В необъятной нашей стране человек всегда жил поблизости с животными. Как следствие, это не могло не отразиться в быту и народном творчестве. Образы братьев наших меньших встречаются в древних орнаментах, в архитектуре на росписях изб, элементов быта, обихода и одеяний, также присутствуют в народной игрушке и сказках, передающихся из уст в уста. Русские сказки - это особенное проявление культуры, квинтэссенция народной мудрости, оформленная и переданная потомкам.
Одним из самых распространённых зверей на природных территориях всегда был заяц - ушастый любимец детей. Образ его запечатлён ещё в далекие времена, когда полотна были самоткаными, а игрушки деревянными. Первая ассоциация с зайцем, возникающая у современного человека - трусость. О ней мы с детства наслышаны из сказок и поговорок: «Труслив как заяц», «Пуганный заяц куста боится» и так далее. Тем не менее, существуют и иные характеристики данного зверя. Например, часто этот зверёк представляется хвастунишкой. Любопытна легенда, которая гласит о том, что когда Бог лепил из глины зайца, то сделал ему очень уж длинные уши, а на сердце глины осталось мало, оттого нет места в нём для храбрости. Примечательно, что заяц всегда связан при этом именно с мужской фигурой, а в болгарской культуре есть имя Зайко. А хакасы, например, убеждены, что заяц мистически связан с потусторонним миром и обладает способностью к оборотам. На самом же деле, даже в тех русских сказках, где заяц представлен как трусишка, он каким-то образом всё же буквально выкручивается из ситуации и достигает поставленных целей, обходя более сильных и опасных зверей, используя при этом свою ловкость и находчивость. В Красной книге Москвы можно найти сразу двух представителей Зайцеобразных, это заяц-русак, занесённый в Книгу под 1 категорией редкости, и заяц-беляк, которому присвоена 2 категория редкости. Об отличиях этих зайцев читайте по ссылке https://t.me/moscowredbook/712
Ещё один популярный герой народного творчества - ёж. Многие сказки рассказывают об этом маленьком, но мудром, осторожном и запасливом звере. Часто животные становились символами тех или иных качеств, а потому, должно быть, их образы начинали использоваться в амулетах и оберегах. Так, свернувшийся ёж был популярен у славян и мог использоваться в качестве талисмана. Калач-ёж выпекался и символизировал оберег молодожёнов. Существует любопытное предание о появлении ежа, которое рассказывает о том, что когда-то чёртик, сидя на пеньке, вычёсывал свои волосы и бросал их на землю, из этих волос и появился колючий ёж. Другие же поверья, напротив, утверждают, что с помощью колючек ёж способен прогонять нечисть. Славяне издревле считали этого малыша настоящим травником, который знает, где растёт «разрыв-трава», отпирающая все на свете замки. Ежу традиционно призывается домовитость, ответственность, любознательность. Эти свойства приписываются ему и в более поздних отечественных авторских сказках. Обыкновенный ёж занесён в Красную книгу Москвы под 2 категорией редкости в границах «старого» города и под 4 категорией на территориях, присоединенных в 2012 году и в дальнейшем. Статью о зверьке читайте тут https://t.me/moscowredbook/1186
Интересен образ мышки в народном творчестве. Этот зверёк всегда жил по соседству с человеком, поэтому не удивительно, что он отражён в загадках, пословицах, сказках. Про мышь говорили: «Невеличка мышка, да зубок остёр». Знаменитое «Беден как мышь» отражает беспрецедентную бедность человека. И ведь действительно, с наступлением холодов мышь завсегда перемещалась в дома, создавая образ бездомной, бедной сироты, прибившейся к чужому жилью и питающейся с чужого стола. В фольклоре образ мыши предстаёт, как правило, женским персонажем. Кроме того, мышь обитает под полом, а фольклор осмысливает это место как «низкое», ассоциированное с нечистым, а иногда и с загробным миром, порой связывая с домовым. Анализируя народное творчество исследователи приходят к выводу о том, что мышь может считываться как посредник между мирами. В сказках грызун порой предстаёт в роли помощника. Вспоминая «Репку» стоит отметить, что роль мыши стала ключевой, ведь без неё не случилось бы счастливого финала. В доброй поучительной советской сказке «Чудесный колокольчик» мышь помогает главной героине - трудолюбивой Машеньке. Мыши относятся к отряду Грызуны. Подробнее об этом отряде можно прочесть здесь https://t.me/read_moscowredbook/82 и здесь https://t.me/read_moscowredbook/111
Бобр замечен в народных пословицах. О трудолюбивых людях издавна говорили: «Трудиться, как бобр». Хитрецов также сравнивали с этим животным: «Хитёр, как бобр», - оказывается, не только лисица славилась этой чертой. «У нашего бобра в доме полно добра,» - с уважением констатировали наши предки. Из пословиц можно понять, что относились к зверю бережно, предостерегая от покушений на это необыкновенное животное: «Убить бобра - не видать добра». Красная книга Москвы тоже оберегает бобров, они занесены в Книгу под 3 категорией редкости. Больше информации о бобре обыкновенном здесь https://t.me/moscowredbook/1011
Также в фольклоре встречаются поговорки о кунице. Отмечая красоту зверька о ней говорили так: «Мал зверь куница, да к царскому двору годится». На сегодняшний день лесная куница занесена в Красную книгу Москвы под 2 категорией редкости в границах «старого» города и под 3 категорией на территориях, присоединенных в 2012 году и в дальнейшем. Об этом очаровательном хищнике можно прочитать по ссылке https://t.me/moscowredbook/573
Какая информация в статье показалась вам самой интересной?
#КраснаяКнигаМосквы
Все публикации также можно посмотреть тут, а статьи прочитать здесь.