Найти в Дзене

О географических расах зеленых питонов, Morelia viridis. Часть 1

Зеленый питон обитает на огромном пространстве от островов Мисол и Кофиау на западе, через весь остров (почти континент!) Новая Гвинея, до его восточной оконечности. На юге этот вид доходит до восточного побережья австралийского полуострова Кейп Йорк, а на севере его ареал ограничен северным побережьем Новой Гвинеи и прилежащими островами (Биак).

На всей этой территории зеленый питон придерживается зоны влажных, дождевых лесов, избегая саванн и высокогорий. Тем не менее в некоторых местах в Папуа-Новая Гвинея может поднимается в горы до 2 000 метров.

Ведет древесный образ жизни, но неплохо охотится и на земле. Не избегает антропогенного ландшафта, попадаясь в садах и огородах новогвинейских деревень и городов.

Зеленый питон Merauke на 3:00:

Охотно селится на плантациях масличной пальмы.
Активен ночью, днем сидит на ветвях деревьев или кустарников, часто не очень высоко. Как уже отмечалось, может охотиться и на ветвях и в траве. Возможны ночные встречи даже на дорогах. Ловит мелких млекопитающих, птиц, ящериц и лягушек.

Немного истории

Трудно точно сказать, когда этот вид впервые живьем попал в Европу или Америку. По-видимому, это произошло во второй половине прошлого столетия. А вот с историей разведения как-то разобраться можно.

Первое упоминание о репродукции зеленого питона относится к 1962 году, когда западногерманский журнал DATZ поместил 2 статьи замечательного швейцарского террариумиста Кратзера (H.Kratzer), получившего в 1961 году пару этих питонов и в том же году размножившего их. Этот случай во многом уникален, потому что самка снесла яйца на дне террариума и там же их высидела. Больше такого везения не было, и многие последующие кладки остались без материнской заботы и благополучно пропали. Конечно, их пытались инкубировать искусственно, в неплохих инкубаторах, но успех был незначительным, и подавляющее большинство яиц портилось. Так было до тех пор, пока другой известный чешский террариумист Алдо Олекса (Aldo Olexa) не стал подвешивать в террариуме гнезда наподобие дуплянок для птиц, справедливо полагая, что в природе этот питон должен «гнездиться» на деревьях,в дуплах а вовсе не на земле. После этого дело пошло лучше.
Первое вылупление молодых зеленых питонов в Америке произошло 4 октября 1973 года, когда Карл Свайтек (Karl Switak) привез из Папуа-Новая Гвинея беременную самку. Таким образом, европейские террариумисты утерли нос террариумистам-янки с первенством в разведении такого интересного вида!
Так же хотелось бы отметить, что первые поступления этого питона и в Европу, и в Америку были именно из Папуа-Новая Гвинея,т.е. с восточной половины острова, тогда как сейчас получить от туда зеленого питона практически невозможно и та американская линия хондров из окрестностей Порт Морсби, видимо, происходит от животных, привезенных когда то несравненным Карлом Свайтеком.

Многие талантливые террариумисты и герпетологи внесли свой вклад в разработку методов содержания, разведения и селекции этого вида. Мне особо хотелось бы отметить выдающегося американского разводчика Трупера Вольша (Trooper Walsh). Именно ему принадлежит детальная разработка искусственной инкубации яиц данного питона, его авторству принадлежат изумительные голубые линии и многое другое.

Географическая изменчивость

Несмотря на столь обширный ареал, у зеленого питона до сих пор никем и никогда не было описано ни одного подвида. Мне кажется, что это не потому, что все эти питоны одинаковые! Например, взяли многие годы существующий вид Morelia variegata, да и поделили его на несколько самостоятельных видов! Видимо, одна из основных причин отсутствия подвидов у зеленого питона – это отсутствие достоверного материала. Не то, чтобы поступало мало зеленых питонов из природы, а вопрос именно в том, что всегда вызывает сомнение происхождение этих экземпляров.

Вид этот в Индонезии, как и везде, где он водится (еще Папуа-Новая Гвинея и Австралия), охраняется законом. Поэтому отлов, торговля и любое коммерческое использование (например, на кожу) запрещено. Ни одна индонезийская зооторговая фирма не имеет разрешение на отлов диких животных этого вида. Торговля разрешена только разведенными в неволе и только начиная со второго поколения разводимых питонов. Однако дикари все равно поступают в продажу. Их ловят, скупают у местного населения, а потом нелегально переправляют (часто морем) в Джакарту. И уже в Джакарте очень трудно разобраться какой питон где пойман. Но это – еще не все! Торговцы умышленно идут на обман с целью дороже продать свой товар.
Я попробую дать краткое описание и проиллюстрировать некоторые географические расы этого интересного животного. Конечно, я не претендую на абсолютную точность (см выше!), а просто постараюсь осветить этот трудный вопрос так, как представляю его на сегодняшний день.

Ару

Ару – архипелаг, лежащий несколько к югу от собственно Новой Гвинеи. Зеленые питоны из Ару довольно сильно отличаются от питонов из других частей ареала, за исключением, пожалуй, Мерауке.
Характерной чертой окраски этих змей является наличие белых пятен по спине, разбросанных без всякой системы и яркий, травянисто-зеленый основной фон. Брюхо, как правило, белое.

По хребту, если приглядеться, проходит темно-зеленый «ремень», у некоторых экземпляров заметный вполне отчетливо. Количество белых пятен сильно варьирует, изредка попадаются экземпляры почти без них, а также попадаются очень нарядные, прямо-таки усыпанные «снегом» красавцы. Детская окраска всегда желтая и только желтая.

Aru. фото Michael Flemal
Aru. фото Michael Flemal

Хвост с заметной черной пигментацией. Размеры могут быть довольно крупные для этого вида. Характер обычно покладистый. Довольно часто попадаются экземпляры с более-менее голубой окраской. Интересно, что почти все самки, начиная со 2- 3 –й беременности во время этой самой беременности приобретают голубой цвет.

Самка Aru. фото RYAN Young
Самка Aru. фото RYAN Young

После вылупления молодняка нормальный зеленый цвет возвращается. Но только у относительно молодых животных. А у «пожилых» голубой цвет остается, усиливаясь при беременности и не теряясь потом, разве что ослабевая немного. Это касается только самок, причем, как уже было сказано, старых. А голубого цвета самцов Ару я не видел ни когда. Эта особенность менять окраску во время беременности на голубую свойственна не только Ару. Я наблюдал нечто подобное у питонов из Соронга, Манокваре и других мест, но так четко и почти поголовно бывает только у Ару.
Дети Ару довольно капризные воспитанники, приходится изрядно повозиться прежде, чем они начнут нормально питаться. Подвержены выпадениям прямой кишки (пролапсам). Но обычно особых проблем нет.
Прекрасный материал для селекции и гибридизации с другими формами зеленого питона.

Мерауке

Мерауке – городок, расположенный на южном берегу Новой Гвинеи. Ближайшие окрестности этого города представляют собой либо затопляемую в сезон дождей саванну с редколесьем и многочисленными большими термитниками, либо систему осушительных каналов с кувшинками и радужными рыбками, либо мангровые заросли с невероятно крупными илистыми прыгунами и невероятно злыми малярийными комарами. Понятно, что зеленых питонов там нет. Появляются они довольно далеко от собственно Мерауке, там, где начинается лес. А название «Мерауке» получили потому, что привозят их именно из Мерауке, где имеется аэропорт.
Характерной чертой этих животных будет наличие белых чешуй по хребту, вытянутых в более – менее правильную строчку.

Впрочем, попадаются экземпляры, похожие на питонов из Ару. Тот же темно-зеленый ремень по спине и похожий оттенок травянисто-зеленого цвета. Самые крупные хондры, которых я видел, были как раз Мерауке. Хвостик с заметной темной пигментацией. Характер, обычно, покладистый, но нередки и очень агрессивные экземпляры, во всяком случае мне попадались такие.
Дети только желтые!

Нередко с оранжевым оттенком. Обычно новорожденные этой формы в полтора раза крупнее, чем, например у Ару. Питаться юные Мерауке начинают легче, чем их сверстники Ару, очень любят птенчиков или хотя бы цыплячий пух на носу у мышонка.

Скрещивая Мерауке с хондрами из других районов, можно получать очень интересное и неожиданное потомство.

Автор: Владимир Одинченко