Оригинальный роман "Звонок" вышел в 1991 году и принёс своему автору, Кодзи Судзуки, значительную популярность. В итоге, в 1995 году выходит первая экранизация культового романа — японский телефильм под тем же названием.
В том же 1995 году Судзуки выпускает прямое продолжение своего самого нашумевшего произведения.
Итак, встречайте...
Кодзи Судзуки, "Звонок-2. Спираль" (Rasen)
Год публикации: 1995
Жанры: ужасы, триллер, научная фантастика
Патологоанатом Мицуо Андо понимает, что смерть его давнего знакомого кажется подозрительно странной. Попытки выяснить истинные причины гибели друга приведут Мицуо к ужасающему открытию, которое может поставить под угрозу будущее человечества.
После такой аннотации вам может показаться, что "Спираль" никак не связана с "Кольцом" (и да, я продолжу придерживаться варианта "Кольцо", ибо это логичнее). Но не обманывайтесь: этот роман является прямым продолжением первой книги. Настолько прямым, что события "Спирали" происходят спустя считанные дни после финала "Кольца". Основа у истории "Спирали" та же, и даже знакомые по предыдущей книге персонажи в новом сюжете тоже засветятся.
При этом, если вы всё-таки не читали "Кольцо", то в середине нового романа Судзуки припас для вас краткий пересказ первой части. Там вы узнаете всё, что нужно знать об общем сюжете. Странно только, что этот пересказ в сюжете наступает так поздно. Да и если вы всё же помните события первой части, то перечитывать эти несколько страниц будет откровенно скучно.
Но зачем вообще здесь есть столь подробный пересказ? Что ж это за продолжение такое, если первую часть читать вообще не обязательно?
Что ж...
Штука в том, что "Спираль" — это нечто иное, нежели "Кольцо". Несмотря на то, что в книге узнается фирменный авторский стиль, да и связь с историей Садако весьма крепкая, ощущения второй роман дарит во многом иные. В книге угадываются знакомые черты, но все они как-то изменились, трансформировались в нечто иное, нечто новое.
"Спираль" чувствуется даже не как развитие идей "Кольца", но как их мутация. Если вам казалось, что вы поняли, что за проклятье записано на злополучной кассете, в чём его цель и как его победить — забудьте. "Спираль" почти сразу даст вам понять, что вы не правы и ничего, по сути, не знаете. Структура литературной вселенной Кодзи Судзуки во второй книге значительно разрастается и меняет форму настолько, что узнать в этом новом "организме" исходный сюжет становится сложно. И если сравнить то, что сообщают нам о проклятии Садако в "Спирали" с тем мифом про "девочку из телевизора", который накрепко связан с киноверсиями "Звонка", то почти никаких общих черт обнаружить практически не удастся.
Но они там есть.
И поэтому "Спираль" весьма неоднозначна. Лично мне было крайне интересно наблюдать, как видоизменяется изначальная идея, но если вы пришли в надежде на чисто мистические "пугалки", то второй роман серии разочарует вас ещё сильнее первого. И причин тому две.
Во-первых, пугает "Спираль" едва ли не хуже "Кольца". Паранормальных эпизодов тут наберется едва ли штуки три, а все попытки нагнать жути кажутся каким-то клишированными. Плюс, из сюжета пропадает тот самый семидневный "таймер", и почти весь роман кажется, что героям вообще ничего не угрожает. Разумеется, вы понимаете, что всё не может быть так просто и безопасно, но какой-то прямой угрозы непосредственно героям книга изначально не заявляет.
Во-вторых, имеет место некоторый жанровый сдвиг. Видите ли, я не зря указал в описании, что "Спираль" является в некотором роде научно-фантастическим произведением. Если вы уже прочли "Кольцо" (что я очень рекомендую сделать), то вы знаете, что там механизм проклятия имел под собой некоторую биологическую основу. "Спираль" в этом плане заходит ещё дальше. Скажем так, вселенная звонка всё больше начинает походить на что-то вроде Resident Evil. Вас ждут довольно подробные и даже временами душные наукообразные выкладки. Разумеется, ни о каком реализме тут речи не идёт: даже человеку абсолютно не посвященному (как мне) будет совершенно ясно, что всё излагаемое — чистый абсурд. Но подан этот абсурд столь уверенно, что этого вполне хватает, чтобы поверить в правила здешнего мира. К тому же, раз сам мир этих правил придерживается, то значит, всё работает правильно.
Хотя однажды мне всё же показалось, что герои сделали выводы, которые, учитывая имевшуюся на тот момент информацию, они сделать не могли. Но, возможно, это я что-то понял не так.
Я до сих пор удивляюсь, насколько же литературный первоисточник отличается от известного мне мифа о "Звонке". И "Спираль" уходит от этого мифа ещё дальше, из-за чего проводить какие-то параллели между сюжетами книг и американских фильмов абсолютно бессмысленно.
Но это ни разу не плохо. "Спираль" — крутой фантастический триллер,который сохраняет детективную увлекательность первой части и выводит угрозу на совершенно новый, поистине апокалиптический уровень. В чём-то наивный, несомненно абсурдный, но чётко подчиняющийся своей внутренней логике, этот роман — отличный образчик чисто японского креатива. И если вы знаете, на что способны японские авторы, то эта книга для вас. Это всё ещё посредственный "ужастик", но для меня это нечто большее. И с каждой книгой вселенная "Звонка" мне нравится всё больше и больше. Да, она кривая, неправильная и нелогичная, но именно это и делает её по настоящему уникальной и именно что по-японски странной.
А это именно то, чего я и искал.
И самое крутое в том, что "Спираль" — это ещё не конец. До финала ещё далеко. И это меня радует.
И пугает.