Найти тему
Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ

Дорога в никуда. История двух заброшенных царских железнодорожных мостов

Когда я его увидел впервые, то был поражён. Среди безлюдных степей и холмов Ставропольского плато стоял потрясающий арочный мост. Он был совершенно один, будто след какой-то древней цивилизации. Кажется, что такой грандиозный мост должен вести откуда-то и куда-то, но только не в этом случае. Исполин стоял сам по себе.

Место это находится недалеко от хутора Весёлый и когда-то являлось частью Армавир-Туапсинской железной дорогой, которую называют "призраком царской железной дороги". Появился он среди гор вовсе не случайно и у него есть очень занимательная история.

Армавир-Туапсинскую железную дорогу начали строить в 1908 году. Добиться разрешения на строительство этой ветки местное купечество пыталось ещё с 1875 года. Тогда появилась одна из крупнейших железнодорожных линий в Российской империи соединявшая Владикавказ и Ростов. Больше всего ей были рады владельцы сельскохозяйственных угодий и купцы, ведь теперь свои товары можно было транспортировать гораздо быстрее и сравнительно недорого. Однако дорога не проходила через Ставрополь, что было неудобно для местных торговцев. В 1987 году линия к Ставрополю всё-таки была проложена, но цены на перевозки были необоснованно высокие. В связи с этим торговцам пришлось искать более выгодный способ транспортировки, ибо железная дорога не была для них выгодной. Несмотря на то, что ветка стала крайне непопулярной ценник не снижался.

Без железной дороги купцам приходилось туго. Из-за дорогой транспортировки повышались цены на товар, что делало его менее конкурентным. С этим нужно было что-то делать. Поэтому уже в 1909 году было создано акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги, одна из веток которых должна была проходить как раз через Ставрополь. Главой АО стал инженер П. Н. Перцев. В том же году, чтобы проспонсировать строительство были выпущены акции. Одной половиной владели крупные коммерческие банки и различные промышленники и финансисты. Другая же часть была скуплена купцами, представителями крестьянства и казачества Кубанской области и Ставропольской губернии. Это было чем-то немыслимым, чтобы около половины от всех акций крупного проекта находились по сути в руках народа. От этого Армавир-Туапсинская железная дорога снискала соответсвующую славу "народной железной дороги".

-3

В 1916 году открылась ветка соединяющая Армавир, Ставрополь и село Петровское. Дорога проходила по чрезвычайно сложному рельефу и на ряде глубоких балок и оврагов были построены изящные арочные мосты, в том числе и Веселовский мост. В 1917 дорогу окончательно достроили и активно использовали, но продолжалось это недолго. Кроме открытия АТЖД (Армавир-Туапсинская железная дорога) в стране в этот год случилось ещё кое-что - Октябрьская революция, а вместе с ней и гражданская война.

В 1918 году АТЖД национализировали, но за время гражданской войны она сильно пострадала. Особенно подвергся разрушению участок Армавир-Ставрополь и в 1922 году его полностью закрыли. Спустя ещё какое-то время железнодорожное полотно сняли. Единственным напоминанием о некогда проходившем здесь пути остались два моста: Веселовский и Николаевский, вблизи одноимённой станицы.

На эти два гигантских сооружения можно посмотреть и сейчас. Их размеры действительно впечатляют. На Веселовском можно даже погулять. Это достаточно популярное место у путешественников и туристов. Ведь выглядят они так будто им здесь не место. Вокруг бесконечные и безлюдные степи и горы и посреди многочисленных холмов стоит исполинских размеров старинный мост. Зрелище действительно впечатляющее.

-6

Присоединяйтесь к моему телеграмм каналу.

Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ