямиком из туманного альбиона. Внешний вид автомобилей премиального китайского бренда EXEED-его, английских, рук дело. Возможно, именно его тонко отточенный карандаш начертил первые линии RX-Vision, Mazda CX-3 и MX-5.
Немцы не отстают от жителей британских островов и тоже пашут на Geely Auto Group. И пример этому Штефан Зиллаф. В сентябре 2021 года в его трудовой книжке появилась новая запись. Ранее студии Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen Group и Bentley Motors использовали плоды его фантазий в качестве своих дизайнерских решений. Теперь эти плоды с педантичной аккуратностью накапливает не только Geely, но и подконтрольные ей бренды, такие как Lynk&Co, Proton, Lotus и Geometry.
И это далеко не все звезды с дизайнерского небосвода Китая.
Как думаете, что можно создать с такой мощной командой дизайнеров?
Наверное, то, что не получается у других.
Почему у китайцев получается, а у других нет?
Пол века назад Китай, имел довольно слабую, отсталую экономику.
Но все меняется. За последние 30 лет ВВП страны прибавлял по 10% в год! Такие сумасшедшие темпы просто невероятны! И теперь Китай занимает лидирующие позиции среди мировых экономик.
Как же удалось этой стране достичь таких показателей? Как зарождалось экономическое чудо и каковы его причины?
До исторического пленума коммунистической партии Китая в 1978 году эта страна развивалась медленно. Программа «Большого скачка» Мао Дзедуна принесла в основном разочарование и Ден Сяопин начинает модернизировать экономику. Революционной идеей было провозгласить курс на социалистическую рыночную экономику.
И это первое чудо китайского народа. Они сочетали до селе не сочетаемые понятия. Две экономические системы: планово-распределительная и рыночная, заработали одновременно! Они не стали рушить таким трудом созданное государство, не стали применять шоковые методы перестройки и оказались категорически правы!
Новый правительственный путь назвали курсом реформ и открытости. Ден Сяопин мудро, плавно и последовательно перевел экономический поезд Поднебесной на рыночные рельсы и сохранил при этом коммунистический тепловоз (сейчас, наверное, переоборудован в электровоз)!
Жаль, что этой мудрости не хватило на их соседей!
«Социалистическая рыночная экономика» -так называется их модель регулирования рынка.
Преобразования в промышленности не заставили себя долго ждать.
Промышленные предприятия были почти освобождены от директивного планирования. Их трансформировали в самоокупаемые организации. Теперь они могли самостоятельно продавать свою продукцию. Вместе с тем крупные предприятия стратегического назначения остались под контролем государства.
Государство занималось своими делами и не мешало развитию частного сектора.
Частный сектор занимался своими проблемами и не мешал государству.
Была также сделана ставка на внешние инвестиции, двери Китая открыли инвесторам.
И деньги потекли рекой. Были привлечены миллиарды долларов. К концу девяностых в этой стране работали тысячи совместных предприятий!
На всех этапах проведения реформ органы государственного управления искусно руководили процессом, стараясь не перегибать палку и не переусердствовать.
Кроме того, вспомним, что Китай обладает значительными трудовыми ресурсами. Спрос на бирже труда Поднебесной значительно больше предложения.
Отсюда низкие зарплаты и высокая производительность. А производители радуются низким издержкам. Собирай да собирай машинки!
Китай сделал упор на развитие именно высокотехнологичной отрасли промышленности, а не на добычу и продажу природных ресурсов.
Ведь кремний дороже и намного выгоднее продавать в виде чипов, а не в виде кремния!
Вектор был взят на экспорт, валютную выручку и освоение новейших технологий.
Пока другие качали нефть, китайцы качали мозги.
Но что можно сделать без разведки? Наверное, ничего серьезного!
И пришли они, «китайские автомобильные разведчики»!
Если на автосалоне нет армии китайцев с фотоаппаратами, то это не автосалон. Или на нем нет ничего нового.
Все, что появляется на этом свете будет изучено ими, отфотографировано, отсканировано, измерено линейкой или другими вспомогательными инструментами.
В их глазах нет и тени стеснения. Они ходят как по одиночке, так и мелкими группами. Открывают капоты, багажники, заправочные лючки. Срисовывают все мелочи без разбора.
Если вы представите публике достойный экземпляр автомобиля, полученный в результате долгой и упорной работы огромного коллектива, помните! Они его скопируют и клонируют! Без эмоций и сожаления.
Кроме того, они выбьют у несчастных представителей брендов всю интересующую их информацию насколько это возможно и насколько болтливым окажется представитель.
Каждый китайский авторазведос придет подготовленный со схемой и подробным планчиком. И сделает свое суровое дело. Как копировальная машина Xerox!
Но не отчаивайтесь, так они поступают не только в автоиндустрии. Так везде!
А что будет, когда все разведано и все построено? Тогда самое время придумать хитроумный коварный план по внедрению своей продукции на мировой рынок.
И здесь Китайцы, владея огромным модельным рядом, для каждой страны разрабатывают индивидуальный план автомобильного вторжения!
План автомобильной экспансии в Россию.
Вернемся к тому, с чего начинали. Новые «китайцы» на нащих дорогах. Давайте посмотрим на чем мы в ближайшее время будем ездить.
Chery (Чиури) Tiggo 9 –флагманский гибридный кроссовер который по размерам сопоставим с Kia Sorento. Под капотом 2-литровый двигатель Kunpeng (кун пэнг) Power плюс стандартный теперь для китайцев электромотор. Суммарную мощность автомобиля мы вам пока не скажем. Знаем только, что полноприводная модификация сможет разгоняться до сотни за 4 с. Обычная версия Tiggo 9 будет привозиться с двухлитровым турбодвигателем мощностью 261 л.с. и восьмиступенчатым «автоматом». Старт продаж должны объявить в ближайшее время. Сколько будет стоить? Наверняка не мало.
Возможно, следом приедет новый гибридный седан Chery Arrizo Star.
Расход топлива всего 3,8 л на 100 км, а до сотни может разогнаться менее чем за 4с.
А вот и полюбившийся нам Exeed. Премиальный сегмент, новое семейство Exlantix. Машины построены на оригинальной платформе и оснащены электрическими силовыми установками.
Вот их представители.
Exeed Sterra ES
Силовая установка может состоять из одного или нескольких электромоторов. Разгон до первой сотни занимает 3 с. Проехать на одной зарядке сможет до 700 км. При этом пополнит батарею до 80% всего за десять минут. А на 150 км уедет если заряжать, пока младший сын завязывает шнурки на коньках.
Exeed Sterra ET. У него силовая установка будет полностью электрической.
Премиальный Hongqi возможно скоро появится на премиальном рынке России. Aurusперестал спать спокойно. Может быть это случится уже в конце этого года.
Какие модели приедут в Россию, пока держится в секрете. Но эти машины при большом желании уже можно найти у нас, если вам нравятся серые схемы.
Например, вы можете захотеть этот Hongqi HS3 с 2-литровым турбомотором мощностью 252 л.с. с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач. А может приглянется Hongqi HS5 с 2-литровым двигателем в 252 л.с. Ну или полноразмерный кроссовер HS7 второго поколения. Он вполне сможет конкурировать с BMW X5 или Audi Q7.
Ну а для любителей танков в нашу страну привезут Tank (Тан Кэ) 500 с гибридной силовой установкой. 2-литровый мотор, электродвигатель и девятиступенчатая коробка передач. Суммарная мощность -400 л.с. Стоимость машины в районе 5 млн руб.
Кому не нравится Tank (Тан Кэ) 500 –тому возможно подойдет Tank (Тан Кэ) 400. Полноприводный брутальный автотанк. Гибрид. Мощность— 408 л.с. и 750 Н·м крутящего момента.
На одной электрике едет до 100 км, а разгоняется до сотни за 7 сек.
А вот и коварнейшие JAC (Джак) QX. Они особо интересны для россиян.
Ведь это новые «Москвичи» с новыми лицами. Но китайцы будут заниматься не только «москвичами», но и собственные модели тоже будут продавать.
JAC JS6-это известная нам бензиновая версия данного автомобиля. Узнаете?
А что же FAW? На бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге возможно будет налажен выпуск машин данного бренда. А продаваться данные модели скорее всего будут под маркой Lada. Lada X-Cross 5, которая является развитием FAW Bestune T77- первая в планах на выпуск.
Ах, так вот где была Лада!
Посмеялись, погрустили и задумались над тем, на чем же будут ездить наши дети?
Наша жизнь течет, и все в ней меняется. Одни производители уходят, другие приходят.
Renault, Nissan и General Motors решили полностью прекратить свою деятельность в России. Другие фирмы пока стараются отмалчиваться и не делать столь резких телодвижений.
Затраты на содержание не работающих заводов- огромны. И это заставит рано или поздно принять то или иное решение. Вот уже и Toyota закрывает фабрику в Санкт-Петербурге, а вслед за ней и Mazda планирует сворачивать свою деятельность.
Автомобили Hyundai и Kia похоже тоже больше не собираются на территории Российской Федерации. Судя по всему, та же участь ждет Volkswagen, Mitsubishi и Mercedes-Benz. Собирать новую продукцию этим заводам попросту не из чего. Ведь даже Lada не может наладить стабильные поставки комплектующих для своих ESP и ABS.
Для компаний из Европы, США, Кореи и Японии ведение бизнеса в России сейчас фактически невозможно, да и вряд ли станет возможным в обозримом будущем. Но как говорится, свято место пусто не бывает!
Те, кто останется, смогут сильно подрости. А те, кто придет, смогут завладеть огромной пустой нишей. Сейчас рынок оценивается в 1.5 миллиона авто в год. И ожидается его рост в будущем.
Сейчас мы с вами уже знаем об уровне развития технологий Поднебесной, о масштабной автоэкспансии Китая по всему миру, о созданных гигантских производствах, о межгосударственных корпорациях.
Мы познакомились с ведущими «китайскими» дизайнерами и узнали, кому принадлежит первенство в скорости и электрической мощи.
Где если не в Китае?
Китай является одним из крупнейших производителей электроники в мире. Многие мировые компании перенесли свое производство в Китай из-за более низких затрат на труд и другие факторы. Благодаря этому, Китай стал центром производства для многих видов электроники, включая электромоторы, чипы, матрицы и другие компоненты.
В списке тех, кто уже перенёс производство входят:
1. BMW - компания начала строительство завода в Шэньяне в 2018 году, где планируется производство электрических автомобилей бренда BMW и Mini.
2. Volkswagen - немецкий автопроизводитель в настоящее время имеет три совместных предприятия в Китае, где производятся автомобили Volkswagen, Audi и Skoda.
3. General Motors - американский автопроизводитель имеет несколько совместных предприятий в Китае, где производятся автомобили Chevrolet, Buick, Cadillac и другие.
4. Tesla - в 2020 году Tesla запустила свой первый завод в Шанхае, где производятся электромобили Model 3 и Model Y.
5. Ford - американский автопроизводитель в настоящее время имеет несколько совместных предприятий в Китае, где производятся автомобили Ford, Lincoln и другие.
Один из главных факторов, который привлекает компании к переносу своего производства в Китай, - это низкая стоимость труда. Работники в Китае получают зарплаты значительно ниже, чем в развитых странах, что снижает затраты на производство.
Кроме того, Китай имеет широкий спектр качественных материалов, необходимых для производства электроники, таких как металлы, пластмассы, стекла и т.д. Это обеспечивает доступность сырьевых материалов и компонентов для производства, что делает процесс более эффективным и экономичным.
Также следует отметить, что Китай активно развивает свою инфраструктуру и технологические возможности, чтобы привлечь еще больше компаний и инвестиций в свою экономику. Например, правительство Китая вводит различные льготы и налоговые ставки для иностранных компаний, что делает Китай еще более привлекательным для инвесторов.
Так с 2018 года Китай снизил налог на импорт электромобилей с 25% до 15%, что сделало экспорт автомобилей более выгодным для компаний, производящих электромобили за границей.
Кроме того, в рамках "Made in China 2025" китайские власти призывают к увеличению доли местных компонентов в производстве автомобилей, чтобы увеличить национальную самодостаточность в этой отрасли. В связи с этим, иностранные компании, которые хотят оставаться конкурентоспособными на китайском рынке, должны инвестировать в местное производство и разработку.
Какое будущее у земного автопрома?
Мы видим, и к сожалению, очень остро чувствуем, что автомобили дико дорожают! Изо дня в день! Каждый год! Уже самое простое авто стоит за миллион рублей. Содержать машину в достойном состоянии не менее дешевое занятие. Все эти ТО, расходники, чистки, мойки, налоги и другие подати жутко снижают стремление к владению собственным металлическим конем.
Такие тенденции преобладают во многих странах. И прогрессивная часть общества, в основном его молодая составляющая нашло выход.
Каршеринг, либо совместная собственность. Зачем единолично владеть автомобилем, если он большую часть дня стоит? Зачем одному платить за его обслуживание, если траты можно поделить с другом или компанией?
Слышите едва уловимые нотки социализма с рыночным уклоном?
Это одна из сегодняшних тенденций и за этим первое будущее.
Почему производить авто должны только большие компании? Сейчас многие детали можно печатать на 3D принтере. Многие узлы можно свободно купить. Современные программы трехмерного моделирования позволяют небольшим студиям проектировать автомобили. Вот и появляются в таких странах как Китай автопроизводители как грибы после дождя. Их, кстати, более 80 по состоянию на 2022 год. И это второе будущее колесных агрегатов.
Зачем жечь дефицитный бензин, загрязнять выхлопом атмосферу, если есть электричество, а так же присутствует возможность его выработки более экологичным способом?
Вам бросилось в глаза, что каждый новейший «китаец» оснащен электродвигателем? А если вдобавок у них там в стране налажено производство этих электроагрегатов в космических масштабах? Сама Вселенная говорит какого вида двигатель ставить на проектируемое авто.
И это третье будущее.
И пока мы не ушли далеко хочу спросить. Знаете, на каких машинах в далеком, далеком прошлом устанавливали электродвигатели по одному на каждое колесо? И уж точно эта идея не принадлежит китайским инженерам! (Ответ- карьерный самосвал -БелАЗ).
Ну и наконец четвертое будущее автопрома- это беспилотники! И здесь Китай тоже на коне. Где расположены заводы, выпускающие электронные платы, привода, антенны, дисплеи? Какая страна собирает талантливых программистов со всего света и платит им достойные зарплаты? Кто больше всех занимается промышленным шпионажем? Думаю, вывод очевиден!
Ясно одно. И это основное правило на нашей планете. Тот, кто не способен бороться за свое существование, и кто не успевает –будет вынужден остаться в прошлом! Будущее не терпит слабых!
Станут ли всё-таки все автомобили «Китайскими»?
Как мы выяснили с вами ранее, на данный момент Китай «штампует» около 30% от общего объема производства автомобилей в мире.
По данным China Association of Automobile Manufacturers, к 2025 году Китай произведет более 30 миллионов автомобилей в год, а если верить McKinsey & Company к 2030 году Китай будет производить 35 миллионов автомобилей в год.
Важно отметить, что данные прогнозы могут быть изменены в зависимости от многих факторов, таких как изменение экономической ситуации в Китае и в мире, изменение потребительских предпочтений, регулирование правительства и т.д.
Как вы понимаете, в ближайшие 10 лет, Китаю светит максимум захват 40-50% мирового автопроизводство. Что будет дальше тяжело сказать наверняка, но вероятность того, что все автомобили в мире будут производиться в Китае крайне мала.
Различные компании по разработке автомобилей будут продолжать развивать производство в других крупных регионах, таких как США, Япония, Южная Корея, Германия и другие, чтобы расширить свои глобальные рынки и снизить риски, связанные с геополитической нестабильностью или рисками логистических задержек.
Тем не менее, Китай продолжит оставаться одним из крупнейших центров производства автомобилей в мире, и его доля в мировом автомобильном производстве будет вероятно продолжать расти и в 2030-х.
Китайская мудрость
«Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелких камешки» - гласит одна из Китайских мудростей.
Как мы смогли убедиться залог успеха скрывается за десятилетиями кропотливой работы. Можно отрицать значимость этого успеха и не верить в то, что Китайский автопром можно воспринимать всерьез. Но я думаю каждый из вас согласится, что Китайцам удалось сделать то, чего хотели бы достичь многие страны и бренды.
Мы являемся свидетелями становления абсолютно нового явления в мировом автопроме. Последний раз что-то подобное было в эпоху расцвета Японских авто. Но это уже тема для совершенного другого выпуска.
Я надеюсь, мне удалось помочь вам разобраться в новой автомобильной реальности. Жду ваши мысли в комментариях. Также не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить наш новый выпуск.
Удачи на дорогах, скорости в мыслях и безопасности в будущем!
Берегите себя! До новых встреч на канале. Спасибо, за внимание!
Еще больше удивительных фактов и историй смотрите в наших видео: https://dzen.ru/readysteadygo?tab=longs