Найти в Дзене
ЛАНИТ

Scrum: как играть в регби на поле проектов

Оглавление

Scrum – это гибкая система управления проектами, которая помогает командам структурировать свою работу и управлять ею с помощью набора ценностей, принципов и практик. Подобно команде по регби (откуда и пошло название), тренирующейся перед большим матчем, scrum побуждает команды самоорганизовываться в процессе работы над проблемой и анализировать свои победы и поражения, чтобы постоянно совершенствоваться.

Хотя scrum чаще всего используется в командах разработки ПО, его принципы могут быть применены ко всем видам командной работы. Это одна из причин популярности scrum.

Scrum, как система, состоит из мероприятий, артефактов и ролей.

Роль, артефакт, спринт – это не про игры

В scrum-команде три роли:

Разработчики. В scrum-команде разработчиком является любой член команды, выполняющий работу, включая тех, кто не занимается разработкой программного обеспечения.

Владелец продукта. Определяет видение продукта и расставляет приоритеты в бэклоге продукта.

Скрам-мастер. Помогает команде наилучшим образом использовать scrum для создания продукта.

Артефакты Scrum помогают управлять работой:

-2

Спринт — это короткий временной интервал, в течение которого scrum-команда выполняет заданный объём работы.

Бэклог – это упорядоченный по приоритету список работ, которые планируется выполнить.

Бэклог продукта – упорядоченный список того, что необходимо для улучшения продукта, включающий цель продукта.

Бэклог спринта – набор элементов бэклога продукта, отобранных для спринта членами команды, а также план доставки инкремента и реализации цели спринта.

Инкремент – сумма полезных элементов бэклога спринта, завершённых разработчиками в течение спринта, которая соответствует определению «сделано», плюс стоимость всех предыдущих инкрементов. Каждый инкремент – это узнаваемая, заметно улучшенная, рабочая версия продукта.

Скрам-команды работают в спринтах, каждый из которых включает в себя несколько событий (или мероприятий). Они дают возможность проверить и адаптировать продукт или процесс (а иногда и то, и другое).

  • Спринт. Каждый спринт должен приближать продукт к цели, и длится месяц или меньше.
  • Планирование спринта. Вся команда устанавливает цель спринта, возможные действия для её достижения и способы.
  • Ежедневный Scrum. Члены команды проверяют ход достижения цели спринта и при необходимости адаптируют его к текущему состоянию работы.
  • Обзор спринта. Команда проверяет результаты спринта вместе с заинтересованными сторонами и определяет будущие адаптации.
  • Ретроспектива спринта. Команда проверяет, как прошёл последний спринт, с точки зрения отдельных лиц, взаимодействий, процессов, инструментов и готовности. Команда определяет улучшения, которые сделают следующий спринт более эффективным. Это итог спринта.

В чём разница между ретроспективой и обзором?

Обзоры спринта посвящены продукту; ретроспективы спринта посвящены процессу создания продукта.

Scrum и три столпа управления процессами

-3

Три столпа Scrum – это адаптация, проверка и прозрачность.

Адаптация. Команда последовательно пересматривает свой подход к решению проблем и берётся за новые по мере их возникновения.

Проверка. Команда последовательно анализирует и оценивает свою работу.

Прозрачность. Команда работает в открытой среде, где все члены имеют представление о процессе работы друг друга и знают о проблемах, с которыми сталкиваются другие.

Пять основных ценностей Scrum поддерживают эти столпы:

Приверженность. Все члены команды посвящают себя выполнению согласованной работы.

Смелость. Команда действует как единое целое и добивается успеха или терпит неудачу вместе. Члены команды не боятся рисковать и берутся за решение сложных проблем.

Сосредоточенность. Отвлекающие факторы ограничены, и команда концентрируется на работе, которую необходимо выполнить сегодня.

Открытость. Команда проводит время, рассказывая о том, в чём она преуспела и что необходимо улучшить.

Уважение. Члены команды обладают различными сильными сторонами, и сильные стороны каждого из них уважаются. Никого не обвиняют, когда выясняют, как исправить то, что не работает.

Понять метод сложно, но он работает. Вот почему

Качественные продукты. Ретроспектива спринта обеспечивает обратную связь и непрерывное совершенствование.

Командная работа. Scrum создаёт сплочённые команды, которые эффективно общаются, соблюдают сроки и совместно решают проблемы.

Гибкость. В Scrum командам приходится адаптировать свои инструменты и процессы к новым обстоятельствам по мере их возникновения.

Снижение рисков. Scrum ориентирован на устойчивый темп выполнения работ и постоянную обратную связь, что даёт командам возможность заблаговременно и часто снижать риски.

Сокращение времени выхода на рынок. Scrum нацелен на то, чтобы выпускать продукты и их функции предсказуемыми порциями, используя чётко определённые спринты.

Более высокая рентабельность инвестиций (ROI). Постоянная обратная связь приводит к снижению количества ошибок на поздних этапах процесса и созданию более качественного продукта с меньшим количеством дефектов.

Звучит довольно убедительно, не так ли? Не будь метод действенен, не появлялись бы настоящие мастера этого дела.

Кто он, scrum’ных дел мастер?

Scrum-мастер – это тренер и проводник, который следит за тем, чтобы его команда понимала структуру scrum, её принципы, ценности и практики.

-4

Для достижения успеха scrum-мастер должен носить различные шляпы, которые зависят от ситуации или задачи, стоящей перед командой. Эти «шляпы» часто называют позициями.

Scrum-мастер использует свои soft-скиллы, выступая в роли лидера-слуги, фасилитатора, тренера, менеджера, наставника, учителя, в зависимости от конкретной ситуации. Например, scrum-мастер может организовать новое мероприятие, чтобы помочь scrum-группе провести ретроспективу спринта; он может наставлять нового разработчика, которому нужны рекомендации по работе с командой; он также может занять позицию учителя и научить членов команды новой технике, которую он изучил для разрешения конфликтов в команде.

Короче говоря, scrum-мастер – это сердце команды, которое делает всё, чтобы организм (=команда) работал.

Как всё это работает вместе

-5

Короче говоря, scrum-мастер – это сердце команды, которое делает всеё, чтобы организм (=команда) работал.

Роли, артефакты и мероприятия Scrum работают вместе в рамках цикла спринта.

Владелец продукта определяет видение, используя информацию от заинтересованных сторон и пользователей. Он выявляет и определяет ценности, которые можно предоставить, чтобы приблизиться к цели продукта. Владелец продукта должен упорядочить бэклог, чтобы команда знала, что наиболее важно.

Во время планирования спринта разработчики берут верхнюю часть бэклога продукта и решают, как они справятся с этими задачами. У команды есть установленные сроки — спринт — для завершения своей работы. Они встречаются на ежедневном scrum, чтобы проверить прогресс в достижении цели спринта и спланировать предстоящий день. Попутно scrum-мастер помогает команде сосредоточиться на цели спринта и в целом улучшить свою работу.

В конце спринта работа должна быть потенциально готова к отправке и использованию пользователем или показу заинтересованной стороне. После каждого спринта команда проводит обзор спринта инкремента и ретроспективу процесса. Затем они выбирают следующий кусок в очереди в бэклоге, и цикл повторяется.

Переход к такой гибкой системе, как scrum, требует нового мышления и общих культурных изменений в команде, а то и в компании. И, как и все перемены, они даются нелегко. Но когда команды и организации полностью перейдут на scrum, они откроют для себя новое чувство гибкости, креативности и вдохновения — и всё это приведёт к более высоким результатам.

Как говорится, не попробуешь – не узнаешь. Передаём вам пас!