Найти тему
Слово об искусстве

ЭМОЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ВОКАЛЬНО-ОПЕРНОГО ИСКУССТВА

Оглавление

Функции эмоций

Психология рассматривает функции эмоций (весь спектр эмоционального восприятия и воспоминания) как врождённый эффект оценки событий и их значимости. Эмоции характерны и для животных, поэтому их «шифровка и дешифровка» однозначны, транс культурны и «сквозь временны».

Основной «сверхидеей» эмоции является не только оценка, но и побуждение — стереотипирование реакций тела человека на те или иные раздражители, а также организация внимания, где эмоциональная окраска становится условием непроизвольного внимания и запоминания: эмоция не просто привлекает и концентрирует внимание на явлении(объекте), но глубина и важность данной эмоции прямо влияют на лёгкость и устойчивость запоминания данного явления.

Известно, что в любых культурах, народностях, у многих высших млекопитающих эмоция глубокого удивления сопровождается «округлением глаз» (расширением угла обзора), поднятием бровей и т. д. Обычно в таких случаях мозг пытается получить как можно больше информации для уточнения всех обстоятельств, чтобы удостовериться в происходящем. При этом чем ярче и необычнее событие (важнее его значимость), тем больше эмоциональный отклик. В эмоциях, переживаниях выражается реакция человека (певца-актёра) к внешним событиям.

Точные науки в большей мере связаны с абстрактно-логическим мышлением. Однако в музыкальном искусстве восприятие эмоционального компонента содержания выходит на первый план. Разницу между “чувством” и “разумом” легко понять при сравнении реакций на отражённое словом “нежность” явление: одно дело понимать, что это такое, другое— почувствовать» Не проще ли делегировать часть функций природе, использовать «запрограммированные» паттерны, которые будут однозначно понятны любому зрителю, слушателю. А стало быть, и непроизвольно окрашивать эмоциональными красками: ведь это и есть основная задача мастера сцены —максимально правдоподобно изобразить палитру своего героя в вокальном и актёрском воплощениях.

Рассмотрим небольшой фрагмент партии Германа из оперы "Пиковая Дама" Чайковского и произведем анализ вокальной партии.

Нашего героя встречает его приятель Томский, который спрашивает, почему Герман «как демон ада, мрачен... бледен»? (пример No 18). Ответ мы слышим в пределах терции на каждое предложение, которые, к слову, коротки и сухи. Мелодика ответа приближена в разговорной речи: фраза «Со мною?» идёт с повышением тона на слог «мно-», и далее — поспешные шестнадцатые в слове «ничего», как и во фразе «я здоров».

-2

Смысловые функции эмоций явно выступают на первый план: мы видим,что герою не до разговоров, он отвечает сухо, по существу. Томский же, наоборот, разговорчив, горяч: его реплики на целую страницу клавира (при безответном Германе) провоцируют бедного офицера остановиться и, доверившись другу, начать свою «исповедь».

Коммуникативная функция проявляется в том, что в тишине композитор приглашает слушателя-зрителя погрузиться в мир переживаний Германа. И затем, через паузу длиной почти в целый такт, вдруг слышим всплеск эмоций удивления, злобы: «Я сам не знаю, что со мной». При этом малая секста вверх до пост переходной ноты фа, ещё и в фонеме а спровоцирует певца широко открыть рот, длительность же в полторы четверти заставит подержать рот открытым — что поможет создать гримасу страдания. И тут мы видим, как информативная функция «сменяется экспрессивной, а с нею соединяется коммуникативная. И дальнейшее глиссандирование мелодии вниз подчёркивает безысходность положения героя.

-3

Опять пауза больше чем на полтакта, —в поиске нужных слов после признания отчаянности положения. Начинаются сбивчивые шестнадцатые: «Я потерялся,негодую на слабость, но владеть собой нев силах больше». При этом фраза трижды прерывается восьмой паузой, подчёркивая неуверенность, смятение, перепады эмоций.

-4

Последний пример демонстрирует «диагноз», который Герман, возможно, впервые вербализирует: сперва оставаясь в чистой приме с падением мелодики вниз на диссонансную малую секунду,— это признание самому себе в чувстве жуткого дискомфорта от осознания безвыходности. Отвечая на вопрос несказанно удивлённого и проявляющего высшую степень заинтересованности Томского («Как! Ты влюблён? В кого?»), Герман откликается нисходящими мелодическими фразами,с удлинением важных по значению слов «её» и «не хочу». Однако одна и та же нота ляв зависимости от окончания фразы приобретает разное эмоциональное значение: в первом случае от следующей после ля ноты соль строится совершенная, консонансная квинта, создающая образ чистоты, а отсюда и колоссального восхищения, удивления, восторга от «её образа». Продолжительная — почти на целую по длительности — ля и нисходящее «узнать» в пределах несовершенной большой терции «растянуть его углы в стороны, при опускании же нижней челюсти уголки рта непроизвольно пойдут вниз. И на следующей странице клавира (пример No 4)— так же ход на высокое ляв слове «мысль» — появляются такие же, как в древнегреческих трагедиях, эмоция и маска страдания.

Вывод

Изученный нами фрагмент, наглядно демонстрирует необходимость исследования композиторских приёмов передачи разных по функциям эмоциональных красок партии вокалиста, существенных при создании полноценного образа.

Синтез текста А. Пушкина, музыки П. Чайковского создаёт особую эмоциональную партитуру, обеспечивающую целостность формы эмоционального полотна оперы. Завершённостью психофизиологической канвы высказывания обеспечивается завершённость формы всего сочинения. Потому важно рассмотрение спектральных и интонационных характеристик экстралингвистического (эмоционального) полотна вокальной партии героя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ван В., Сраджев В. П. Развитие эмоциональной сферы пианиста с помощью эмоционально-чувственных упражнений // Современные наукоёмкие технологии. 2022. No 7.С. 126–130. DOI: 10.17513/snt.39245.

2.Волкова П. С. Музыка в кинематографе (к вопросу о внутренней форме кино текста в аспекте эмотивности) // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022. No 3.С. 171–183. DOI: 10.56620/2782-3598.2022.3.171-183.

Кисеева Е. В. Специфика работы с поэтическим текстом в пост-опере (на примере либретто «Марко Поло» Тан Дуна) // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2021.» (Эмоция как феномен вокально-оперного искусства / А. А. Костюк.