Найти тему

Василий Заплатин: «Мне всегда хотелось запечатлеть именно великое»

ФИО: Заплатин Василий Алексеевич

Должность, регалии: художник-портретист, живописец; сотник, заместитель атамана Уральского районного казачьего общества по взаимодействию с Русской Православной Церковью, руководитель казачьего кадетского класса при хуторе Штабном

Специализация: живопись

Жизненное кредо: «За веру, Царя и Отечество!»

Художнику-портретисту, живописцу Василию Алексеевичу Заплатину однажды довелось писать портрет Николая II - на конкурс в Санкт-Петербург к 400-летию Дома Романовых. Василий Алексеевич начал изучать биографию Царя-Страстотерпца - открыл для себя неведомые ранее глубины. Художник обратил внимание на то, что Император Николай II был казаком, и его отец – Александр III, и Цесаревич Алексий, который являлся атаманом всех казачьих войск. Так у живописца Василия Заплатина родилось большое сердечное желание понять традиции, быт, жизнь казачества, и не только изучить и понять, но и войти в сердцевину этой культуры. Как известный художник стал сотником, заместителем атамана Уральского районного казачьего общества по взаимодействию с Русской Православной Церковью – читайте в нашем материале.

-2

В детстве я был самоучкой

- Родился и вырос я в г. Верхотурье – в православной столице Урала. С самого детства я тянулся к искусству - рисовал всё, что только видел: те же комиксы я не просто разглядывал, но пытался нарисовать похожие картинки. Так сложилось, что в художественную школу я не ходил – был самоучкой: что-то подглядывал, например, натюрморты, а что-то - придумывал.

-3

Художников в нашем роду не было, хотя папа тянулся к искусству, но рос он в деревне, в большой семье – там надо было усиленно работать, а живопись в деревне - не хлебное ремесло, другое дело - пахать на тракторе, поэтому попытки отца рисовать так и остались на любительском уровне. Так что, думаю, любовь к живописи у меня - от отца.

-4

Художественные или спортивные секции находились от нас далеко, но зато у нас с друзьями были насыщенные дворовые игры: мы и в городки играли, и на велосипедах катались, и пр. Помню, когда я первый раз сел на велосипед «Лёвушка», то ребята меня сразу спустили с горки, я растерялся и свалился в кювет, получив серьезную травму – треснула ключица. Но этот печальный опыт не отбил желания освоить велосипед, и скоро я уже гонял с друзьями. Такие вот первые ощущения от велоспорта. Я и до сих пор люблю велопрогулки.

-5

О семейном укладе

- Фигура отца всегда имела для меня большое значение. Мой папа работал пожарным, часто брал меня с собой на объекты. Помню, как сделав всю работу по дому, я с радостью бежал к отцу в пожарную часть, которая находилась неподалёку. Папа учил меня играть в шахматы, а ещё делал мне газированную воду при помощи газового баллона.

-6

Отец был довольно строгим в деле воспитания. Например, если мы – дети – баловались за столом, то нам попадало ложкой в лоб, и ремнём перепадало по делу, но никаких обид с нашей стороны никогда не было. Наоборот, я считаю, что папа - молодец.

-7

В нашей семье из поколения в поколение передаётся традиция наречения сыновей именами своих дедов: я назван в честь деда, оба мои сына наречены в честь обоих дедов, а старшая дочь названа в честь бабушки – и все наречения совпадают с церковным календарём: имена детей связаны не только с семейными корнями, но и со святыми Небесными Покровителями.

-8

Искусство должно быть многогранным

- Когда я учился в старших классах, учительница ИЗО заметила, что несколько детей из нашей школы тянутся к искусству, проявляют художественные способности, и организовала факультатив – я с радостью посещал его 2 года. А по окончании школы поехал поступать в худучилище на живописно-педагогическое отделение.

-9

Студенческая жизнь была весёлой, но я, несмотря на все соблазны, дошёл до конца, доучился – в группе нас было всего 4 мальчика, но до «победного» дошёл только я один – кого-то отчислили, кто-то сам ушёл. Примечательно, что из группы училища в 15 человек художниками стали только трое. Это объяснимо: женщины рожают деток и, чаще всего, забрасывают кисти, им уже некогда писать картины. А вот в Академию поступают в основном мужчины.

-10

Мне близка классическая живопись, которая сохранилась только в России. В той же Америке хорошей школы рисунка уже нет, там распространён авангард и пр. Ерунду там называют искусством и, тем самым, создают псевдокультуру, наперекор всем традициям.

-11

В Академии у меня был очень хороший педагог, который в своё время учился у народного художника СССР Евгения Широкова – художника мирового уровня. Мой педагог передал мне очень хорошую школу классицизма, поделился бесценным опытом, который стал основой моего эстетического вкуса и творческой деятельности.

-12

Я убеждён в том, что искусство должно быть многогранным. Например, в эпоху Возрождения художники писали картины многослойно, а сейчас - пытаются сразу попасть в цвет, пишут в технике «А ля прима»: набирают на холст цвет сразу. Этим не добьёшься многогранности и глубины. Картина получается плоской. Я нисколько не осуждаю современных художников, но те же импрессионисты, которые изобрели технику «А ля прима», например, Клод Моне, писали значительно лучше, чем их современные последователи.

-13

Раньше художники старались создать многофигурные композиции, запечатлеть исторические хроники, а сейчас многие только-только выйдут из училища и сразу становятся пейзажистами, подмастерьями, которые думают только о том, чтобы можно было что-то быстро продать. Нет стремления найти что-то новое или написать что-то великое.

Мне всегда хотелось запечатлеть именно великое - я решил увековечить память о ветеранах Великой Отечественной войны – написал 20 портретов. Мне никто не заказывал эти работы, всё было за мой счёт. Хочется, чтобы что-то осталось будущему поколению. На сегодняшний день портретов уже 30. Мечтаю создать галерею «Герои Отечества», чтобы о наших героях вспоминали не только один раз в год, но ежедневно могли прикоснуться к их великому подвигу. Пишу я и современных героев России: например, наших соотечественников, которые воевали в Чечне. Пишу также портреты казаков, которые многое сделали для России. Вот она – наша история.

-14

Кстати, к казачеству я пришёл именно через искусство. Когда писал портрет Николая II на конкурс в Санкт-Петербург к 400-летию Дома Романовых, то начал изучать биографию Царя-Страстотерпца. Я узнал много нового, в частности, что и он был казаком, и его отец – Александр III, и Цесаревич Алексий, который являлся атаманом всех казачьих войск. У меня возникло большое сердечное желание понять традиции, быт, жизнь казачества и присоединиться к этому великому народу, так много послужившему на благо нашего Отечества.

Художник должен прочувствовать то, что он пишет

- Я считаю, что обязательно нужно развивать в детях эстетический вкус, например, водить их на художественные выставки. Мы с детьми регулярно посещаем подобные мероприятия, несмотря на то, что моему младшему сыну всего 2 года. Казалось бы, что он там понимает, ходит просто и смотрит, но нет - в такие моменты он формирует своё восприятие искусства, а это так важно!

Думаю, прививать детям любовь к искусству нужно и через любовь к природе: на той же прогулке нужно рассматривать листочки, показывать детям, какие у него прожилки – рассматривать более приближённо. Например, Леонардо Да Винчи с самого детства любил всё рассматривать, задавать вопросы – из чего что состоит, как сделано. И в итоге родились бессмертные произведения. Художник, прежде всего, должен прочувствовать то, что он пишет. То, чего ты никогда не видел, к чему никогда не прикоснулся, сложно написать правдоподобно и убедительно. Нужно всё пропускать через себя.

Пожелание

- Желаю всем здоровья, счастья, любви. Цените веру православную и тянитесь к высокому искусству!