Больше мнений, цитат и артов в моем ТГ-канале: https://t.me/sadlittlebatwh40
Свечи по тыквам расставлены, гирлянды с летучими мышами развешаны, страшное кино забито в плейлист… остается книга по теме. Вообще говоря, страшилки в мире Вечной войны собраны в специальную серию Warhammer Horror, но у нас есть особо подкованный эксперт в области страха. Трепещите: сейчас я буду вас кёрзить!
В Ереси мы простились с нашим экспертом — повелителем VIII легиона, когда его выкинули в космос, предварительно запихнув в стазис-камеру. Добрый Сангвиний, что и говорить, но Керз любого доведет. Казалось бы, Галактика может выдохнуть: главный теоретик и практик нарезания людей на кусочки безвозвратно потерян. Но любой предмет, который болтается в пустоте, может быть найден… Именно с этого начинается повесть «Конрад Керз: Ночной Призрак» Гая Хейли — сольник примарха, о котором у меня сегодня в честь Хеллоуина есть немного очень личного мнения.
Книга построена немного не так, как остальные сольники. Если большинство из них рассказывают о жизни примархов до Ереси и иногда даже до встречи с Императором, — а о жизни молодого Керза было бы интересно почитать, — то в основной линии в повести Хейли Ересь уже давно закончилась. Если кому интересен Керз на Нострамо, то это — к Дембски нашему Боудену, например, очень примечательные эпизоды есть в «Принце воронья». А в «Конраде Керзе…» все начинается с того, что ничем не примечательное торговое судно обнаруживает странный предмет в космосе. Капитан предполагает, что эту штуку можно продать. А когда выясняется, что это стазис-камера с лежащим в ней прекрасным принцем явно сверхчеловеческого фенотипа, то команда приходит к выводу, что ее можно продать задорого. Я не шучу, Керз действительно воспринимается командой как чрезвычайно красивый. Вот только спящий красавец просыпается, и… ну да, ему нужно лететь на Тсагуальсу к сыновьям.
Керз — по-своему уникальный примарх, своего рода Кассандра Империума. Будучи провидцем, он видел только худший вариант развития событий. Это-то и свело его с ума. Но долгое, очень долгое время его безумие не замечали, объясняя дикие поступки плохим характером. Кстати, в реальной жизни с реальными сумасшедшими часто происходят похожие вещи, пока они не превращаются в овощ или не убивают кого-нибудь. Но у Керза, у примарха с легионом террора под рукой, было гораздо больше возможностей расправляться с людьми, чем у обычного маньяка.
Сюжетных линий в повести две. Первая из них рассказывает о жизни Конрада Керза после того, как его нашли в космосе. Весьма примечательно, как он поступил с экипажем и с единственным членом экипажа, которого он до поры до времени оставил в живых. Хейли нагнал сплаттерпанка, гримдарка и безнадеги по самые уши уже в начале. Но гораздо гримдарковее становится эта линия Керза уже на Тсагуальсе с ее плачущими лунами. Самое страшное — это распад личности, потеря здравого рассудка. Если вспомнить Ересь, то Керз в ней уже, мягко говоря, не вполне адекватен. Севатар, правда, верил, что «в нем осталось благородство», но если вспомнить развешанные по кораблю на цепях останки, с которыми примарх беседовал, самоубийственную атаку на «Непобедимый разум», выходки на Макрагге, то благородство получается интересное.
Однако если вспомнить Керза, например, в «Забытой империи» — там он уже безнадежно свихнулся, но при этом силен, бесстрашен, изворотлив, хитер, как бывают хитры безумцы, невероятно опасен, — то в сольнике мы видим уже полный распад. Керз по-прежнему страшен, он по-прежнему убивает все, до чего дотянется, причем изобретательно — друкхари нервно курят в углу. Однако главный лейтмотив его безумия — это прощение. Прощение от Императора, которое он никогда не получит — потому что не просил о нем. И прощение, которое он сам мог бы даровать Императору, который создал Повелителей Ночи как легион террора, не спросясь, а хотел ли Керз превратиться в кровавое пугало.
Впрочем, еще в «Принце воронья» Севатар указывает Керзу, что он и не пытался жить по-иному.
Вторая же линия описывает Керза во времена его лояльной жизни, когда он еще сражался за Империум и пытался внушить сыновьям идеалы справедливости. Именно в этой книге нам подробно расскажут, как уничтожили Нострамо — и почему. Сцена подавления бунта — одна из самых тягостных. Именно в этой книге Керз убьет целую роту молодых десантников за то, что они творили жестокости не ради справедливости или тактической необходимости, а ради собственного удовольствия. При этом не забываем, что тактическая необходимость в понимании Повелителей Ночи — это «запугать до полусмерти всех, кого оставим в живых, чтобы они больше не рыпались». Заодно нам приоткроют, почему Коракс так сильно не хотел, чтобы его сравнивали с Керзом. А потому, что однажды XIX и VIII легионы имели несчастье сражаться вместе…
Попытка Коракса связаться с Севатаром и достучаться до него — бесценна. Как и весь эпизод с молодыми ночниками и Кораксом.
При всей хоррорности этой небольшой повести она оставляет ощущение не столько страха (хотя готовьтесь к довольно тошнотворным моментам), сколько мрачности и безнадежности. Вероятно, у Повелителей Ночи с самого начала не было шансов найти место в том новом счастливом Империуме, о котором мечтал… Император?
А мечтал ли он о мирной империи? Возможно, 8-й как раз требовался ему в качестве средства наведения порядка, ибо на закон и сознательность граждан Император вряд ли рассчитывал, — и заодно в качестве удобного «плохого полицейского». В этом-то и заключается настоящая трагедия Керза. У Хейли очень хорошо получилось ее раскрыть. Пожалуй, сольник Керза — один из лучших в серии «Примархи» с этой точки зрения.
Бонус: