Ну что ж, праздники прошли, можно и о неприятной Истории поговорить. Я не люблю рассуждать о политике, уж простите. Но иногда пройти мимо отдельно взятых персонажей просто нет возможности. Как не смогла я в своё время пройти мимо фигуры Вячеслава Молотова. Я на уроках всегда говорила и говорю, что не наше дело их - исторических личностей - осуждать. Но рассказать о них можно и нужно. Чтобы не забыть.
Вот этот человек на переднем плане фотографии, с тяжёлым и неприятным взглядом, практически забыт. Его фамилия не фигурирует в учебниках, а если где-то и встречается, то очень просто: С.Г.Фирин - начальник ДМИТЛАГа. Два слова, а за ними боль, предательство, доносы, ударная московская стройка и расстрел. А всё-таки - КТО ОН?
Старший майор госбезопасности Семён (Самуил) Григорьевич Фирин (Пупко) родился в 1898 году в Вильно в семье торговца-еврея. По бедности семьи достаточного образования в юности ему получить не удалось. Он компенсирует это уже во взрослые годы, выучив ко всем остальным пройденным наукам ещё 3 иностранных языка.
Однако биография его мягко говоря странна до невозможности:
- В Первую мировую войну - дезертировал из армии.
- Участник Февральской революции в Петрограде, Октябрьской революции в Москве. Призван в армию, снова дезертировал.
-Занялся политической деятельностью. В 1918 году вступил в РКП(б).
-Руководил партизанским движением в Литве (???). Военком бригады 4-й пехотной дивизии, комиссар штаба дивизии.
-Находился на руководящей работе в Разведывательном управлении штаба Западного фронта, руководил партизанско-диверсионными действиями в тылу противника.
-С июля 1920 года создавал резидентуру в Вильно и Ковно. В январе 1921 года в качестве помощника А. Сташевского направлен в Берлин. С 1922 года находился в Болгарии, координировал действия резидентур Разведупра под руководством X. Боева и Б. Шпака (Базарова). В начале 1923 года направлен в Париж. С августа 1923 года работал в Германии. В начале 1924 года возглавлял военный аппарат КПП. В сентябре 1924 года направлен в Польшу, где восстановил нелегальную резидентуру Разведупра. Был раскрыт и возвращён в СССР.
А дальше... Дальше работа в НКВД.
С 1930 зам. нач. Особого отдела ОГПУ. С 1932 года - начальник строительства Беломорско-Балтийского канала.
Семён Фирин очень любил "всякую" культуру. Наверное поэтому и стал одним из трёх редакторов (вместе с М. Горьким и Л.Л. Авербахом) сборника, в котором советские писатели и деятели культуры прославляли труд заключенных на строительстве Беломорско-Балтийского канала.
Да и сам иногда пописывал... И тут же издавался
Будучи апологетом "перековки", Семён Фирин постоянно пропагандировал ее: в ЦК ВКП(б), в творческих союзах СССР, на страницах газет и журналов, на выставках, конкурсах на лучшую песню - с обязательным привлечением в жюри лучших сил страны.
28 сентября 1933 года С.Г. Фирина назначили начальником ДМИТЛАГа. Приписка "с оставлением за ним должности заместителя начальника ГУЛАГа" подтверждала его могущество. Семен Григорьевич Фирин прибыл в ДМИТЛАГ победителем с другой "великой стройки века" - БЕЛОМОРБАЛТЛАГа; впереди него летели легенды и байки, которые рассказывались "зэками" на нарах и на общих работах. Новый начальник не скрывал своих симпатий к рецидивистам; не чурался он и 58-й статьи, приближая к себе одаренных и нужных людей, самолично решая все их проблемы. Но для остальных он был несгибаемым борцом с врагом и преступностью, насмешливым, жестоким и всесильным.
С одной стороны в ДМИТЛАГе были жёсткие условия выживания, в которые вписывались далеко не все, с другой...
При С.Г. Фирине были разрешены встречи с родственниками, действовали школы для неграмотных, собственный театр, работали агитбригады и выпускались газеты. В лагеря приглашались иностранные делегации и деятели культуры, чтобы показать жизнь заключённых... Мне почему-то вспомнился доктор Геббельс. Ну вот не знаю почему.
После прихода в НКВД Н.И. Ежова С.Г. Фирина ,как крупного специалиста по строительству, не трогали. Но приближалось окончание стройки, которое должно было ознаменоваться открытием канала "Москва-Волга". И многие понимали, что, скорее всего, что-то изменится обязательно.
Этого момента ждали все. Одни - с радостью от завершения большой работы, другие - с надеждой на скорое освобождение. И вот закончены последние приготовления. Берега канала расцвечены флагами, транспарантами и портретами руководителей государства, выполненными лагерными художниками. В дмитлаговской типографии тиражом две тысячи экземпляров отпечатаны приглашения на первый рейс.
17 апреля 1937 года началось заполнение водой всей трассы канала "Москва-Волга". Тогда же по ходатайству НКВД с бывших заключённых, добровольно оставшихся на работе по постройке канала "Москва - Волга" и других объектах по вольному найму и особо отличившихся была снята судимость. 27 апреля 1937 года праздничная флотилия двинулась по водной глади канала к Москве, к Северному речному вокзалу.
Свидетели описывают ситуацию, когда прибывшие пассажирские корабли на лестницу вышел встречать сам Николай Иванович Ежов. Боюсь даже представить себе эту картину: маленький человек в форме НКВД на больших ступенях вокзала. И постепенно стихающее веселье на прибывающих кораблях. Было написано, что все поёжились, ожидая увидеть ещё и чёрные нквдшные машины. Их видно не было. Но, когда руководство строительства канала пошло по лестнице речного вокзала к Н.И. Ежову, почему-то стало понятно, что их - людей руководящих ДМИТЛАГом - больше никто не увидит...
Возможно, описываемая ситуация была реально, возможно, придумана была какая-то её часть. Доподлинно известно только то, что Семёна Григорьевича Фирина арестовали 28 апреля 1937 года. Аресты "врагов народа" уже шли после этого беспрестанно. В первую очередь было арестовано высшее руководство стройки.
Вскоре по "Делу Фирина" было арестовано еще 219 человек, большинство из которых были расстреляны до конца 1937 года, в том числе и его жена, которая была когда-то курьером связи советской разведки, а в 1921-1922 гг. - резидентом в Кракове .
Как Семён Григорьевич Фирин вёл себя на допросах не известно, хотя остались очень подробные его признательные показания. Его обвинили в шпионаже, предательстве и во всём, в чём тогда можно было его обвинить. Кстати, с 8 августа начались и массовые расстрелы под Москвой на "спецобъектах" Бутово и Коммунарка. Сюда для исполнения приговоров стали привозить осужденных и из ДМИТЛАГа. Расстрелы ДМИТЛАГовцев в Бутово охватывают период с сентября 1937 по апрель 1938 года; особенно много их расстреляно в марте 1938 года. Похоже, Кремлем было сочтено, что при расформировании лагеря дешевле и проще избавиться от некоторого "человеческого балласта", чем распределять людей по другим ИТЛ.
О том, когда Семёна Фирина расстреляли, сказать сложно. Одни пишут о том, что расстреляли его практически сразу, а потом уже стали "делать" бумаги, другие пишут, что расстреляли его только в августе. Как бы то ни было, а вот решение об исключении его из партии состоится только в декабре1937 года, тогда же, когда и лишение его всех государственных наград. Немного странно, не находите?
Ну а дальше только одна странность. Если помните, репрессированных в то время реабилитировали уже после 20 съезда партии в 1956 году. И, в общем-то, начинали ну никак ни с бывшего "верхнего" руководства. А вот Фирин был реабилитирован Военной коллегией практически сразу, в том же году.
"Все показания, - говорится в заключении Военной коллегии, - сфальсифицированы. Работа Фирина в Главном разведывательном управлении оценивается высоко"
Вот так!
Жену Фирина С. А. Залесскую реабилитировали через только через год - в 1957 году. Позже были реабилитированы и все 219 человек, проходившие "по делу Фирина".
Когда я собирала для себя информацию об этом человеке - было ощущение грязи и желание никогда эту информацию не использовать. Но потом, с вызреванием статьи, я поняла, что написать и опубликовать её НАДО. Ну хотя бы потому что Семён Фирин был виртуозом-исполнителем в оркестре тогдашней власти. Как напишет потом одна из его современниц, дочь человека, которого он посадит после 15 лет дружбы и совместной работы: "Он был лицом - ангел, а нутром- демон". Очередной двуликий Янус , выкормленный нашей российской революцией. Человек, одного имени которого боялись, но который считал себя вершителем судеб сотен людей, которые от него зависели. Совершенно не призываю о нём помнить. Но призываю помнить о том, что подобные ему люди были.