Вы когда-нибудь задумывались, каким образом YouTube и другие видеохостинги предлагают нам посмотреть видеоролики? Как музыкальные сервисы воспроизводят музыку по нашим предпочтениям, а маркетплейсы формируют подборки подходящих для нас товаров? Все это происходит в результате использования компаниями различных IT-решений, анализирующих поведение и интересы пользователей и формирующих на их основе варианты рекомендаций. Все подобные сервисы и способы подборки рекомендаций называют «рекомендательными технологиями».
Рекомендательный прогресс
Рекомендательные технологии – это информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети Интернет. Эти технологии применяют для продвижения товаров и услуг, привлечения интернет-пользователей и удерживания их внимания.
Благодаря рекомендательным технологиям анализируется то, что мы смотрим и читаем, то, что мы не смотрим, что не досмотрели, какие запросы делаем на самом ресурсе и в поисковиках, что пролистываем, а на что обращаем внимание.
Далее полученная информация разбирается программой на составные части, после чего формируется матрица наших предпочтений. Затем эта матрица накладывается на услуги и товары, которые владелец сайта хочет нам предложить и порекомендовать, исходя из сведений о наших предпочтениях.
Правила рекомендательных технологий
Согласно действующему законодательству владелец информационного ресурса (в том числе сайта, страницы сайта), на котором применяются рекомендательные технологии, должен:
- Не допускать применения таких технологий, если они нарушают права и законные интересы граждан и организаций, а также действующее законодательство
- Проинформировать пользователей о том, что на ресурсе применяются рекомендательные технологии
Требования к содержанию и размещению такой информации устанавливает Роскомнадзор. Он рекомендует разместить на сайте и в приложении (в том числе на любой странице сайта) сообщение: «На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии».
- Разместить свои реквизиты и контакты (адрес электронной почты) для связи с пользователями
- Разместить на сайте правила применения рекомендательных технологий и обеспечить беспрепятственный и безвозмездный доступ пользователей сети Интернет к данному документу
Правила применения рекомендательных технологий представляют собой локальный документ, составленный на русском языке. Они регламентируют применение оборудования, сервисов и программ в целях сбора, систематизации и анализа сведений и вывода на их основе рекомендательных предложений.
Они в обязательном порядке должны содержать:
- Описание процессов и методов сбора, систематизации, анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети Интернет, предоставления информации на основе этих сведений, а также способов осуществления таких процессов и методов
- Виды сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети Интернет, которые используются для предоставления информации с применением рекомендательных технологий, источники получения таких сведений
Рекомендательные технологии приносят пользу как бизнесу, привлекая и удерживая клиентов, так и пользователям, помогая увидеть среди множества предложений необходимые товары и услуги. Здесь все зависит от правильной разработки и внедрения таких систем, в том числе от соблюдения компаниями законодательных требований.