Найти тему

"Кто таков?" Алексей Круглов - интервью для "Мир фантастики"

Алексей Круглов - Интервью для «Мир фантастики»

(с художником беседуют Сергей Серебрянский и Нина Перченко)

Magic the Gathering и Warhammer - одни из самых ярких фантастических вселенных , к которым приложили руки тысячи художников со всего света. Обитатели этих вселенных, прежде чем обрести окончательный облик, проходят длинный путь. И в начале этого пути над ними работают концепт-художники - такие как наш сегодняшний гость Алексей Круглов.
Мы поговорили с Алексеем о том, обязательно ли художник должен высказывать свои идеи, как создать запоминающегося персонажа и почему нейросети не помощники творцам.

Меня зовут Алексей Круглов. Я концепт-художник и иллюстратор из г. Владимир. Работаю в СG индустрии с 2015 года. По образованию я учитель ИЗО и черчения - закончил факультет изобразительного искусства ВЛГУ им. Столетовых. Страсть к рисованию проявилась у меня с раннего детства. Работаю в индустрии CG с 2015 года. Источниками вдохновения для меня являются книги, компьютерные игры, комиксы и фильмы. Особую любовь я испытываю к жанрам фэнтези, научной фантастики и хоррору.

Портфолио автора: https://www.artstation.com/alexeykruglov

Когда и почему вы начали рисовать? Где этому учились? Почему решили сделать рисование своей профессией?

Рисованием я увлекся в раннем детстве - еще в детском саду я рисовал для одногруппников персонажей из различных мультфильмов. После, родители отдали меня в художественную школу - где я и продолжил мое обучение.

После окончания школы встал вопрос - "Что дальше?". Мой год попал в первую волну ЕГЭ - поэтому я подавал документы в различные вузы, в надежде попасть хоть куда ни будь (откровенно говоря, мне было все равно куда пойти, на тот момент я не планировал связывать судьбу с рисованием).

По итогу судьба распорядилась так, что наилучший шанс на поступление у меня был в педагогическом вузе с художественным уклоном. Туда и пошел. Но даже после окончания вуза, я понятия не имел, что делать дальше - никаких перспектив в рисовании я не видел и пару лет отработал на левых работах.

В тот период рисование было для меня как хобби, тогда же я приобрел свой первый графический планшет и начал осваивать фотошоп. Однажды увидел объявление, что в моем городе набирают людей в геймдев контору (делали небольшие мобильные игры...) после этого решил бросить старую работу и поставить все на зеро. Там я и получил свой первый опыт работы в геймдеве...и после этого понеслось.)

Nurgle Faction - ключевой арт для фракции демонов Нургла, из игры Total War: Warhammer III. Поскольку Нургл не только бог разложения и энтропии, но и тяги к жизни и жизненной энергии, то я изобразил армию демонов не только как ужасающую орду, но и как веселый карнавал, наслаждающийся тем что они распространяют разложение и болезни во славу своего Дедушки.
Nurgle Faction - ключевой арт для фракции демонов Нургла, из игры Total War: Warhammer III. Поскольку Нургл не только бог разложения и энтропии, но и тяги к жизни и жизненной энергии, то я изобразил армию демонов не только как ужасающую орду, но и как веселый карнавал, наслаждающийся тем что они распространяют разложение и болезни во славу своего Дедушки.
Почему вы выбрали жанр фэнтези-арта?

Фэнтези и фантастический арт я выбрал, так как всегда был повернут на этой тематике. У отца огромная библиотека и я читал очень много книг этого жанра: Стивен Кинг, Лавкрафт, Р.Р.Толкин, ЛеГуинн, Кунц, Герберт, Брэдбери и.т.д.

Ну и конечно же увлечение компьютерными играми сыграл главную роль( как же много часов уроков было прогуляно в компьютерных клубах))

Что отличает фэнтези от других направлений живописи?

Да ничем фэнтези арт не отличается - просто кому что нравится, тот то и рисует)

Richter - тот момент, когда в ДНД вкачал своего паладина в ветку инженерии)
Richter - тот момент, когда в ДНД вкачал своего паладина в ветку инженерии)
В какой технике вы работаете? Есть ли принципиальные различия между традиционной живописью и цифровой?

Разумеется разница между CG и традиционной живописью есть, и не маленькая. В университетские годы очень много рисовал в "традишке". С тех пор не испытываю особой любви к традиционным материалам.

Главное что мне не нравится в традиционной живописи - грязь. В краске все - руки, ты сам, квартира, домашние животные... отмывание кистей и заточка карандашей - просто брррррр....институтские флэшбэки. Ну и дикая дороговизна материалов не сильно вдохновляет. Так что CG стало для меня панацеей)

Rattenkönig - концепт крысиного короля, патриарха нелюдей, представляющего собой сросшихся тройняшек.
Rattenkönig - концепт крысиного короля, патриарха нелюдей, представляющего собой сросшихся тройняшек.
Что важнее для успеха художника - отточенная техника или уникальный стиль?

В идеале конечно лучше сочетание стиля и техники, но если выбирать - то по моему стиль решает.

Вы чаще рисуете на заказ или для себя? Выдумываете собственные сюжеты или воплощаете уже готовые идеи? Насколько заказчик ограничивает свободу творчества?

Чаще рисую все таки для себя - ибо у меня нет постоянной занятости, предпочитаю фриланс ( годами сама выработалась формула - от проекта до проекта - в компаниях на постоянке я как то не уживаюсь) . Так что в перерывах между рабочими проектами - рисую для себя. По поводу свободы творчества - тут принцип "кто за девушку платит, тот её и танцует" - некоторые заказчики требуют строгого соблюдения тз, а некоторые наоборот - оставляют все на усмотрение автора, но в итого заказчик всегда прав.

Над какими проектами вы работали? Какие из них вам больше всего запомнились и почему?

Я работал много над чем. Самые крупные проекты - карты для Magic the Gathering и работа над Total war Warhammer. Больше всего запомнилась работать над TTW3 - так как я являюсь и большим фанатом вселенной Warhammer и игр серии Total War. В рамках работы довелось создать синематик для фракции демонов Нургла. Это был доя меня новый опыт создания арта для дальнейшей анимации. Специфика была в том, что студия делают анимации вручную, а не с помощью нейросетей, и мне нужно было делить картинку по слоям ( фон, задний план, передний план, все персонажи отдельно, спецэффекты) и прорабатывать каждый слой максимально - чтобы при сдвигах анимации не было видно пробелов). Ну и отдельный кайф в том, чтобы увидеть как мои статичные картинки приходят в движение в готовом ролике.

Как ведется работа над крупными проектами в которых задействованы много людей? Насколько тесно вы взаимодействуете с другими участниками проекта? Приходится ли подстраивать свой стиль под заданный?

Как я уже писал, я работаю на фрилансе - поэтому все мои контакты ограничиваются непосредственно арт-директором и финотделом ( для отправки счетов). Больше ни с кем я не контактирую)

Когда я только начинал карьеру, то приходилось подстраиваться под стиль проектов, над которыми работал ( чтобы набить руку , ну и денежек подзаработать), но со временем и ростом скилла - ко мне стали приходить заказчики, которым нужен именно мой стиль). Сейчас я не берусь за проекты которые требуют подстраиваться.

Othelm, Sigardian Outcast - карта MTG, которую я сделал для сета Innistrad: Crimson Vow. Иннистрад - мир, вдохновлённый готической фантастикой, в котором проживают различные чудовища из готических романов - вампиры, оборотни, призраки, зомби и.т.д.
Othelm, Sigardian Outcast - карта MTG, которую я сделал для сета Innistrad: Crimson Vow. Иннистрад - мир, вдохновлённый готической фантастикой, в котором проживают различные чудовища из готических романов - вампиры, оборотни, призраки, зомби и.т.д.
Каких навыков концепт-арт требует от художников?

Я специализируюсь конкретно на концепт-арте персонажей, поэтому буду плясать от этого. Для создания качественного концепта персонажа требуется комплекс знаний - от анатомии и цветоведения, до специфических вещей вроде знаний механики, гидравлики, психологии и.т.д. Также для оригинального концепта нужна изрядная фантазия, но главное "насмотренность" ( багаж визуальных образов ).

Как сделать персонажа ярким и запоминающимся? Есть ли у вас для этого отработанные приемы?

Чтобы персонаж получился интересным - нужно досконально продумать его лор: кто он? какая у него профессия? какой у него характер? что у него было в прошлом? и.т.д. и отразить все это в деталях. И если у вас при взгляде на арт (необязательно полноценный- это может быть грубый скетч, главное чтобы он хорошо читался) в голове складывается полноценная история персонажа, то такой концепт я уже считаю удачным .

Каких персонажей вам интереснее создавать: жутких монстров или прекрасных эльфов? Почему?

Прекрасные эльфы это не ко мне - это мне кажется скучным (смеется). Мне больше нравятся жуткие монстры - тут можно проявить фантазию во всяческих деформациях и игрой с формами. Также люблю рисовать персонажей " побитых жизнью" - с какими то увечьям, ранами, или физическими недостатками или мутациями. Это уже, наверно, следствие моего увлечения хоррорами)

Der Hofnarr - придворный шут из моей выдуманной вселенной.
Der Hofnarr - придворный шут из моей выдуманной вселенной.
Есть ли такой сеттинг или проект над которым вы хотели бы поработать?

Всегда хотел поработать над вселенной Warhammer напрямую с её создателями, Games workshop. Я несколько раз посылал резюме, но ответа не дождался.

Есть ли у вас сейчас или в планах на будущее персональный проект?

Есть у меня кое какие наработки, уже пару лет делаю серию концептов персонажей и иллюстрация в стиле стимпанк, Хочу как ни будь объединить все это общим лором и что то с этим сделать - как минимум артбук, может быть настолку...но пока все это очень хаотично, и не собрано, Есть какие то наметки, но не более.

Что для вас творчество: любимое хобби, работа, способ высказать свои идеи? Может ли художник гармонично сочетать все это?

Творчество для меня одновременно и хобби и средство заработка) А по поводу высказываний - это не ко мне (смеется). Я считаю себя ремесленником, просто рисующим картинки.

Сталкиваетесь ли вы с творческим выгоранием? Если да, то как с ним боретесь?

Выгорания никогда не было, максимум - усталость. Это потому что я беру на себя ровно столько работы, сколько могу потянуть. Всех денег не заработаешь) А вот творческий кризис - это бывает. В этом случае, я просто вместо работы над полноценными артами, делаю кучу набросков на будущее - они особо не напрягают, и не возникает это тупое чувство прокрастинации (+ в будущем эти наброски могут пригодиться).

Innsmouth - арт который я нарисовал, вдохновившись повестью Г.Ф. Лавкрафта - Тень над Иннсмутом. Тут я изобразил кусочек повседневной жизни, рыболюдей проживающих в Инссмуте. Рыбаки вылавливают рыбу и золото - дарованные им их божеством Дагоном.
Innsmouth - арт который я нарисовал, вдохновившись повестью Г.Ф. Лавкрафта - Тень над Иннсмутом. Тут я изобразил кусочек повседневной жизни, рыболюдей проживающих в Инссмуте. Рыбаки вылавливают рыбу и золото - дарованные им их божеством Дагоном.
Как вы относитесь к ИИ-арту? Считаете ли вы его появление важной вехой в истории? Нейросеть - инструмент художника или замена ему?

К нейросетевым артам я отношусь крайне негативно. Перспектива столкнуться с обесцениванием арта, или вообще оказаться без работы ( на которую потратил большую часть жизни) , и быть вытесненным ИИ - не очень радужна.

Мое мнение - ИИ никакой не инструмент и не друг художнику, так как геймдев - это все про капитализм. И если у студии будет возможность заменить весь персонал бесплатной нейросетью, то это будет сделано на раз два.

А становиться оператором нейросетей, и тупо обмазывать поверх генерируемых артов - это полный .... Во первых - глядя на сами арты нейросетей - меня охватывает ужас, в абстракции или окружении все смотрится в целом ок, то вот на персонажах я ловлю лютый эффект "зловещей долины". Во вторых - для меня теряется вся суть рисования, так как процесс приносит мне больше удовольствия нежели результат. В фантастике предсказывали, что роботы будут заняты тяжелым машинным трудом, а люди станут творцами, но в реальности - у нас все через наоборот)) Ну это лично мое мнение.

Какой вам видится профессия художника в будущем, лет через 20?

Да в будущем профессия не изменится, как не менялась на протяжении всей истории) Т.е. могут появится новые технические возможности - но суть останется неизменной)

Archeotech- фан-арт по вселенной Warhammer 40000. Тут я изобразил экспедицию Адептус Механикус, которая нашла "железных людей" - древних роботов которые обладают ИИ (который запрещен в Империуме, так как эти самые машины практически уничтожили человечество в апокалиптической войне, много тысячелетий назад). Ну, больше эту экспедицию никто не видел).
Archeotech- фан-арт по вселенной Warhammer 40000. Тут я изобразил экспедицию Адептус Механикус, которая нашла "железных людей" - древних роботов которые обладают ИИ (который запрещен в Империуме, так как эти самые машины практически уничтожили человечество в апокалиптической войне, много тысячелетий назад). Ну, больше эту экспедицию никто не видел).
Где вы черпаете вдохновение? Как к вам приходят образы?

Вдохновения я черпаю, как наверно и все, из фильмов, игр, книг, и работ других художников)

Кого из художников вы цените? Кто повлиял на ваше творчество?

Нам мой стиль в большей степени повлияли работы Сэма Дидье - арт-директора "старой" Blizzard и Адриана Смита - работавшего над визуальным стилем вселенной Warhammer. Также мне очень нравятся работы художников: Igor Sidwill, Bayard Wu, Terry Wei, Stepan Alekseev, Tooth Wu, Karl Kopinski.

Какие фантастические произведения (книги, фильмы, игры) вам нравятся?

Самое большое влияние на меня оказывают компьютерные игры. Мои любимые жанры это survival horror и RPG. Обожаю серии игр Resident evil, Dead space, Evil within, Total war, Dawn of war, Deus Ex, серия игр Total War, Dishonored. Witcher, Dark souls.

А из литературы больше всего люблю хорроры за авторством Кинга и Лавкрафта.

Оставляет ли работа время на отдых и личную жизнь? Какие у вас есть хобби помимо рисования?

Времени на личную жизнь мне вполне хватает. Помимо рисования я увлекаюсь игрой на гитаре (панковская молодость)) и сборкой и покраской миниатюр Warhammer. Коллекционирую орков из Warhammer 40000 и вампиров из Age of Sigmar.

Моя коллекция миниатюр.
Моя коллекция миниатюр.
Meister der Regeneration - Ученый, мастер регенерации. К сожалению, его собственное тело оказалось не восприимчиво к регенерационной сыворотке, поэтому он вынужден "законсервировать" свою голову, для поддержания жизни. Для продления жизни он выращивает собственных клонов и использует их тела как запчасти для себя.
Meister der Regeneration - Ученый, мастер регенерации. К сожалению, его собственное тело оказалось не восприимчиво к регенерационной сыворотке, поэтому он вынужден "законсервировать" свою голову, для поддержания жизни. Для продления жизни он выращивает собственных клонов и использует их тела как запчасти для себя.
Какой совет вы можете дать художникам, которые только начинают свой творческий путь?

Могу посоветовать начинающим художникам - рисуйте то, что вам нравится, и от чего вы получаете кайф. Не стоит гнаться за деньгами, и рисовать через силу то, что является популярным, но к чему не лежит душа. Просто кайфуйте от работы.

Жаль нет ружья!
Жаль нет ружья!