Не читайте эту повесть. Вам придётся продираться сквозь лесные дебри, где проще простого заблудиться и пропасть.
"Улитка,
Ползи неспеша
По склону Фудзи"
(с) Кобаяси Исса.
Как написать о ней? Что писать о ней?
Философские учения наложили на действительность, завуалировав её (действительность) фантастическим сюжетом и сюрреалистическими картинами, которые намекают на конкретные моменты реальной жизни, которая рассматривается в прошлом, настоящем и будущем.
Сюжет ведёт себя как сон после просмотра кошмарного фильма - и жутко, и занимательно, и абсурдно.
Наверное, лес - это анахронизм или коллективное бессознательное глубинного народа, странные ведьмы из леса, меняющие его под себя - коммунизм, а Управление - пакость какая, капитализм и бюрократия в чистом виде. Возможно. Не могу утверждать однозначно, потому что сие мнение распространённое, выведенное литературоведами, а как истинный поклонник Стругацких, я обязана сомневаться.
Перец и Кандид - два главных героя, учёные, исследователи леса - две крайности одной и той же сущности, которые бесконечно стремятся друг к другу, но поглощаются той системой, в которой находятся.
Перец, хоть и отчаянно тоскует по пониманию, становится винтиком бюрократической машины Управления. На фоне людей из Управления даже машины кажутся разумными и высокодуховными. Перец, мечтающий оказаться в лесу, ничего толком там не понимает, когда, наконец, его мечта сбывается.
Кандид, застрявший в лесу, отчаянно пытается попасть в Город. Лес не пускает героя, не даёт думать, гасит любые проблески сознания. Кандид, наверное, тоже становится частью леса - и гармонично встраивается в его естество.
Повесть не кажется безнадёжной. У одного героя есть ужас от понимания, у второго есть скальпель, добытый при интересных обстоятельствах.
Короче, не читайте. Мозг закипит. Но как же интересно они всё придумали, "шерсть на носу"!
- "Есть такое мнение, что для того, чтобы шагать вперед, доброта и честность не так уж обязательны. Для этого нужны ноги. И башмаки. Можно даже немытые ноги и нечищенные башмаки. Прогресс может оказаться совершенно безразличным к понятиям доброты и честности, как он был безразличен к этим понятиям до сих пор."
- "Думать — это не развлечение, а обязанность."
- "Нельзя быть таким непонятным. Сидит над обрывом, босиком, бросает камни. Зачем, спрашивается?"
- "Слушайте, книги, а вы знаете, что вас больше, чем людей? Если бы все люди исчезли, вы могли бы населять землю и были бы точно такими же, как люди. Среди вас есть добрые и честные, мудрые, многознающие, а также легкомысленные пустышки, скептики, сумасшедшие, убийцы, растлители, дети, унылые проповедники, самодовольные дураки и полуохрипшие крикуны с воспалёнными глазами. И вы бы не знали, зачем вы..."
- "Тоска по пониманию, — вдруг подумал Перец. — Вот чем я болен – тоской по пониманию."
Напишу на всякий случай для тех, кто рискнет почитать, но у авторов ничего не читал: начинать знакомство со Стругацкими лучше не с "Улитки".
Можно сразу разочароваться в писателях или почувствовать себя улиткой. Или и то, и другое. А ведь они великолепны - как Азимов или Брэдбери, например.
"Трудно быть Богом", "Пикник на обочине", "Понедельник начинается в субботу", "Обитаемый остров" - куда интереснее, ярче и... Легче, наверное.
Откликнитесь, кто читал! Что вы вынесли из этой сюрреалистической истории? Куда вывели вас дорожки лесных аллегорий?
Благодарю за интерес к статье.